7 мин.

Кристиан Хайдель: «Экономически «Шальке» весьма дешевая успешная команда»

Спортивный директор «Шальке» Кристиан Хайдель дал интервью для журнала Немецкой футбольной лиги (DFL).

Don H

На новой домашней форме «Шальке» размещены молоток и киркасимволы горного дела. Хайдель работает в клубе уже третий сезон и рассказывает о своей связи с горнодобывающим регионом с богатой угольной историей. «Всего через несколько недель после переезда в Эссен я посетил премьеру документального фильма «Конец смены» о прекращении работ шахт в Рурской области. Там я познакомился с бывшими шахтерами, ведь как майнцер я больше был знаком с виноградарством, чем с горнодобывающей промышленностью. Меня поразили две вещи. Первая: очень часто употребляется слово «общность». Благодаря нему я лучше понял «Шальке». И вторая: было очаровательно замечать, как важен футбол для людей. Так ты чувствуешь, что ответственен за настроение людей».

Стал ли Рурский регион домом для Хайделя? «Я могу так сказать, да. После 24 лет в «Майнце» моим самым большим беспокойством было то, смогу ли я снова эмоционально привязаться к еще одному клубу. Теперь эти мысли за бортом. Здесь я также на 100% эмоционально привязан. «Шальке» такой захватывающий клуб, и у меня по-прежнему не было ни одной неприятной встречи. Рурская область – мой дом, а Майнц навсегда останется для меня моей родиной».

Год назад болельщики «Шальке» вывешивали плакаты, обвиняя Хайделя в неуважении и осквернении традиций и идентичности клуба (большую роль сыграла, в частности, аренда экс-капитана Бенедикта Хёведеса в «Ювентус») На баннерах писали: «Остановите потерю идентичности, усильте академию клуба!» «Это было огромное недоразумение. Потому что именно этого хочу и я. Посмотрите на стройку на территории нашего клуба – Бергер Фельд. Преимущественно это все для работы с академией, нашей «кузницой кнаппенов». Мы инвестируем почти сто миллионов евро в будущее «Шальке 04». И также я хочу, чтобы снова больше и больше игроков попадало в основной состав из нашей академии. Но не должно быть так, чтобы это были только игроки, которых мы приобрели для команды U19. Я хочу, чтобы мы сами их воспитывали и обучали. Для нашей академии мы подписали технического директора Петера Кнебеля, а также полностью её реструктурировали – однако не потому, что я хочу «осквернить» идентичность клуба, как это тогда было укоризненно сказано. И моя мечта заключается в том, что мы будем выпускать не только молодых футболистов, но и тренеров».

Berger Feld

План Хайделя – чтобы и игроки академии, и игроки первой команды располагались в одном здании. «Идея в том, что оба отдела должны иметь один и тот же вход – лестницу наверх. И уже там направо будет поворот к молодежи, налево – к профессионалам. Молодые игроки должны иметь возможность сказать «я хочу войти в ту дверь». Первоначальный план был другим: первая команда располагалась в одном конце, академия – в другом. Но для меня было чрезвычайно важно, чтобы признанный игрок сборной гладил по голове парня из U12. Я хочу, чтобы наши игроки были такими. Чтобы мы были близки внутри клуба. И так оно и будет: клуб будет расти вместе».

Стоит отметить, что клуб стал вести себя тише – в частности, тише стал вести себя и босс клуба, председатель наблюдательного совета Клеменс Тённис. Ранее именно с его именем ассоциировались многие скандалы в клубе. «Мне иногда приписывают, что моим требование при вступлении в должность было сдержанное поведение председателя наблюдательного совета на публике. Безусловно, это не так. У нас тесные связи с Клеменсом Тённисом. Мы общаемся по телефону каждые два дня. Но у него, например, нет даже своего офиса в клубе. Он различает оперативный бизнес и задачи наблюдательного совета. Думаю, именно это ведет к тому, что он не видит никаких причин часто выступать на публике».

Далее Хайдель отмечает стремление клуба к стабильному развитию и долгосрочным инвестициям. «Посмотрите, мы ещё прошлой зимой знали, что в новый сезон вступим с тем же тренером. И, таким образом, в январе вместе с Доменико Тедеско приступили к формированию состава на этот сезон. Если у вас есть стабильность в тренерском вопросе, у вас будет стабильность и с игровой идеей. Мы инвестируем в это направление. Мы думаем на перспективу – это означает, что время от времени мы делаем вещи, без которых завтра мы не выиграем футбольный матч. Мы полностью изменили медицинский отдел, скаутинг, по-новому спроектировали инфраструктуру. Нужно быть готовым вложить деньги на послезавтра с риском, что сначала ещё завтра может быть хуже. Кратковременный успех – довольно приятная вещь, все счастливы. Но если я позволю подвергнуть опасности долгосрочный успех, я потеряю свою работу. И для этого мне нужен тренер, которому эта стратегия также была бы важна. Не такой тренер, который скажет: «Что, простите, вы инвестируете 95 млн в инфраструктуру? Мне бы хотелось получить 30 млн на новых игроков». Мы говорим: успех, вероятно, придет чуть позже. Но он придет».

Heidel-Teddy

Новички «Шальке» часто упоминают убедительное видео о клубе, которое Кристиан Хайдель показывает им во время переговоров. «Я показываю видео также и для игроков, приходящих из-за рубежа, которые не так сильно знают «Шальке». В видео речь идет об эмоциональности фанатов, о традициях. Говорится там и о больших игроках, которые играли здесь, от Мануэля Нойера до Рауля. Затем оно переходит к будущему, показываются строительные работы. Последнее предложение в видео: «Будь частью этого».

Какой стиль игры подходит к философии «Шальке»? «Сейчас я мог бы ответить, что это страсть и работа, но это было бы слишком просто. Ни один клуб не сказал бы, что им не нужны эти качества. Храбрость играет большую роль. Мы должны играть в храбрый футбол. Мы хотим обороняться смело и развивать команду с этой игровой идеей. Доменико Тедеско представил мне убедительный план, и теперь команда непрерывно развивается, в том числе и персонально. И у меня действительно хорошее чувство. Качество тренера можно распознать сразу».

За два года Хайдель сильно уменьшил бюджет команды – сообщалось, что на момент прихода Кристиана в клуб он составлял около ста млн евро, год назад – 55 млн евро. За это, однако, бурных аплодисментов спортдир не получил. «В прошлом году команда вместе со всеми тренерами и всеми бонусами стоила около 70 млн евро. В наши времена для такого клуба, как «Шальке», экономически это весьма дешевая успешная команда. В свое время мы не продлили контракты с такими игроками, как Клас-Ян Хунтелар и Эрик Максим Шупо-Мотинг, и за это меня избивали палками. Но сезоном ранее мы были десятыми, а затем стали вторыми – с очень сокращенным бюджетом зарплат».

Болельщики «Шальке», как и ранее в «Майнце», называют Хайделя «доном». Откуда взялся этот титул? «Когда-то в 90-е годы в тренировочном лагере меня так назвала одна дама с ресепшена отеля. Кто-то из одного испанского клуба, с которым я вел переговоры по трансферу, оставил ей записку, в которой было обращение «дон». Так что она обратилась ко мне «дон Хайдель». Я был в баре отеля, где вблизи сидели и болельщики с журналистами. На следующий день это оказалось в газетах, и с тех пор я «дон».

Heidel

Как-то раз Хайдель сказал, что «Шальке» – больше не спящий гигант, который уже принял завтрак. «Я имел в виду, что когда «Шальке» спит, то это плохо. А завтрак – основа дня. Эту основу мы проложили благодаря многим изменениям. Но люди по-прежнему ещё спрашивают меня: «Когда мы станем чемпионами Германии?» Я понятия не имею, потому что это же зависит ещё и от наших конкурентов. Но я уточню, что в «Шальке» поняли: мы должны смотреть на себя и улучшаться шаг за шагом. Когда-то это должно стать нашей целью, чтобы люди, отмечая главных кандидатов на места в Лиге чемпионов, ставили нас в один ряд с «Баварией», дортмундской «Боруссией», «Байером» и, возможно, «Лейпцигом». Это наш план. Но вот часто отмечают, что люди здесь часто говорят о чемпионстве. Это вовсе не так. Они просто наслаждаются тем, что сейчас в клубе царит огромная тишина. Никаких скандалов. Раньше я гуглил и обнаруживал, что самым часто упоминаемым словом рядом с «Шальке» является «хаос». Я сказал: это нам нужно изменить».

В завершение Хайдель говорит об игроке, который воплощает то, что должен означать «Шальке». «Налдо сильно изменил имидж «Шальке». Обладая таким возрастом, ростом, опытом и харизмой, у него есть что-то особенное. Даже судьи говорят, что он всегда смеется и дружелюбно к ним относится. Никто ничего плохого о нем не сказал бы. Налдо похож на образцового профессионального футболиста. И это отражается на всём клубе. Тем не менее, такой клуб, как «Шальке», всегда выделяют, как «Баварию» и Дортмунд. Но я рассматриваю это как награду – о «Шальке» говорят».

Вступайте в сообщество болельщиков «Шальке» в ВК