12 мин.

Помните, «Лейкерс» забыли игрока после празднования титула? Двукратный чемпион НБА (и лучший друг суперзвезд лиги) едет в Россию

Куинн Кук ищет новых друзей.

Пандемия изменила европейский баскетбол: из-за того, что в чемпионате Китая ужесточили лимит на легионеров, сбитые летчики с громкими именами все чаще едут к нам. Вслед за О Джей Мэйо в УНИКСе, Кеннетом Фаридом в ЦСКА и Шабазом Напьером в «Зените» новичка представил и краснодарский «Локомотив». Куинн Кук, обладатель чемпионских перстней с «Голден Стэйт» и «Лейкерс», перевозит в лигу ВТБ свой уникальный опыт.

Кто это такой?

Кук прославился благодаря «Голден Стэйт»

Карьера в НБА у Кука совсем не сложилась: в среднем он выходил на площадку на 14 минут и набирал 6,4 очка.

Зато у него был отрезок, который запомнился даже тем, кто не следит за лигой.

Осенью 2017 года Кук, как обычно, пробовался в очередном клубе НБА – на сей раз «Атланте». Все складывалось вроде бы удачно, но за день до того, как его контракт становился гарантированным, разыгрывающего отчислили.

«Понял, что у меня уже нет сил все это терпеть, – рассказывал он. – Позвонил маме, позвонил КейДи»…

На следующий день с Куком связался главный тренер «Голден Стэйт» Стив Керр. «Голден Стэйт» взял игрока на тогда только появившийся двусторонний контракт: Кук выступал за фарм «Уорриорс» в G-лиге, но не терял надежду, что ему повезет.

В том сезоне ему повезло.

Сначала Стеф Карри травмировал голеностоп. «Уорриорс» немедленно бросили Кука в старт, чтобы не менять ротацию. И в марте он выдал самые впечатляющие свои матчи в НБА: 25 очков (10 из 13 с игры) против «Сперс», 28 очков (11 из 17 с игры) против «Финикса» и 30 очков (12 из 15 с игры) против «Милуоки».

Потом Карри вылетел на часть плей-офф из-за повреждения боковой связки колена. «Уорриорс» отчислили Омри Каспи и подписали Кука на два года, чтобы тот помогал и в плей-офф. Он много играл в первых двух раундах, а после возвращения лидера проводил на площадке символические минуты. 

С «Уорриорс» он впервые стал чемпионом. С «Уорриорс» дважды играл в финале.

«Голден Стэйт» был идеальным вариантом для Кука. Он давал им столь необходимые дальние попадания (у него 44% в первом сезоне и 40% по карьере) за минимальные деньги. А «Уорриорс» коллективно скрывали все его недостатки: отсутствие защиты и неспособность быть основным плеймейкером. Куку оставалось лишь не промахиваться из открытых позиций, на которые его выводили Дюрэнт, Грин, Ливингстон и Карри.

И хотя болельщики «Голден Стэйт» вспоминают Кука с большим теплом (его необыкновенная история – один из символов той команды), с точки зрения продвинутой статистики он один из худших игроков клуба в период пятилетней династии. Даже когда у «Уорриорс» была возможность вернуть его, они посчитали, что Брэдли Уонамэйкер гораздо лучше. 

Кук – лучший друг суперзвезд

При этом никогда не скрывалось: Кук в «Уорриорс» во многом потому, что его присутствие лоббируют суперзвезды.

«Мне кажется, быть хорошим партнером – это тоже навык, – повторяет Кук. – На какое-то время это позволяет тебе сохранить работу».

Имя одной такой суперзвезды не нужно даже уточнять: Кук вырос в Округе Принс-Джорджес, там же, где Кевин Дюрэнт. Они познакомились, когда Дюрэнту было 12, а Куку – 7.

«Он помогал мне на каждом этапе моей жизни, – объяснял Кук. – Вот так оказалось, что мой лучший друг и мой брат – один из величайших баскетболистов в мире. Он же и один из величайших менторов».

Их близость запечатлена в том числе и в документальном фильме, который Дюрэнт и Кук спродюсировали вместе – «Баскетбольный округ: в воде». В нем объясняется, почему в окрестностях Вашингтона в XXI веке выросло больше 25 игроков мужской и женской НБА.

Дюрэнт подбадривал Кука, когда тот присел на скамейку в первом сезоне в Дьюке.

Дюрэнт приглашал его на совместные тренировки, еще когда Кук выступал за Дьюк.

Дюрэнт утешал плачущего Кука, когда того не взяли на драфте.

Дюрэнт пришел ему на помощь, когда Кука отчислили из «Атланты».

Первый чемпионский титул они завоевали вместе.

Штука в том, что друзьями детства – а кроме Дюрэнта, это Виктор Оладипо, Майкл Бизли, Джерами Грант – дело не ограничивается. Кука считают близким другом Карри и Грин, Леброн и Дэвис, Уэстбрук и Ирвинг, Бил и Казинс, Флойд Мэйвезер и Лудакрис…

«Да, я понимаю, что вы хотите сказать, – говорил Дрэймонд Грин. – Все действительно любят Куинна. Я его знаю всю жизнь. Но я вам даже не скажу, откуда я его знаю. Я даже не помню, когда мы с ним познакомились. Когда он появился, я сразу почувствовал: «Вот мой друг». Такой вот он человек».

Почти идентичную историю рассказывал сам Кук.

«С Оладипо мы познакомились в пятом классе. Меня перевели в его школу. У меня еще не было друзей. И вот буквально в первый же день – он не знал меня, я не знал его – он подошел ко мне и говорит: «Я теперь твой друг». С тех пор мы и не расставались».

Кук магическим образом завоевывает расположение лучших игроков лиги.

Дошло до того, что он завоевал расположение главного социопата НБА.

Кук с детства болел за «Лейкерс» и Кобе Брайанта. И когда оказался в Дьюке, то, используя свои сверхспособности, подружился с кумиром. Их познакомил Майк Кшишевски, а дальше получилось так, что Брайант присматривал за молодым поклонником и помогал ему советами.

Недавно Кук рассказал об их последнем разговоре.

«В финале Западной конференции против «Рокетс» я вылетел из ротации в первых четырех матчах. И вот в пятой игре Стив поставил меня обратно – видимо, хотел, чтобы на площадке находилось больше снайперов. Где-то за минуту до конца мы уступаем одно очко – я отзащищался от Криса Пола, Дрэймонд забрал подбор, мы прибегаем в атаку, и он передает мне мяч. У меня на тот момент ноль очков, 0 из 2 с игры. Я получаю мяч, бросаю – промах. Мы в итоге проигрываем, счет 2-3, меня уничтожают в соцсетях. Но я помню, после матча мы всю ночь обсуждали серию дома у КейДи, говорили о том, что нам нужно изменить… И я решил, что этот момент будет таким моментом, как у Кобе те «сквозняки» против «Юты» в плей-офф. Я прям твердил себе это – твердил, твердил, твердил. И вот через год я получаю мяч на том же месте в финале против «Рэпторс» и попадаю – и потом кладу три трехи из трех, и мы побеждаем во втором матче. Сам я о себе думаю: «Вот, я прям как Кобе, как Мамба, я не растерял уверенности в себе».

И вот тем летом мы встречаемся с Кобе. И я ему не рассказывал все это. Он сам сказал: «Мужик, это твой главный момент в карьере. Ты показал, что у тебя большие кохонес. Промазал за год до этого, а здесь помог команде выиграть в финале». Кобе сказал, что гордится мной».   

У Кука необыкновенная история, которая получилась благодаря тому, что он научился быть идеальным партнером

Кук с детства готовился стать звездой баскетбола.

Отец дал ему в руки баскетбольный мяч, когда ему исполнилось три года. Под его же руководством он делал первые шаги: тот требовал у соперников, чтобы они не давали спуска сыну. А когда отец умер от остановки сердца после неудачной операции на толстой кишке (Куку было 14 лет), маленький разыгрывающий и вовсе с головой ушел в спорт.

Дальше он всегда ощущал себя исключительным баскетболистом.

Учился в престижной школе Оук-Хилл, из команды которой в НБА пробились пятеро его партнеров.

Оказался в Дьюке, где ему в любви признавался Майк Кшишевски: Кук – лучший разыгрывающий элитного университета по соотношению передач к потерям.

Попадал в символические сборные на студенческом и школьном уровне.

Стал чемпионом NCAA с Дьюком в команде с Джалилом Окафором, Тайусом Джонсом и Джастисом Уинслоу.

Выступал за юниорские сборные США и брал золото на чемпионате мира U16 и U17.

Все изменилось как будто в один момент.

В июне 2015 года Кук пригласил всех, кого только смог, к себе для совместного просмотра церемонии драфта. Он был уверен, что уж кто-нибудь точно заберет одного из важнейших игроков чемпионского Дьюка.

Его не выбрали на драфте.

Его три раза брали на испытательные сроки.

Его трижды приглашали в тренировочные лагеря.

Он отбегал два с половиной сезона в G-лиге.

Его звали в Европу, но Кук уперся – несмотря ни на что, верил, что является игроком НБА, и боролся за мечту. «Сказал своему агенту, чтобы даже не думал меня везти никуда. Если не НБА, то я не хочу ничего слышать. Мне кажется, все началось с этого. Если ты думаешь о том, чтобы уехать, то теряешь концентрацию. Ты как бы уже одной ногой там. Но я был нацелен на НБА».

«Когда мне было 10 лет, я играл за скромную команду в AAU, – описывал он один из определяющих моментов карьеры. – У нас была ужасная форма, а нашему тренеру самолично пришлось пойти в Foot Locker, чтобы купить нам кроссовки. Никто не знал, кто мы такие. Мы участвовали в турнире в Орландо. Отчетливо помню, как странно на нас смотрели люди на церемонии открытия. Тренер сказал нам, что их смех надо использовать в качестве мотивации. В итоге мы отобрались из 160 команд и прошли в плей-офф, хотя в итоге и уступили там. Это научило меня всегда верить в себя и не беспокоиться о том, что о тебе думают».

Наконец – спустя три года – у него получилось: он попал в «Уорриорс» и благодаря травмам Карри и сложной финансовой ситуации в клубе, собравшем суперкоманду, заявил о себе.

В 2019-м Кук реализовал мечту – он перешел в «Лейкерс», за которые болел с детства.

За калифорнийцев защитник провел лишь несколько запоминающихся матчей (с «Индианой» (21 очко – 8 из 14), с «Орландо» (22 очка – 9 из 14), с «Чикаго» (17 очков – 6 из 9) – и практически не выходил в плей-офф.

В «Лейкерс» он окончательно перевоплотился в идеального партнера.

«Он ведет себя так, словно провел в лиге больше 10 лет, – объяснял Стив Керр. – Все его любят. Он вкалывает каждый день. Он пользуется теми возможностями, что ему дают, и не жалуется, если их не дают… Очень важно, чтобы на скамейке у вас были парни, которые пользуются популярностью в команде. Парни на скамейке должны принимать свою роль, поддерживать остальных, даже если не получают шанса».

Сам Кук рассказывал, что к этому он шел довольно долго: и в Дьюке, и при первых попытках проникнуть в НБА он еще не вполне пришел к такому осознанию роли и больше думал о своей непростой доле.

Свой кусочек славы в «Лейкерс» Кук получил уже после завоевания чемпионского перстня. Бурно отпраздновав победу, команда загрузилась в автобус и забыла защитника на арене. Так как дело происходило в «пузыре» Орландо, то добраться до отеля он мог только пешком. Пришлось ему подключиться к онлайн-стриму Джей Ар Смита в инстаграме и напомнить о себе.

В общем, путь Кука – от бесконечных отказов до похвалы Кобе – вышел настолько поучительным, что его образ использовали в детской книжке: реально существующий супергерой Кук рассказывает малышам о «10 рецептах успеха», главный из которых, конечно, никогда не вешать нос.

Что ждет Кука в «Локомотиве»

После отчисления из «Лейкерс» (им нужно было сэкономить деньги и освободить место в составе) Кук доигрывал прошлый сезон в «Кливленде», где получал не намного больше времени, чем в команде, претендующей на титул.

Он прождал до старта нового сезона, но никаких предложений не последовало. В НБА Кук практически неиграбелен: из-за маленького роста (185 см) он не может защищаться и плохо завершает под кольцом, его навыки разыгрывающего – тоже не совсем то, что привлекает команды. Обычно говорят, что в НБА достаточно одного доведенного до совершенства умения, чтобы продержаться в лиге, но Кук эту аксиому опровергает своим примером: с грандиозным броском (в «Кливленде» он показал 46%) он не пригодился. 28-летний гуру, обладающий мудростью 38-летнего, тоже, по всей видимости, никому не нужен.

Все настолько плохо, что Кук 1) пошел против своих принципов (он всегда отказывался уезжать из Америки), 2) доехал до «Локомотива», который выступает не в Евролиге, а в Еврокубке.

«Локомотив» точно получает отличного снайпера – лишь в первом сезоне «Лейкерс» процент Кука упал до 37. Кука чуть ли не силой заставляли бросать в «Голден Стэйт»: Карри, Дюрэнт и Томпсон требовали, чтобы дальние атаки чаще брал на себя вот этот парень на двустороннем контракте.

«Локомотив» теоретически сможет спрятать недостатки Кука в защите. В Европе это сделать намного проще благодаря насыщенной зонной защите, подстраховке в «краске» и тупо тому, что меньше игроков готовы обыграть один в один.

При этом «Локомотив», очевидно, видит в Куке полноценного разыгрывающего. И вот с этим возникнет, пожалуй, главный вопрос. Все последние годы Кука знают больше как вспомогательного плеймейкера, тяготеющего к дальним атакам – так было в Дьюке с Тайусом, так было в «Голден Стэйт» и «Лейкерс». Лучшую игру Кук показывал в звездных командах, в том числе и на студенческом уровне, действуя без мяча. Единственное место, где Кук феерил именно в качестве первого номера – это G-лига, лишь там он выдавал по 8,1 передачи за игру. «Локомотив», вероятно, рассчитывает, что сочетание школы Кшишевски и Леброна, лидерские качества и чемпионский опыт позволят Куку в каком-то смысле раскрыть себя заново.

 

Фото: Gettyimages.ru/Sean M. Haffey