9 мин.

20 лучших игроков, игравших за New Jersey Devils. №10 – Дэйв Андрейчук

274 гола в большинстве. Первое место в истории НХЛ по этому показателю. Игрок, в честь которого ещё во время карьеры была названа спортивная арена, и обладатель собственной статуи у другой арены. Иные доказательства излишни.

10. Дэйв Андрейчук

Профиль игрока на hockey-reference

Дэйв – один из самых уважаемых игроков всех времён. Партнеры дали ему солидное прозвище «Анкл (Дядюшка) Дэйв». В 2005 году, когда левый форвард ещё не закончил карьеру, хоккейная арена в родном городе Дэйва Гамильтоне была названа «Дэйв Андрейчук Маунтин арена». А в 2014 году статуя Андрейчука появилась возле арены в Тампа-Бэй – уже четыре года Андрейчук работает там вице-президентом… разумеется, по коммуникациям. Тем более странным может показаться, что нет ни одной книги о Дэйве – при такой-то любви фанаты вполне могли бы подготовить хороший, пусть и неавторизованный материал. А разгадка в том, что биография Андрейчука проста, как у канадского лесоруба – один брак, три дочери, ни одной забастовки, ни одного скандала, ни одного легендарного момента на льду (как, скажем, драка Маккарти с Лемье в 1997-м или гол Матто «Дьяволам» в 1994-м). Удивительно тихая легенда без каких бы то ни было эффектных черт.

Здоровяк (193 см), который по большому счёту умел только одно – отрабатывать на пятачке. Но он делал это лучше всех в НХЛ – возможно, за все времена. «В комбинационной игре Андрейчук дубоват» – говорил в середине 1990-х в интервью «Спорт-Экспрессу» кто-то из его одноклубников – Николай Борщевский или, скорее всего, Дмитрий Миронов (буду благодарен за уточнение). Что верно, то верно: Дэйв искренне не понимал, зачем нужны кружева распасовки, если можно встать перед вратарём и запихнуть шайбу в ворота.

Дэйв Андрейчук, наверно, единственный силовой форвард во Вселенной, который упоминался в пяти голосованиях по присуждению трофея Джентльмену лиги. Исключительно физически сильный, он не был агрессивен по своей природе и искренне полагал, что суть хоккея в том, чтобы забить побольше шайб в ворота противника. За это его нещадно критиковали тренеры, особенно суровый Пэт Бёрнс в «Торонто» – однако абсолютная дисциплинированность Дэйва во всех остальных компонентах перевешивала и приносила командный успех.

Между Баффало и Торонто

Вирус невезения Дэйв подхватил на драфте – его под 16-м общим номером выбрал отличный молодой клуб «Баффало», в двух шагах от родного Гамильтона. Но если вы не понимаете, что такое для парня из Онтарио быть выбранным «Клинками», вы ничего не слышали об НХЛ.

Впрочем, Дэйв не был юной звездой уровня Линдроса, да и устраивать истерики не в его характере. С первого же года Андрейчук влился в состав «Баффало» вместе с другим юным дарованием и участником нашего рейтинга Филом Хаусли, на следующий год пришёл вратарь Том Баррассо, и команда начала показывать исключительно яркий, хотя и не всегда успешный хоккей. Эти годы до сих пор считаются периодом расцвета «Баффало», хотя наивысших достижений команда добилась 15 лет спустя, с Домиником Гашеком и Майком Пекой.

За неполные 11 лет в Баффало Дэйв заматерел, обрел свой стиль, 8 раз забил 30 и более голов за сезон, а суммарно набирал чуть более очка за игру. Цена такого неутомимого бойца на рынке была очень высокой, тем более что игроки его амплуа мало зависят от скорости, которая первой уходит с возрастом. И удивительно, что «Баффало» ухитрилось провести, пожалуй, худший обмен в своей истории именно с участием Дэйва. В День сурка 1993 года он вместе с отличным голкипером Дэрреном Пуппой (кстати, на Спортсе есть замечательная статья про Пуппу, рекомендую) и первым пиком ближайшего драфта был обменен на знаменитого Гранта Фюра. Велик был авторитет темнокожего вратаря, если «Мэйпл Лифс» сумели впарить его за такую компенсацию клубу, в котором уже полгода числился Доминик Гашек!

Так или иначе, но Андрейчук оказался «дома», в Торонто, в отличной компании Дага Гилмора, Гленна Андерсона, Николая Борщевского, Дэйва Эллетта и Феликса «Кота» Потвена. Андрейчук в первом же матче забил гол, да и в дальнейшем играл просто отменно, суммарно набрав 198 очков за сезон обмена и следующий за ним. Ничто не предвещало прощания с родиной, но в марте 1996 года всего за второй и третий раунды драфта он отправился в «Нью-Джерси». Где, к слову, тоже забил в первом же матче.

Дьяволы, Мишки, Лавины, Клинки

Период Андрейчука в «Нью-Джерси» оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, менее чем за четыре года Дэйв набрал +60 полезности, благодаря чему, как выяснилось в итоге, вывел и всю свою карьеру в плюс. С другой – опять не повезло, годы Дэйва аккуратно уместились между двумя «дьявольскими» Кубками Стенли (1995, 2000). В этот период «Нью-Джерси» вообще покупал и терял массу звёзд и близких по статусу игроков: Дага Гилмора, Стива Томаса, Фила Хаусли, Дага Боджера, Дэйва Эллетта, Лайла Оделейна, Петера Зезеля… А Кубок в итоге был взят силами костяка-1995 плюс своих же воспитанников Элиаша, Сикоры, Гомеза, Мэддена, Рафальски; из значимых «варягов» можно отметить только Арнотта.

Автор - Тони Каппарелли, найдено в блоге «Спортивная живопись»

Да и бесплатный уход яркого края в «Бостон» в межсезонье-1999 не прибавил ему вистов в глазах джерсийских болельщиков. Человек с более чем полутысячей голов за карьеру, с карьерной же полезностью свыше +100 не был обменен в последний дедлайн и ушёл даже не за спасибо. Причём подписал всего лишь годичный контракт.

И именно поэтому в «Медведях» не задержался – весной 2000 года звёздное «Колорадо» приобрело ветерана во время знаменитого обмена Рэя Бурка.

Но летом контракт продлён не был – у Дэйва появилось приглашение из почти родного «Баффало». 20+13 за год – и снова на рынок, теперь в «Тампу». Карьера явно пошла под откос, что неудивительно в 38 лет. А Бурк остался и выиграл Кубок Стенли в следующем же сезоне.

Преодоление

Что ж, не можешь задержаться в команде чемпионского уровня – создай её сам, решил, видимо, наш герой. Вскоре его назначили капитаном вместо Венсана Лекавалье, и год за годом Дэйв фактически выполнял обязанности ассистента тренера и менеджера, с ним советовались по поводу тактики и обменов. И уж почти не стоит упоминать, что именно бесконфликтный, но твёрдый капитан полностью определял «погоду» в раздевалке.

Итогом всего этого стал Кубок Стенли 2004 года, Кубок особенно ценный тем, что был добыт до введения «потолка зарплат», когда команды ещё не подверглись искусственной уравниловке, когда побеждал действительно сильнейший. 40-летний капитан первым поднял трофей над головой.

Никто этого не ожидал, но он вернулся после локаута, хотя многие более молодые игроки во время пропущенного сезона повесили коньки на большой ржавый крюк. И его 6+12 в 42 матчах – отнюдь не позорный показатель, но всё же в какой-то момент клуб и игрок пришли к выводу, что – пора.

Слава, которая не пришла

1639 матчей только в регулярках, 6-е место в истории НХЛ по этому показателю. Восемь сезонов, пусть не подряд, провёл полностью от звонка до звонка. Но так уж получилось, что в плей-офф этот феноменальный трудяга в период расцвета толком и не поиграл: за первые 17 лет карьеры его команды практически никогда не проходили первый раунд. Исключения – бёрнсовско-гилморовский «Торонто» 1993-94 годов да «Нью-Джерси» 1997-го, когда, правда, травмированный Андрейчук сыграл лишь в пятом матче второй серии против «Рейнджеров», который и оказался последним в сезоне…

Ещё одно невезение – два сезона подряд по 99 очков. Стоочковая отметка Дэйву так и не покорилась, хотя другой параметр безусловной звёздности – 50 голов за сезон – Андрейчук преодолевал дважды.

В итоге не повезло Дэйву и с трофеями. Ни одного индивидуального приза, лишь два участия в Матчах всех звезд, вечный кандидат в Зал славы НХЛ (хотя я готов поставить на то, что в ближайшие три года здравый смысл все-таки возьмет верх, и король пятачка получит там свое место).

Более того, Дэйва не звали в сборную Канады. Последнее его международное соревнование, стыдно сказать, – чемпионат мира 1986 года. И, кстати, когда Тео Флери с Клодом Лемье безуспешно сражались на американском пятачке на Кубке Мира в 1996-м, остро чувствовалась нехватка несокрушимого гиганта, которого никакой Челиос не мог бы отодвинуть от ворот.

А Андрейчук не жаловался и терпел. Терпел неудачи, невнимание, выходил на каждый матч как на очередную битву возле вражеских ворот – и терпел огромное количество ударов от защитников и вратарей. 22 года прошло от дебюта юного гиганта в НХЛ до первого и единственного Кубка Стенли полуседого ветерана. Столь же долго ждал только Рэй Бурк, но тот пришёл в готовую чемпионскую команду, Андрейчук же в качестве капитана несколько лет формировал коллектив «Тампы» изнутри.

Так что не зря, совсем не зря в аккурат между Баффало и Торонто находится Дэйв Андрейчук Маунтин арена.

P.S. Автор прекрасно знает, что фамилия Дэйва читается как «Андрейчак»

Продолжение рейтинга >> #9

Ранее в рейтинге:

#11 – Пэт Вербик

#12 – Джо Ньювендайк

#13 – Александр Могильный

#14 – Фил Хаусли

#15 – Берни Николлс

#16 – Нил Бротен

#17 – Клод Лемье

#18 – Патрик Элиаш

#19 – Илья Ковальчук

О рейтинге и #20 – Джон Ванбизбрук