25 мин.

Тренер-легенда-ЧЕЛОВЕЧИЩЕ: Виктор Михайлович Кузнецов

У нас имелась и имеется целая плеяда поистине ВЕЛИКИХ тренеров, но обо всех рассказать у меня нет возможности, да и не обо всех я знаю достаточно, чтобы о них рассказать. Поделюсь тем что знаю о тех, к кому у меня огромное уважение! Почему и за что такое уважение? Я буду скорее всего субъективен, но это моё отношение к коллегам по труду, хотя я буду стараться ссылаться на факты и ту логику, которой старался научиться у Денни... Если бы не Денни, то я скорее всего не поделился своей информацией ни с кем.

Мне посчастливилось в жизни встречаться не только с великими спортсменами, но и тренерами, да и с учителями, за редким исключением, очень везло. Благодаря моим Учителям у меня навсегда осталась любовь к знаниям и интерес ко всему неизведанному. Этот же интерес привлекал меня и в спорте заниматься одновременно несколькими видами, так что перепробовал я много чего и тренировался у разных тренеров по разным видам спорта, но ни разу не переходил от одного тренера к другому в одном виде спорта.

Чем же вызвал такое уважение Тренер Виктор Кузнецов?

Первое - это конечно высший профессионализм, тренерское Мастерство, для получения которого надо годами набираться опыта и знаний, но, чтобы его достичь, требуется ровно столько же упорства и способностей, как и спортсмену (спортсмены только тогда начинают понимать, что за адский труд у тренера, когда сами тачинают тренировать). Талант талантом, но без полной сомоотдачи невозможно добиться наивысших результатов, поэтому

Второе – это трудолюбие, невероятная самоотдача, сравнимая разве что с золотостарателями, которые из тонны руды вымывают грамм золота, хотя в отличии от них он не сразу может определить его качество, а должен его сам огранить и отшлифовать, как ювелир алмаз, но не за такое короткое время как ювелир, а с невероятным терпением и годами... (на данный момент через его руки прошло больше 15.000 детей из которых получилось две дюжины отличных Мастеров Спорта (МС), три Мастера Спорта Международного Класса (МСМК), три Заслуженных Мастера Спорта (ЗМС) и это не считая слабослышащих спортсменов, тренировать которых значительно сложнее, среди которых у него тоже неоднократные Чемпионы мира, Европы, призёры Сурдлимпийских игр имеющие звание ЗМС.

Третье – это преданность спорту... Тренер уже более 50 лет постоянно тренирует, готовит молодых тренеров, передаёт им свой опыт. Что такое 50 лет «у станка» понимают все, но каково это, когда ты тренируешь детей, спортсменов за которых постоянно переживаешь (и не только на ковре). Сколько ему пришлось пережить в борьбе за спортсменов за пределами ринга представить просто невозможно, хотя кое что он и рассказал в своей книге-летописи «Пока борюсь – живу».

Четвёртое и главное – порядочность, человечность (его лучший ученик, на данный момент, Александр Карелин сказал о нём: «— Там, где конкуренция и противостояния, всегда есть простор для зависти. Где-то пытаются подножку подставить или соперника закрыть в туалете на швабру, чтобы он на схватку не вышел, — шутит Александр. — Или можно поступить по-другому: очернить достижения тренера. Были истории, когда ко мне приходили и говорили — ты такой молодец и вполне сможешь обойтись без тренера. Особенно когда появились результаты. Но я никогда в этих рассуждениях не участвовал и во многом благодаря этому обстоятельству под руководством Виктора Михайловича смог добиться тех результатов. Я никогда не сомневался в том, что не буду менять тренера. Никогда. Можно привести один пример его преданности и порядочности. Когда я попал в национальную команду, Виктор Михайлович приехал со мной. Причем тогда еще спорили, приглашать личных тренеров или нет. А он не поддавался давлению и считал, что как тренер должен довести меня до какого-то периода. Когда я завершил карьеру, Виктор Михайлович в тот же день ушел из сборной. Не стал цепляться за место.»).

Обо всём говорят поступки человека, а за свои поступки он может гордиться. Не все могут позволить себе называть вещи своими именами. Его жизненные убеждения и правила вылились в десять заповедей, которые приводят к успеху его учеников:

ВИКТОР КУЗНЕЦОВ. Десять заповедей тренера (выдержки, полное вью можно прочитать здесь: http://karelin.ru/karelin-fond/index.php/43-geroi-nashego-vremeni/306-desyat-zapovedej-trenera-kuznetsova ):

1. Найди талантливого ученика

«в области работают тридцать тренеров, а талантливых юношей, которые могут успешно выступать на уровне первенства России – их один-два-три человека. Я это говорю к тому, чтобы было понятно: подготовить классного спортсмена – это огромный труд.

Я подготовил одного талантливого ученика – Володю Зубкова. Но подошел призывной возраст, его призвали в армию, и я не смог его отстоять, оставить в городе. Местные тренеры, которые тогда работали и в «Динамо», и в армии, не видели в нем таланта. В армии он успешно выступил на чемпионате Вооруженных Сил, и его послали служить в Германию, а оттуда пригласили тренироваться в Белоруссию. За те годы, когда он тренировался у меня в Новосибирске, была заложена хорошая база, и впоследствии он стал четырехкратным чемпионом мира. Я его потерял, но, как говорится, нет худа без добра. Я понял, что могу раскрыть талант спортсмена, довести его до высокого уровня. Мне стало ясно, что я могу подготовить борца, который будет способен выиграть чемпионат мира. И почему я должен его кому-то отдавать? Когда я потерял Володю, я подумал: «Если мне еще раз попадется такой же талантливый парень, я никому его не отдам и буду его отстаивать любыми способами». После Володи прошло около пятнадцати лет, и я встретил Сашу Карелина. Но в течение всего этого времени я не терял надежды и мысли о том, что мне должен попасться талантливый парень. На Бога, как говорится, надейся, но сам не плошай. Я понимал, что все зависит от меня. В Новосибирске я обошел все школы. В то время у меня были три группы по 30-40 человек. Я видел, что в этих группах есть талантливые мальчишки. Но в то же время я понимал, что они не настолько талантливы, как Володя и еще несколько ребят, с которыми мне довелось работать. И мне было понятно, что вывести их на высокий уровень будет крайне сложно. Поэтому, хотя пацанов в группах было полно, но все равно каждый год приходилось бегать по школам и «перелопачивать» сотни мальчишек.

Все эти годы, с тех пор как я потерял Володю, я постоянно занимался этой работой. И вот попался мне Саша. Он был высоким мальчиком, и я понимал, что у него есть данные. И если эти данные еще будут подкреплены огромным трудолюбием, то тогда с ним можно будет работать и думать о высоких результатах. После того как я позанимался с ним пару лет, я убедился в том, что у него есть все эти качества – и природные данные, и трудолюбие. Я видел его индивидуальные плюсы и минусы. Но прежде чем найти его, я просмотрел огромное количество ребятишек. Я потом все это анализировал: через мои руки прошло больше десяти тысяч человек. И из них мне попалось лишь три человека, которых можно было вывести на уровень сборной страны, которые были способны побеждать на чемпионатах Европы и мира. Как я уже сказал, Володя Зубков стал четырехкратным чемпионом мира. Достижения Саши всем известны. А третьим парнем был Николай Болотов, отец чемпиона России Ивана Болотова, который сейчас у меня тренируется. Николай был очень талантливым борцом. Но по разным причинам – семья, дети, учеба, работа – у него просто не было возможности тренироваться и готовиться так, как это надо было, полностью отдаться спорту. Повторю еще раз: за все эти годы работы мне попались лишь три по-настоящему талантливых парня. Поэтому, найти талант – это очень большой труд.

2. Люби свою работу

Мне, наверное, повезло еще и в том, что у меня было огромное желание работать. Нужно просто очень любить свою работу. А когда ты ее любишь и хочешь чего-то добиться, только в этом случае ты можешь достичь какого-то результата. Нужно жить тем делом, которым ты занимаешься, и отключаться от всего остального. Отдаваться своему делу с таким фанатизмом может далеко не каждый.

3. Стань настоящим профессионалом

Найти талантливого парня - одно, а раскрыть его талант – совершенно другое. И получается это далеко не у каждого. Для этого нужен профессионал с громадным опытом, который прошел путь от начала до конца – от работы с новичками до подготовки спортсменов высокого уровня. Должно быть видение. Я вижу, чего не хватает тому или иному спортсмену, я вижу его недостатки. Я вижу, что он талантлив, но недорабатывает, и у него еще как минимум 50 процентов запаса. Но он по каким-то причинам не хочет выкладываться. Надо напрягаться, а он думает: «Нет, сейчас я пережду, а напрягаться будут потом». Я вижу, что он думает, и почему он это думает. Вижу причины того или иного его решения. Но я не могу залезть ему в мозги, нажать там кнопку и перестроить его мышление. А бывает и другая ситуация: ты ему говоришь и видишь, что он делает то, что ты ему говоришь, решает все вопросы, устраняет недоработки. Ты видишь: человек чувствует, что ему нужно в данный момент делать, он работает, его мастерство растет, он показывает все более высокие результаты. Вот тогда ты им буквально живешь. Так у меня и было с Сашей. Сейчас у меня тоже есть хорошие ребята – и чемпион России, и призер чемпионата России, и призер первенства мира среди юношей, двукратный победитель первенств Европы. Но с ними пока не получается такой работы, какой она была с Сашей. Они не дорабатывают, и пока я никак не могу им это объяснить, внушить, доказать. Я понимаю, что чисто психологически они не могут себя преодолеть, не могут с собой бороться. Нужно над собой работать, все эти трудности преодолевать. А они все это прекрасно понимают, но - не могут…

Есть тренеры, которые уже не в состоянии вывести своего ученика на более высокий уровень. Я вижу, что умеет делать этот парень и вижу, что его тренер ему уже не помогает, а, наоборот, «гробит». Настоящий профессионал видит и знает все эти тонкости, умеет направлять, выправлять ситуацию. А молодым тренерам часто кажется, что если он нашел талантливого паренька, то этого уже достаточно. И довести его до высокого уровня он сможет в любом случае. То же самое бывает и у спортсмена. Пошли какие-то результаты, и ему уже кажется, что он теперь и без тренера сам все может. Почему многие перспективные ребята уходят в тень? Они бросают своего тренера, переходят к другому наставнику, и смотришь – спортсмен исчез. Потому что здесь очень много тонкостей, все это очень непросто.

4. • Имей свое мнение и умей его отстаивать

Настоящий профессионал должен уметь не только тренировать ребят, но и отстаивать свою позицию, свои взгляды в разговорах с руководством, беседовать, доказывать свою правоту, «пробивать» какие-то материальные вопросы, чтобы спортсмен остался с ним работать. И по молодости не каждый способен бегать по кабинетам, налаживать контакты и при любых вариантах решать все вопросы, связанные со своим учеником. Поначалу у меня такого опыта не было. Поэтому, я не смог отстоять Володю Зубкова. Чтобы найти талант, нужно огромное желание, нужны годы терпения и работы. А когда нашел талантливого мальчишку, то на пути возникают новые трудности. И я понял, что если я не научусь их преодолевать, решать все организационные и материальные вопросы, связанные с созданием условий для ученика, то у меня его снова заберут. И тогда просто нет смысла работать тренером. Когда ты начинаешь кому-то доказать свою правоту, «пробивать» свое мнение, ты сталкиваешься с огромными препятствиями.

Работая в сборной команде СССР, также приходилось постоянно отстаивать свои взгляды. Например, главный тренер сборной был не согласен с моей методикой работы. Тренеры сборной видели в Саше одно, а я - другое. И что получалось? Все они много лет работали в сборной, все они – «заслуженные», чемпионы мира, олимпийские чемпионы, а тут пришел Кузнецов и начал им что-то диктовать. Они думали по-своему, а я основывался на своем опыте. Я сам в свое время, будучи спортсменом, боролся с хорошими ребятами, с членами сборной СССР, имел победы над чемпионами мира. Поэтому, у меня был свой опыт борца. К тому же как тренер я уже перебрал огромное количество ребятишек. Даже те тренеры, которые тогда в нашей области были ведущими, главными, считали, что спортсмена надо довести до уровня сборной. А там люди грамотные, они все видят, и они доведут его до пьедестала. А я думал по-другому. Я просто видел все качества Саши как спортсмена, знал его сильные и слабые стороны. Тренеры сборной хотели, чтобы у него были другие захваты, другие броски. А я видел, что он не может делать то, что предлагают они. И если мы пойдем по этому пути, то будем просто терять время. Меня спасало лишь то, что я свою правоту доказывал результатом. Мало ли что они там говорят, но Саша выигрывает, и они ничего не могут против этого возразить. Главное ведь победа, а не то, как он борется. Я очень часто беседовал с тренерами сборной, объяснял им свои взгляды. Я прекрасно понимал, на что шел. Я возражал главному тренеру сборной. И если бы Саша начал проигрывать, меня бы просто выгнали, не задумываясь. В сборной у каждого свое мнение. И если у тебя есть результат, значит, твое мнение правильное. Результат подчеркивает твой профессионализм. Он говорит о том, что ты разбираешься в своем деле не хуже кого-то. Свой профессионализм ты можешь доказать только победами своего ученика. Других способов просто нет.

5. • Работай на результат

На снимке: Трёхкратный чемпион мира среди слабослышащих Даниил Иванов (слева, весовая категория до 120 килограммов) и серебрянный призёр Николай Посыльный (справа, весовая категория до 96 килограммов )

В свое время я пробовал работать преподавателем в институте. Провел урок по лыжам или по гимнастике - и все нормально. И получаешь больше, чем тренер, и не надо ни за кем бегать. Многих это устраивает. Но у меня такая натура, что мне нужно видеть результат своей работы. Когда ты просто пришел на работу и провел занятие – это одно. А работа на результат – это совершенно другое, это колоссальный труд. Можно быть фанатиком своего дела, но ничего не достичь. И я знал немало таких тренеров. Помню, был один тренер по фехтованию. Он очень любил свое дело и самозабвенно работал с юношами. Он говорил: «Я получаю удовольствие от работы здесь, в спортивном зале. Я люблю своих учеников. Но бегать по кабинетам и что-то пробивать – это для меня смерти подобно!» И он работал в паре с другим тренером, с которым они разделили обязанности. Он передавал ему своих ребят, а тот доводил их до более высокого уровня мастерства и занимался организационными вопросами и решением всех материальных проблем. Первый из них стал заслуженным тренером РСФСР, второй – заслуженным тренером СССР, и оба были довольны. Работа на результат – это работа и в зале, и за его пределами. И не далеко не каждый может совместить эти вещи. Когда ты работаешь с юношами, то ни о чем, кроме тренировочной работы, особенно не задумываешься. А когда перспективный спортсмен взрослеет, то нужно не только его тренировать, но и думать о том, как его удержать. Выгодно и эффективно работать бригадой. К примеру, один тренер работает со спортсменами в юношеском возрасте, а затем передает их другому тренеру. Но в этом случае между тренерами должно быть полное доверие, взаимопонимание и взаимная заинтересованность. Должен быть хороший коллектив, «заряженный» на результат. Каждый делает свое дело, и все довольны. А работать в одиночку, так, как работал я, - это, скорее, исключение. Да, у меня получилось. Но все-таки это, наверное, не пример для подражания.

6. • Добивайся полного взаимопонимания с учеником

Взаимопонимание между тренером и учеником – это почти все. Эти отношения в решающей степени влияют на карьеру спортсмена. Пока не пошли результаты, ученик зависит от тренера. А как только появляются высокие достижения, когда ученик становится чемпионом мира или олимпийских игр, тогда уже тренер зависит от ученика. И тогда начинают гоняться за учеником и стараются избавиться от тренера. Ученику сулят золотые горы, часто соблазны действительно бывают большими, и на этом этапе ученик часто уходит от тренера, если тот не может создать ему примерно такие же условия. Я все это прекрасно понимал. И когда у Саши пошли результаты, я старался решать все эти вопросы – и материальное обеспечение, и квартира, и машина. Потому что по-другому просто нельзя. Саша видел, что эти вопросы здесь, в городе, решаются, что в нем все заинтересованы, в том числе и руководство. Если бы он понял, что его вопросы не решаются, а я за счет него решаю какие-то свои вопросы, то все могло бы сложиться по-другому. Но я Сашу никогда не обманывал. Слава Богу, что на нашем пути встречались замечательные люди, которые нам помогали. Без них было бы очень тяжело.

Когда пошли результаты, то все уже зависит от ученика. Он выиграл Олимпиаду, помахал ручкой, уехал в Москву. И что я могу сделать? Мы знаем примеры, когда выдающиеся спортсмены, олимпийские чемпионы уходят о своего первого тренера. И материальные вопросы играют здесь не последнюю роль. Других вариантов просто не существует. Предложили договоры, контракты, а тут – тренер… Кому он нужен, тренер? На каком-то этапе спортсмену действительно кажется, что тренер ему уже не нужен. И от тренера в подобных ситуациях требуется огромное терпение.

Ученик должен верить в своего наставника. И Саша поверил в меня, потому что он много чего перепробовал. Какие-то вещи ему навязывали разные другие великие тренеры. Но он начинает делать то, что они ему говорят – у него не получается. Мало того, что не получается – он теряет и то, что наработал со мной. Он все прекрасно анализировал и чувствовал, что ему «нечем» бороться. Хотя надо отдать должное, что далеко не каждый спортсмен способен так анализировать. Если ты попадешь в руки к грамотному тренеру, который все это понимает, видит и продолжает работать так, как ты привык, как тебе действительно надо работать, то это еще хорошо. А когда ты попадаешь к такому тренеру, который начинает все ломать и перестраивать так, как ему хочется, то спортсмен быстро останавливается в росте. Саша все это понимал. И при любых вариантах он мне говорил: «Как скажете, так и буду делать». В этом плане мы всегда находили общий язык.

Если ученик и тренер друг друга всегда поддерживают и смогут вместе пройти весь этот путь, только тогда и будет результат. Когда беседуешь с учеником, и он понимает твои трудности и помогает, тогда ты с ним готов идти до конца. Саша, конечно, очень много мне помогал и помогает по сей день.

7. • Помни, что без труда ничего не бывает – ни в спорте, ни в жизни

И для того, чтобы привить ученику трудолюбие, ты сам должен пахать как негр. В самом начале мне было очень важно понять, как Саша будет трудиться. Потому что через мои руки к тому времени прошло очень много хороших мальчишек. Смотришь – такой талантливый парень, но он не может заставить себя работать. Он какое-то время потренировался и ушел в другую секцию или еще куда-нибудь. И его уже не заманишь сюда никакими пряниками. Поэтому, найти талантливого парня, которому при этом нравилась бы борьба, и который был бы готов трудиться, добиваться результата – это очень сложная задача. Есть такая притча, что Бог создал человека и дал ему талант, трудолюбие, волю и пр., а потом одно качество забрал. Так и у нас: все время чего-то не хватает. Есть талант и сильная воля – нет трудолюбия. Есть какие-то другие ценные качества – нет таланта. А найти мальчишку, в котором соединились бы все необходимые качества – это большая удача. Но когда его находишь, тогда и вырастают олимпийские чемпионы. И то, что я сейчас говорил о спортсмене, можно сказать и о тренере. Эти качества в своих учениках не каждый ведь тренер видит.

Часто тренеры какие-то неудачи своих учеников воспринимают совсем по-другому. У них все вокруг виноваты – то тренеры сборной, которые перегружают их ученика, то еще кто-то. Ты будь с учеником рядом и не делай этих ошибок, работай с ним, добивайся, доказывай, выигрывай! А то ты критикуешь главного тренера, а начнешь делать сам – не можешь. Если твой ученик будет выигрывать, тогда все будут хорошими, в том числе и главный тренер, которого ты сейчас критикуешь».

8. • Для профессионала не существует мелочей

Если ты стремишься к высоким результатам, для тебя не может быть мелочей. При той конкуренции, которая существует в большом спорте, никаких мелочей ни в жизни, ни в работе не бывает. Если к чему-то относиться как к мелочи, то эта мелочь, в конце концов, может выйти для тебя боком – любое слово, любой жест, любое действие. Когда мы тренировались в составе сборной перед первой Олимпиадой, мы с Сашей находились в таких условиях, что опоздай он утром на зарядку, и это могло бы стать поводом для того, чтобы меня вообще выгнать со сборов. А если бы меня выгнали, им было бы проще решать с Сашей все свои вопросы: «Или делай так, как говорят, или до свидания!» Так что - какие тут мелочи!? За всем надо следить, с каждым уметь разговаривать. Есть ведь всякие люди. Одно слово не так сказал – передадут наверх, а там сделают соответствующие выводы.

А если говорить о тренировочном процессе, то ведь сам прием состоит из мелочей – как поставил ногу, как повернул голову, как захватил и пр. Это техническая сторона. То же самое можно сказать и о тактике. И у каждого спортсмена это все по-разному. Индивидуальные качества – это очень сложная штука. Все они суммируются, и получается ни на кого не похожая индивидуальность спортсмена. И развивать эти качества - это огромная и очень интересная работа. И сколько бы ты ни трудился в этом направлении, работы все время непочатый край. Все эти качества в мальчишке нужно увидеть, нужно на ковре самому попытаться понять и прочувствовать те движения, которые должен освоить твой ученик. И если ты их не прочувствовал сам, то тебе трудно будет объяснить ему то или иное движение, тот или иной технический прием. Техника, тактика – это очень тонкие вещи. И строить поединок так, как Саша, то есть непрерывно атаковать, делать свои приемы и при этом не пропускать приемы соперника – это огромная редкость. Это говорит о большой тактической грамотности и зрелости спортсмена. Каким бы ты ни был классным борцом, но только за одно какое-нибудь соревнование ты обычно все равно пропускаешь 1-2 приема соперника. А Саша за всю свою зрелую карьеру, начиная с 1987 года, где он в финале чемпионата СССР проиграл один балл двукратному чемпиону мира Игорю Растороцкому, не пропустил практически ни одного приема. В истории борьбы таких примеров просто нет.

9. • Работай, и удача будет на твоей стороне

Конечно, глупо спорить с тем, что в спорте большую роль играет удача. Может же быть и так, что ты случайно споткнулся, сломал палец, не поехал на чемпионат мира или на Олимпиаду. Но потом одно начинает цепляться за другое, и ты вдруг встречаешь человека, который тебе помогает, и непонятно как вылезаешь из этой безвыходной ситуации. Само собой, ты этого хотел. Но обстоятельства складываются порой таким удивительным образом, что даже трудно объяснить, как так все могло получиться.

Из своего опыта могу сказать одно: везет тому, кто пашет, кто трудится. Просто так ничего не бывает. Только когда ты очень хочешь чего-то добиться и упорно ищешь пути выхода из сложной ситуации, только в этом случае тебе словно приходит помощь свыше – ты встречаешь нужных людей и т.д. Сколько раз я слышал: «Вот везучий! Попался ему Саша Карелин! Попался бы он мне – у меня стал бы трехкратным олимпийским чемпионом!» И люди так рассуждают на полном серьезе! И таких ведь немало! А сколько здесь за мою бытность было талантливых ребят! Но чтобы пробиться, надо было пахать. А они попадали в совсем другое окружение, и кто-то не работал так, как надо было работать, кто-то нарушал режим. И если бы у такого парня была какая-то постоянная опека, то, глядишь, он выиграл бы чемпионат Советского Союза, попал бы на чемпионат Европы, и у него появился бы интерес. Его «засосало» бы уже другое, борцовское окружение, и ему уже некогда было бы отвлекаться на другие, ненужные дела.

10. • Свою правоту доказывай результатом

Тренеры сборной часто мне говорили: «Наблюдаем за вами и ничего понять не можем. Да, Саша сбивает, бросает, падает, а что вы делаете – так и не поймем». Работа «на руках» - она немного неконкретная. Где-то соперника захватываешь, где-то раскрываешь, где-то загоняешь, затем сбиваешь. Не было той яркости, как хотелось бы тренерам сборной – броски с прогибом через спину и пр. Когда я сам боролся, то бросал через спину из любого положения, а Сашу не смог этому научить. Просто потому, что ему этого не дано. Но в сборной мне говорили, что Карелин никогда в жизни не будет бороться «на руках». Потому что так никто никогда не боролся. Мне говорили, что это только юноши так борются. Но у других ничего не получалось, а у Саши получалось. Другие здорово бросали, но когда он начинал с ними бороться «на руках», он их «загружал», и они падали, забывая о бросках. Но все это надо было доказывать. Не критиковать, не говорить о том, что тебе мешают, а добиваться своего. И опять же здесь решающим фактором становится взаимопонимание ученика с тренером. Кто бы и что бы там со стороны не навязывал, ученик должен слушать тренера. Саше ведь тоже что только не советовали. Он им отвечал: «Не мешайте, у меня есть тренер». Тогда они бежали жаловаться к главному тренеру… Вот так и приходилось работать. Надо просто иметь свое мнение, отстаивать свою позицию, и свою правоту доказывать результатом. Прав ведь всегда тот, у кого есть результат. Если у тебя есть результат, то все поймут, что ты умеешь работать, и от тебя отстанут. Если тебя засуживают, значит, ты даешь повод для этого. Когда ты выходишь на ковер и проводишь результативные действия, набираешь баллы, то никто ничего не сможет сделать. Тебя не засудят, как бы им этого не хотелось.

Когда один из тренеров сборной, олимпийский чемпион, сам боролся на ковре, он здорово бросал с прогибом. И он говорил мне: «Саша должен бросать с прогибом!» Я отвечал ему: «А ты возьми и научи его этому! Возьми и научи! Я ведь не против того, чтобы он так бросал. Говорить-то можно что угодно. Но ты за всю свою жизнь научил кого-нибудь бросать так, как ты сам бросал?» Он отвечает мне: «Нет». Тогда я ему: «Вот видишь, ты в сборной СССР не можешь найти человека и научить его, чтобы он бросал так же, как и ты. А здесь ты считаешь, что Саша должен бросать с прогибом!» Как я только с ними не беседовал! Перед третьей Олимпиадой они решили, что Саше надо добавить в технический арсенал броски, потому что он борется «на руках» и себя изматывает. А так бросил – и отдыхай! И вот опять начинались дискуссии: «А ты чем боролся? У тебя вообще никаких бросков не было, а ты стал двукратным олимпийским чемпионом! Ты не бросал ни прогибом, ни через спину! Ты делал какой-то незаметный перевод в партер, где-то сбивал соперника. А ты? Кого ты научил так бросать, как бросал сам?» И вот когда начинаешь с ними так разговаривать, они начинают вспоминать, как боролись сами. И тут они понимают, что у них в арсенале не было каких-то слишком уж эффектных бросков, но, тем не менее, они стали чемпионами мира и олимпийских игр. И тогда они согласились: «Ну ладно, пускай борется так, как боролся».

Иногда начинаешь вспоминать все эти годы – как я только выжил? Помню, когда нас в зал не пускали, неделю спать не мог. Я думал тогда лишь о том, чтобы где-нибудь сердце не схватило. А так – переживу. Спасали только тренировочные схватки, в которых я выкладывался, и после мощной физической работы нервная система успокаивалась, восстанавливалась, и проблемы уходили на второй план. Но любые трудности – это твои проблемы. Никому ничего не объяснишь. Все нужно доказывать результатом.»

Эти правила или заповеди, в той или иной интерпретации можно встретить у каждого ТББ (Тренера с Большой Буквы) и Вы можете сравнить с первым постом, чтобы убедиться, насколько они похожи.

Путь тренера не прост и по той причине, что помимо его деятельности по прямому назначению, ему приходится заниматься совсем другими вопросами, которые должны, по логике, решаться другими людьми. Как будто бы недостаточно ему того, что подготовка спортсменов как на тренировках, так и во время соревнований происходит на запредельном для них уровне. И тренер тоже находится в таком же состоянии – постоянное напряжение на пределе концентрации, только «излучать» и выглядеть он должен так, как необходимо для максимального результата спортсмена. Насколько это трудно читатели могут прочитать в книге Виктора Михайловича:

(К сожалению я так и не смог купить его книгу «Пока борюсь – живу», которую мне давал в своё время почитать мой друг, но она есть) в электронной библиотеке НГОНБ: http://poisk.ngonb.ru/flip/sport_NSO/01/2014_01046_%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%20%D0%92.%20%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%B0%20%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8E%D1%81%D1%8C%20-%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D1%83!%20-%202011/44/#zoom=z

Хочу напомнить читателям блога, что цель этих постов не рассказывать о видах спорта, а о тренерах, дабы подойти к пониманию процесса взаимодействия тренера и спортсмена (будут 9 рассказов о ТББ из некоторых видов спорта, а в заключении подробный разбор отношений Маши и её тренеров).

С Уважением

Виктор