7 мин.

Нортуг туда или обратно

С одной стороны, в конце предолимпийского октября всё чересчур обыденно. Элита успела перебраться на снег, проводя первые лыжные тренировки в давно облюбванных для этого Валь Сеналесе и Рамзау. Елена Вяльбе не видит Легкову места в эстафете за четыре месяца до Олимпиады, а всё внимание приковано к Петтеру Нортугу.

С другого ракурса всё не столь гладко: ужасно лихорадит сборную Швеции (которая, несмотря ни на что, исправно фотографирует мозоли, чемоданы и заснеженные вершины), канадцы пишут в своих твиттерах не каждый день, а внимание приковано к Петтеру Нортугу совсем не по привычному поводу. 

Норвежские журналисты – и спортивные, и не только – не строят планов, сколько золотых медалей двукратный король лыж выиграет в Сочи, не снимают очередной фильм о персоне Его Величества и не задают ему вопросов о Хелльнере. Они озабочены важным и воистину судьбоносным вопросом: а примет ли вообще Петтер Нортуг участие в Олимпиаде? Даже не так: выступит ли он за сборную Норвегии?

1

Персональный логотип Петтера Нортуга

Одно плавно вытекает из другого: главная звезда лыжных гонок давно грозился не подписать контракт с национальной командой и полностью перейти на самостоятельную подготовку и финансирование. Петтер Нортуг это всё же воплотил, но в своём духе иррационально: перед олимпийским сезоном, когда мысли большинства спортсменов заточены на то, чтобы провести подготовку как можно привычнее. Заручившись поддержкой торговой сети Coop и собрав вокруг себя команду, Нортуг приступил к осуществлению своего рискованного (чего только стоит назначение на пост главного тренера бывшего тестировщика лыж Эйрика Мюра Носсума!) плана.

Летние жизнеописания этого спортсмена обычно напоминают приключенческий фильм, а не сухую сводку «от сбора к сбору», и вначале всё было именно так: Петтер выиграл традиционную дуэль у Хелльнера, проиграл дуэль Легкову, а потом – забег в гору Хейди Венг, загонял на тренировках младшего брата и не без дивидендов провёл ряд стартов: Blink, Troppidetsveka и шоу-гонку COOP. Именно они по расхожему мнению послужили причиной застоя в яркой смене кадров и началом чёрной полосы. 

В начале сентября Нортуг отложил поездку на высоту, сославшись на небольшие пробемы со здоровьем. В дальнейшем он не тренировался полтора месяца, и в целом это вылилось в 150 пропущенных часов, которые могут аукнуться в ближайшем будущем. За это время Петтер успел многое: запатентовал собственный логотип, представил новый костюм, отказался от использования автобуса и собрался выпустить мобильное приложение о себе любимом. Не сделал он только одного: не подписал сезонный контракт с Федерацией лыжного спорта Норвегии.

Намекая на Турин, Петтер уже успел поиронизировать, что ему не впервой сидеть дома во время Олимпиады, но и он, и его тренер пока продолжают строить планы на сезон. Возможно, Нортуг набивает себе цену или тянет время, но директор команды Оге Шинстад уверен, что соглашение между Coop и Spar будет заключено. Тем не менее, норвежцы прокладывают и пути к отступлению, прикидывая альтернативные кандидатуры на последний этап эстафеты.

1

Эйрик Мюр Носсум

Мнения общественности – болельщиков, любителей, спортсменов и экспертов – колеблются от абсурдного «Нортугу заплатили денег за слив» до весьма разумного «Нортуг использует психологические приёмы». Сходятся все в одном: Нортугу никто не верит. Не верят вообще, не верят частично, принимая болезнь, но не принимая её тяжесть – но не верят. И это видится логичным: ведь если бы на его месте был любой другой спортсмен, скорей всего на его олимпийских амбициях был бы поставлен жирный крест.

Но мы говорим о Петтере Нортуге, и пока он может сделать шаг или туда, или обратно.

 

1. Нортуг не подписывает соглашение с Федерацией

Маловероятно, но в какой-то степени возможно. Нортуг имеет обыкновение переигрывать в своих заявлениях, и уже сейчас он начинает брать на себя лишнее, разливаясь в фирменном сарказме. Если вдруг его представители и представители сборной не договорятся, то Петтеру (в случае удовлетворительного состояния здоровья, конечно же) придётся довольствоваться другими целями, пока его бывшие патрнёры по команде и соперники из других стран разыгрывают сочинские драгметаллы.

Эти цели – цепь самых престижных марафонов во главе с Вазалоппетом, до которого он так и не добрался два года назад. Но едва ли Нортугу будет легко: на марафонском кубке слишком высока цена других профессиональных команд. При таких раскладах ему будут противостоять очень серьёзные соперники в лице созданной только в этом году Томасом Альсгордом «Team Lease Plan Go», «Team SkiGo» и, конечно же, российской марафонской команды «Vitargo».

2. Нортуг подписывает соглашение с Федерацией, его болезнь – не фарс

Если окунуться в новейшую историю, можно вспомнить, что подобные неприятности с состоянием здоровья случаются у Нортуга не в первый раз. В сезоне 2010-11, показав ужасающий результат в предсезонном Бейтостолене, он отправился домой и пропустил несколько первых этапов, вернувшись перед Рождеством. Тогда это назвали перетренированностью, и тогда возвращение прошло ударно: Нортуг попал на призовой подиум этапа Кубка мира в одной из первых гонок, а потом попугал Дарио Колонью на пологой части Альпе ди Чермис, в предыдущий день собрав максимальное количество бонификаций в предпоследнем масс-старте «Тур де Ски».

Потом был чемпионат мира в Осло, где он выиграл три золотых медали и две серебряных, став двукратным королём лыж. И слушая разносящееся над главной площадью столицы «Ja, vi elsker dette landet», все как-то забывали о скомканном начале сезона.

В этот раз, в похожей ситуации, болезнь атаковала Нортуга раньше, и хоть план его выступлений в грядущем сезоне ещё не расписан (а расписан он может быть только когда прояснится ситуация с контрактами), всё действительно не выглядит для спортсмена и его поклонников столь ужасающе. Нортуг приступит к полноценным тренировкам через две недели, выдерживая 25-30 часов нагрузки в неделю. И не стоит сомневаться – он является достаточно квалифицированным тактиком для того, чтобы реализовать план «Б» в полной мере.

1

Новый костюм Coop

Годы бегут, конкуренция усиливается, и если организм Петтера Нортуга не преподнесёт никаких сюрпризов, восстанавливаясь по предложенному графику, на Олимпиаде лучший лыжник современности будет совершенно конкурентоспсобен. Едва ли он будет сильнее всех на голову – современные реалии и без болезней говорят, что это не так – но за медали поборется, как и всегда в полную силу.

3. Нортуг подписывает соглашение с Федерацией, его болезнь – фарс

Слабо аргументированный вариант, поддерживаемый, в основном, горячими головами и персональными хейтерами. Он строится на расхожем мнении о том, что когда норвежцы сказываются больными – жди беды: главный старт сезона будет выкошен полностью, выиграют всё и не подавятся. Главное объяснение строится на феномене Марит Бьорген, которая, в прошлом сезоне пропустив несколько этапов Кубка мира и «Тур де Ски» по причине сердечной аритмии, выиграла четыре золотых медали на чемпионате мира.

Это может настораживать, но всё же Нортуг – не Бьорген во всех смыслах, даже если на этот счёт отпускаются весьма определённые шутки. Помимо вышеозвученной, в последнем олимпийском цикле сходу не вспоминается болезней, из-за которых Марит Бьорген терпела непоправимые потери. Если Марит Бьорген выходит на лыжню – она является претендентом на победу до последнего.

Нортуг же в этом плане не столь железен. Он пропускал начало сезона из-за перетренированности, пропускал его конец из-за желудочно-кишечной инфекции. У него бывают откровенно неудачные гонки, где он изначально чувствует себя не слишком комфортно, где у него не получается показать свою мощь и раскрыть свой образ.

Нортуг эпатажен, Нортуг может обманывать, но пока при всей его скандальности в критические, «крайние» моменты он становится настоящим. Но если закрыть глаза на всё положительное и представить, что третий вариант возможен – пожалуй, в Сочи мало кто унесёт ноги от Красного убийцы.

 

А вы верите Петтеру Нортугу? Какова серьёзность его болезни? Подпишет ли он соглашение с Федерацией?

Вопросов много, но ответы на них, как и всегда, знает только он один.

Все фотографии принадлежат правообладателям.