28 мин.

Глава 7. Тренировки Тухеля: для одних слишком требовательные, для других — в самый раз

План на игру. Пробыв главным тренером «Майнца» всего несколько недель, Томас Тухель устал от того, что его постоянно ассоциировали с этим словосочетанием, которое всё ещё всплывает, когда немецкие СМИ упоминают его в своих статьях. Откровенно говоря, Тухель использовал эту фразу лишь на очень коротком отрезке своей карьеры. Он даже заявлял, что произносил это словосочетание лишь однажды, как раз в начале своего тренерского пути. Несмотря на то, что это не совсем правда, Тухель с того момента избегал этих слов как только мог. Вероятно, Тухель боялся проблемы, подкосившей его бывшего наставника Ральфа Рангника: тогда менеджер «Ульма» выступил со своим известным перфомансом в ZDF Sportstudio в декабре 1998-го (прошёл год с того момента, как Тухель завершил игровую карьеру). Стоя возле тактической доски, Рангник объяснял игру своей защитной линии и рассказывал о коллективном взаимодействии, которое он пытался внедрить в немецкий футбол. Спорт ещё никогда не поддавался такому глубокому и профессиональному анализу на немецком телевидении. В итоге, Рангник стал известен как «футбольный профессор». Его до сих пор многие знают по этому никнейму.

Тухель хотел избежать подобной ситуации в своей карьере, именно поэтому с самого начала он позаботился, чтобы больше не использовать это словосочетание. И Томас был прав в своей осторожности, принимая во внимание его невероятное внимание к деталям, его открытость к научному анализу и его веру в то, что профессия тренера включает в себя профессию учителя. Этому он набрался за свои первые 10 лет наставничества в молодёжном футболе и такую философию он пытается пронести через всю свою карьеру, не забывая при этом о постоянном самосовершенствовании. Как наставник, Тухель никогда не видел себя в роли профессора, он видел себя в роли человека, «предоставляющего услуги футболистам» и который «пытается сделать всех поверивших в него игроков настоящими профессионалами на поле». Осенью 2015-го года Тухель именно так охарактеризовал себя в разговоре с журналистом на академическом саммите в Берлине (это мероприятие, которое нацелено на развитие футбола и финансируется фондами из Катара).

Именно там, в день поражения его дортмундской «Боруссии» в Мюнхене со счётом 5:1, несмотря ни на что, Тухель спокойно рассказывал о своей тренерской работе и видении своего имиджа в глазах общественности. Он произнёс свою речь с невиданной ранее прозрачностью и краткостью. Ему удалось забрать внимание всей аудитории, слушавшей Томаса без единого лишнего звука. Тем не менее, во время 45-минутного интервью, не было никаких аплодисментов или одобрительных возгласов от толпы, как было с тем же Клоппом, выступавшим здесь ранее. Тухель был на собственном задании во время этого интервью. Он хотел донести до людей свои убеждения в том, что всегда нужно оставаться скромным и сдержанным. Он не говорил, будто его точка зрения на все 100% верна, но в то же время подчеркнул, что именно так он подходит к своей работе и как большое количество его коллег по цеху, у которых похожие взгляды, могут показать миру совсем новый подход.

За свои 10 лет в молодёжном футболе Тухель показал значительный прогресс. Сначала, как ассистент тренера, он учился у Ханси Кляйча в «Штутгарте», которого рассматривали как одного из главных светил немецкого молодёжного футбола в то время. Затем он набрался опыта как главный тренер команд разных возрастных групп. По всем тогдашним традициям немецких академий, Тухель использовал бесконечное повторение одних и тех же упражнений: один и тот же пас нужно было отдать 100 раз, затем целую серию передач нужно было 100 раз повторить за время одной тренировки. Это делалось с надеждой на то, что во время матча командная игра в пас будет отточена до идеала и мир узрит какой-то невероятный уровень технического исполнения передач. «Сейчас мы ещё чаще повторяем одни и те же упражнения, но в другой манере. Мы строим нашу тренировку комплексно, используем меньше пространства и всегда пытаемся заставить игрока придумать необычное решение в зависимости от обстановки на поле», — сказал Тухель на саммите. Говоря простыми словами, игроки начали практиковаться в передачах в условиях игры под ещё большим давлением, чем может быть во время реального матча. Ранее они даже не думали о том, что делали, а просто выполняли рутинное техническое действие, сейчас же нужно было хорошенько подумать, куда и как отдать тот самый пас. Игроки практиковали игру в атаке в условиях численного преимущества оппонентов. Таким образом от игроков требовалась очень креативная игра в пас и именно так Тухель добивался развития футбольной мысли у своих игроков, ведь это уже были не просто монотонные передачи на несколько метров. Есть одна вещь, которую вы больше никогда не увидите на тренировках Томаса — это матчи 11 на 11 на полноразмерном футбольном поле, которые он использовал в качестве завершающей фазы тренировки во время работы с молодёжными командами. Тухель больше не видит в них смысла. «Я окончательно попрощался с попытками воссоздать на тренировке условия матча, который ожидает мою команду на выходных. Мы всё равно никогда не сможем этого сделать. Что бы мы ни делали на тренировках, во время матча всё равно будет чувствоваться по-другому», — сказал он. Вместо этого он переживал за базовые футбольные навыки, которыми оперируют его футболисты. «Принципы должны быть очевидными: какую ногу ты используешь для приёма мяча? Какой ногой ты отдашь пас? Возможно ли какому-то игроку забежать в свободное пространство или ситуация патовая? Если ситуация патовая, то каким образом ты можешь предложить себя, чтобы выйти из неё? Когда игрок поворачивается, на каком участке поля должен забегать какой-то футболист, а на каком участке должно быть спокойно? Эти принципы очевидны. И в рамках таких принципов каждому футболисту предоставляется максимальная свобода на поле», — объяснял Тухель. На самом деле, Томас лишь однажды во время своих первых дней в «Майнце» прибег к полноценному матчу 11 на 11 на тренировке. Его игроков не устраивали матчи против мелких команд. Они боялись, что из-за силы привычки они могут быть недостаточно готовыми с физической точки зрения к серьёзным матчам. Марко Розе, который страдал от травм, будучи игроком «Майнца», стал ассистентом Томаса Тухеля на время своего переходного периода, и он передал эти мысли футболистов главному тренеру. Розе, который сейчас работает главным тренером в «Боруссии» и который всегда был приверженцем полноценных матчей во время тренировок, был физически сильным футболистом, которому были необходимы напряжение и огромное количество беготни, чтобы сохранять свою уверенность в собственных силах. «Я позволил им сыграть привычный полноценный матч. Как по мне, то мы просто впустую потратили время на тренировке, но игроки потребовали подобного компромисса», — позже заявил Тухель. Но скептицизм игроков начал пропадать. Из недели в неделю они всё больше начинали доверять своему тренеру, и в итоге согласились, что небольшие упражнения на ограниченном пространстве являются лучшим вариантом подготовки к матчам. Игры чемпионата и кубка, во время которых игроки получали больше пространства на поле, позволяли им иметь больше времени на принятие решений, что делало условия реального матча куда проще, чем тренировочные. Именно об этом говорил их тренер. На то время полузащитник «Майнца» Юджин Полански отметил: «Ты должен быть на высочайшем уровне для таких упражнений!» После подобных тренировок игроки уставали больше с ментальной точки зрения, чем с физической. Тухель просто проникал в головы футболистам.

Томас был движущей силой, он был двигателем, который обеспечивает работу всей команды благодаря такому интенсивному подходу. Во время тренировок он обычно стоял на центральной линии, наблюдая за каждым движением, постоянно комментируя процесс, критикуя игроков за их ошибки и создавая над ними огромное давление. Работа над техникой всегда были одним из самых важных аспектов тренировок Томаса. «Даже Роджер Федерер должен ежедневно практиковать свои подачи и удары с отскока. Футболист тоже должен оттачивать свои базовые технические навыки, снова и снова», — сказал Тухель. Этот концепт хорошо находил отклик у игроков типа Андреаса Иваншица. «Он никогда не игнорировал базовые принципы. Он всегда заставлял нас проходить основы перед тем, как переходить к более сложным упражнениям. Мы невероятно долго занимались передачами, во время этих занятий он постоянно переживал за качество этих передач и высказывался по этому поводу. Отталкиваясь от этого, мы начинали занятия с передачами в шести или семи различных ситуациях на поле. Снова и снова… казалось, что это длится вечность. Затем мы начинали заниматься в треугольниках, именно там я начинал получать удовольствие от занятий. Но началом всего был хороший пас. Я никогда ранее не видел тренера, который настолько бы стремился к простоте», — вспоминает Иваншиц. Защитник Ян Кирхофф вспоминает, как играл за команду до 19 лет под руководством Тухеля и отмечает, насколько полезными были командные тренировки в контексте формирования их стиля игры и лично для него: «Именно Томас научил меня чувствовать ритм игры. Во время упражнений он всегда выкрикивал нам: „коротко, коротко, длинный пас, ещё длинный!“ Это сильно повлияло на мою игру». При этом подходе первые две передачи в командном билд-апе играются коротко. Идея этого заключалась в том, что если, к примеру, защитник отдаёт передачу на опорного полузащитника, а тот коротким пасом возвращает мяч обратно, то это провоцирует соперника двигаться. А вместе с этим открываются линии для передач и у центрального защитника есть несколько секунд, чтобы увидеть вариант для длинной передачи, предпочтительно пас низом на атакующего полузащитника или нападающего. Этот подход повторялся и на чужой половине поля. Здесь две передачи помогают плеймейкеру, который смотрит в сторону ворот соперника, сделать решающий пас или нанести финальный удар.

Вдобавок к этому Тухель требовал от своих игроков играть в пас таким образом, чтобы это сигнализировало их партнёрам по команде, что им дальше стоит делать с мячом. Данная идея не была новшеством: Франц Бекенбауэр и Герд Мюллер ранее использовали собственный «язык паса» в 70-х годах прошлого века и, как итог, Мюллер стал самым успешным бомбардиром в истории немецкого футбола. Когда Бекенбауэр, имевший необычный стиль передачи внешней стороной стопы, делал очень сильный пас прямо в ноги центральному форварду, то для Мюллера это было сигналом, что стоит отдать обратный пас, желательно Бекенбауэру. Последний использовал эти 2 или 3 секунды, за которые мяч возвращался к нему, чтобы оценить обстановку и подготовиться к следующей передаче. Но когда Бекенбауэр делал мягкую передачу на Мюллера, то это было сигналом, что нападающему стоит развернуться и посмотреть в сторону ворот соперника. Позже Пеп Гвардиола усовершенствовал этот «язык передач». Каталонский наставник говорит о том, что пас должен нести в себе какой-то посыл не только для твоего партнёра по команде, но и для твоего соперника, например: «Даже не думай о том, что у тебя есть шанс забрать мяч. Мы играем в пас настолько сильно, что сейчас ни за что его не потеряем!» Тухель во время Чемпионата Европы 2012 написал примечательную статью для FAZ, в которой рассказал, что является самым важным для его базового подхода игры в пас.

«Эта деталь имеет огромное влияние на атакующую игру самых техничных команд Чемпионата Европы: контроль мяча. В оптимальных условиях это действие осуществляется одним единственным касанием. Тем не менее, есть существенная разница между осуществлением этого действия разными игрокам, особенно это бросается в глаза при просмотре игры испанских полузащитников. Они практически всегда принимают мяч дальней ногой от стороны, с которой этот мяч прилетел к ним. Это, конечно, требует от игроков одинакового владения обеими ногами. Но польза от этого просто огромная», — написал Тухель 18 июня 2012 года. — «К примеру, когда мяч пасуют с одного фланга на другой, это может задать темп всей игры. Игра в этот момент может продолжиться в любом направлении, при помощи дальнейшего паса или дриблинга. К тому же обзор поля остаётся широким. В противном случае, если игрок делает передачу с левого фланга, а его партнёр принимает мяч левой ногой, то он автоматически смотрит в том же направлении, откуда и пришла передача, ограничивая себе обзор поля и вариативность действий. Он будет способен оценить ситуацию с правой от себя стороны только если переведёт этот мяч на правую ногу, а для этого ему нужен как минимум один промежуточный шаг и как минимум одно дополнительное касание. А это потеря очень ценного времени».

Тухель заявил, что «Барселона» стала доминирующей командой в футболе именно благодаря этому принципу, который прививают молодым игрокам в Ла Масии с самого юного возраста. Он также привёл в пример несколько голов сборной Испании на том Чемпионате Европы, которые были забиты благодаря подобному подходу к передачам.

Чтобы достичь такой идеальной игры в пас, Томас Тухель постоянно практиковал со своими командами базовые техники, снова и снова, начиная с самого первого дня. На самом деле эти упражнения занимали львиную долю всех его тренировок. Но не бездумное повторение статичных пасов, нет, спасибо большое. На тренировках Тухель не хотел разводить рутину. Чтобы практиковать те самые принципы «коротко, коротко, длинный пас, ещё длинный!», о которых говорил Кирхофф, Тухель любил искусственно создавать ситуации, в которых одна сторона имела численное преимущество над другой и для этого он использовал особенный участок поля — центральный круг, к примеру. Делая такое упражнение, он также хотел усовершенствовать позиционную игру своих футболистов. В круге было равное количество игроков, две команды из трёх имели у себя центральных полузащитников. На границах круга один центральный защитник, два вингера и один нападающий, которые должны поддерживать владение мячом тройки игроков внутри круга. Это создавало ситуацию 7 на 3, в которой мяч должен был дойти до нападающего через посредничество полузащитника. Если другое трио завладело мячом, то теперь игроки на границе круга становились их партнёрами и расклад менялся. Как итог, команда, что только что атаковала, должна уже защищаться. Это позволяет команде практиковать ситуации с огромной плотностью в центре, когда нужно играть на ограниченном пространстве и под большим давлением. Также это вырабатывало в игроках рефлекс резкого переключения с атаки на защиту, если мяч внезапно был потерян.

Также Тухель проповедовал концепт, который известен как дифференциальное обучение. Согласно данной спортивно-научной теории, футболист не так хорошо усвоит последовательность своих движений и техники, если будет просто повторять одно и то же действие. Материал усвоится куда лучше, если из раза в раз будут происходить небольшие отклонения или изменения обстановки. Например, технику удара невозможно улучшить, если игрок всё время будет сдвигаться из полуфланга и затем пробивать по воротам. Это является классическим упражнением на тренировке, особенно на молодёжном уровне. В данной теории говорится, что игрок не станет пробивать лучше, если постоянно будет пробивать из одного и того же места. Улучшения придут только если перед игроком будут возникать какие-то сложности, потому что в тот момент мозг игрока думает о том, как обойти сложность, а сам процесс удара становится более инстинктивным и бессознательным. В таком случае техника удара доводится до автоматизма. Однажды у Тухеля появился шанс пообщаться с одним из создателей этой теории, профессором Вольфгангом Шёлльхорном, который преподавал её в Институте Спортивной Науки имени Иоганна Гутенберга. Тогда Томас работал в «Майнце», ему удалось лично обсудить своё видение футбола с одним из главных научных новаторов того времени. «Это полностью поменяло меня как тренера», — сказал он. — «Я всё больше и больше начал себя убеждать в том, что тренировка должна озадачивать футболистов куда сильнее, чем реальный матч. Те проблемы, которые создаёт на поле оппонент, должны для них быть настолько легко решаемыми, насколько это возможно».

Точный пас становится вторым «Я»

Тухель начал внедрять технику дифференциального обучения со своего самого первого дня в «Майнце»: когда отдаёшь пас, то всегда называешь имя партнёра, которому он адресован. Поскольку они находились в 7–8 метрах друг от друга, как в команде до 13 лет, игроки изначально начали сомневаться в том, не шутит ли с ними их тренер. Но вскоре сомнения развеялись. Тухель верил, что футбол должен заимствовать некоторые фишки у других видов спорта. Например, у баскетбола, где распространённой практикой было оттачивание техники параллельно с решением арифметических задач. Идея в том, что игрок перестаёт полностью концентрироваться на технике исполнения, потому что его мозг в это время занят ещё одной комплексной задачей, в итоге действие становится независимым от работы мозга: правильная поза при броске, точная передача или хорошо поставленный удар становятся твоим вторым «Я».

Во время классических упражнений с ударами Тухель добавлял какие-то преграды свои игрокам, следуя данной философии. Он любил говорить о своём желании напрячь головы футболистов. Опять-таки, целью этого мероприятия было создать для игрока условия на тренировке, которые будут куда сложнее тех, что ему встретятся в реальном матче. Тухель требовал от игроков инстинктивно пробивать туда, где у голкипера будет наименьший шанс спасти свою команду. Он детально рассказал об этой идее в одной из своих колонок для FAZ во время Евро-2012. «Большинство голов, забитых во время позиционных атак, начинаются с того, что мяч приходит на так называемый „дальний угол“, на ту часть зоны, из которой нападающему сложнее всего исполнить хороший удар (если, конечно, он не стоит прямо перед воротами). Стоит детальнее взглянуть на этот удар», — написал Тухель. — «В такой ситуации на игрока очень сильно давит время, ведь в штрафной площади оппоненты сильно заточены на то, чтобы не дать тебе пробить. Там же вовлечены и вратари… Зачастую нападающий не имеет даже шанса взглянуть на ворота во время удара, не говоря уже о том, чтобы оценить действия голкипера в этот момент. На тренировке подобные ситуации практикуются постоянно. Таким образом игроки развивают чувство своего собственного положения на поле, оттачивают свои действия до автоматизма и действуют интуитивно. Тренеры могут попытаться использовать мнемоническую технику, чтобы помочь своим игрокам в таких стрессовых ситуациях. Для подобных моментов, когда игрок находится перед воротами под углом, я использую термин „маленькая сетка“. Это отсылает к одной из сторон сетки ворот. Именно туда должен полететь мяч. Я узнал о таком термине во время своих тренерских курсов… Самое важное здесь в том, что точность преобладает над остротой. На самом высоком уровне, например на Чемпионате Европы, игроки выполняют эти удары в „маленькую сетку“ очень часто».

Тухель дал пример огромного количества голов, которые были забиты подобным образом. Следовательно, во время своих тренировок, когда главной задачей стояло забить гол, Томас часто выкрикивал «маленькая сетка!», это повторялось из раза в раз перед ударом одного из игроков. Имея страсть к такому способу тренировок под невероятным давлением, Тухель бы очень хотел иметь возможность использовать футбонаут — это машина с искусственным интеллектом, которая выбрасывает мяч игрокам и помогает практиковать приём мяча и передачи; подобное использовалось в дортмундской «Боруссии» и «Хоффенхайме». Но «Майнц» не мог позволить себе такую роскошь. Вместо этого, Тухель стоял у кромки поля с красным, жёлтым и белым конусами в руках и давал сигналы своим игрокам, похожие на те, что делает футбонаут при помощи LED-лент. Наставник знал чего хотел, и он чувствовал огромное удовольствие каждый раз, когда он и его тренерский штаб внедряли новое упражнение, бросавшее вызов футболистам и помогающее достигать желаемого эффекта.

Чтобы выполнить свою цель и воспитать футболистов, оттачивающих свои базовые умения, параллельно отвлекаясь на другие преграды, Тухель дал своим игрокам свод правил, которым они должны были следовать даже во время самых простых упражнений. Опять-таки, он хотел умышленно перенасытить своих игроков, чтобы они были лучше готовы к игре. Границы поля, которые устанавливал наставник, заставляли испытывать давление, ведь в итоге места было невероятно мало. Поля были маленькими и узкими. На таком поле над игроком с мячом всегда будет огромное давление, так что пас должен быть отдан максимально точно. К тому же, там были особенные запретные зоны: к примеру, нельзя было пасовать в или играть сквозь центральный круг; или зону одного из флангов ограничивали и запрещали игрокам её использовать, всё зависело от следующего оппонента «Майнца». К примеру, однажды Тухель после анализа игры «Штутгарта» отметил их очень мощную игру в моменты, когда они отбирают мяч на флангах. По словам тренера, «швабы» очень быстро создавали себе численное преимущество, которое было сложно контролировать, и защите приходилось разрываться, создавая свободные зоны. Именно поэтому он хотел, чтобы его команда строила свою игру через центр, отдавая передачи на фланги настолько редко, насколько это возможно. Во вторник, в преддверии того самого матча против «Штутгарта», во время первой тренировки на неделе, он уже начал создавать упражнения, направленные на подготовку к сопернику, пока что лёгкие. Сама встреча должна была состояться в субботу.

В среду Тухель поставил границы поля таким образом, что по форме оно напоминало песочные часы. Перед воротами поле было широким, а к средине оно становилось настолько узким, что напоминало отверстие, через которое проходит песок в песочных часах. Тухель заставлял своих игроков отдавать передачи через центр. Если игрокам удавалось пройти центральную линию, то чем ближе они побегали к воротам, тем шире пространство было перед ними. «Майнц» выиграл тот матч в субботу. А основная ударная сила «Штутгарта» — их вингеры — были полностью выключены из игры в ожидании отбора мяча и резкого командного перестроения после этого. В защите «Майнцу» удалось доминировать, ведь, по сути, два игрока соперника были выключены из игры благодаря решению играть через центр.

На другой неделе Тухель ограничил поле в обратном направлении. В средине поля было огромное пространство с широкими флангами, а ближе к воротам оно сужалось, по форме напоминая бриллиант. Тухель хотел, чтобы его фулл-бэки резко двигали мяч в направлении ворот соперника сразу после отбора мяча в центре поля. А сыграть на фланг, что было естественным инстинктом для любого игрока, ведь это позволяет отправить мяч на более свободное пространство, было невозможно, причём как в направлении своих, так и в направлении чужих ворот.

Тухель не хотел постоянно ходить вокруг и орать, чтобы его игроки играли вперёд или отдавали передачи вперёд. Поле и определённые ограничения, которые были введены перед началом тренировки, просто заставляли его футболистов играть так, как он хотел, чтобы они выступили на выходных. К примеру, перед началом тренировки могло быть оговорено, что последний пас перед ударом по воротам должен быть выполнен вперёд, а не поперёк. Тухель также вознаграждал своих футболистов на тренировках за успешное выполнение некоторых комбинаций перед голом. Техника работала, и игроки ни на секунду не теряли концентрацию на тренировках. Уровень внимания и фокусировки во время этих занятий был запредельным. Игроки, работавшие под руководством Томаса Тухеля, из раза в раз отмечают, насколько много они усвоили для себя за время этих тренировок. «Это просто формировало меня как игрока. В последующие годы это можно было заметить, когда те игроки, что тренировались с Тухелем, в итоге не могли хорошо работать под руководством других наставников, они не могли приспособиться к новому стилю тренировок», — говорит один из игроков, который работал с Томасом как на молодёжном, так и на профессиональном уровне. — «Когда мы позже делали такие же упражнения с передачами с другими наставниками, у которых был другой подход, то все мы чувствовали, что не хватает тех самых 20% интенсивности. Ты отдаёшь пас, но не чувствуешь того тренерского давления от Тухеля, которое всегда держало тебя в тонусе и не позволяло расслабиться ни на секунду. Мы проходили некоторые моменты сотни раз, и всем было очевидно кто и где должен стоять в определённый момент. Оставшиеся 10% — это детали, которые позволяли нам использовать слабости соперника в свою пользу». По словам игрока, инструкции Тухеля давали команде уверенность в том, что на поле не может произойти ничего, к чему они бы не были готовы. «Ты выходишь на поле без нервов и с позитивным настроем. Его инструкции всегда были очень детальными. Он не просто рассказывал о сильных и слабых сторонах соперника, он показывал нам как конкретно мы должны на них реагировать», — говорит игрок.

Несмотря на свою любовь к мелким деталям, Тухель всё же оставлял одно упражнение на тренировке практически без внимания: стандартные положения. Практика стандартных положений является главным элементом на последней тренировке перед матчем практически для всех тренеров, но Тухель во время работы в «Майнце» описывал это как пустую трату времени: «У нас есть много других аспектов, которые нужно улучшать, я не хочу тратить время на стандартные положения. Практиковать их всё равно неэффективно, ни с точки зрения обороны, ни с точки зрения атаки. В зимнее время игроки начинают болеть простудой, потому что весь день они стоят, а не двигаются», — сказал Тухель. О стандартных положениях он лишь говорил во время просмотра с командой видеоматериалов. Устанавливался точный алгоритм действий в обороне и лишь обсуждались варианты действий команды в атаке при стандартных положениях. Тухель говорил, что лучший способ избежать голов со стандартных положений — это сфолить не больше, чем 8 раз за игру, если это возможно. В таком случае, естественно, будет небольшая опасность со стандартов.

Тухель перманентно находился в поиске новый идей в «Майнце». К примеру, он организовал коллективную тренировку с гандбольной командой «Вецлар», которая выступала в высшем дивизионе. «Коллективная тренировка вроде этой — это прежде всего весёлый опыт для игроков. Это позволяет быть открытым к изучению других видов спорта и особенностей движения в нём», — объяснял Тухель. — «Также это просто невероятный обмен опытом между нами, наставниками, что работают на самом высоком уровне». Тренер «Вецлара» также был доволен подобным. «Мы знакомы с футболом. Многие гандболисты приходят в этот спорт через футбол, мы также часто играем в футбол на разминке», — сказал Кай Вандшнайдер. — «В некоторых моментах между двумя видами спорта есть общие черты. К примеру, защита в моменты, когда твой оппонент превосходит тебя количественно». Тухель даже рассматривал вариант с общей тренировкой с чемпионами Германии по рестлингу. Он обосновывал это их физической способностью к борьбе. Тухель следил за событиями в этом спорте и после победы одного из рестлеров на национальных соревнованиях, он, возвращаясь домой после матча против «Гройтер Фюрта», позвонил наставнику того спортсмена Барису Баглану, чтобы поздравить его с таким достижением. Тем не менее, общих тренировок с представителями других видов спорта в «Майнце» больше не было. Во время своего творческого отпуска, который он получил после ухода из «Майнца», Тухель всё больше и больше коммуницировал с внешними инфлюенсерами. Он встречался с тренерами баскетбольных и волейбольных команд, владельцами клубов НБА и владельцем британской букмекерской компании. Ему было интересно, как в других видах спорта справляются с разными сложностями. Ему было интересно, как букмекерская компания использует всю доступную информацию перед матчем, чтобы посчитать коэффициент. Если эти факторы учитывались для предсказания результата матча, значит они должны учитываться и тренерами, которые готовят свою команду к игре. «Томас всегда интересовался всем. Он как губка, он вбирал себя всё, что он считал полезным», — говорит Кристиан Хайдель. — «Он крайне любознательный и, как по мне, очень быстро видит, удастся ли ему извлечь какую-то выгоду для себя и своей работы».

Тухель также выработал в себе своеобразную привычку — свой собственный язык жестов. На атмосферных и очень громких стадионах Бундеслиги Тухель понял, что есть только один способ общаться со своими игроками во время матчей: жесты. Однажды издание FAZ пыталось расшифровать «Код Тухеля»; несколько жестов, которые выглядели весьма странно для обычного зрителя. К примеру, он нередко в тренерской зоне показывал что-то похожее на кролика, держа свои руки возле ушей: «Слушай!» Этот жест использовался для того, чтобы игроки вспомнили его предматчевую речь в раздевалке. Если он становился в такую же позицию, но оттопыривал пальцы, это означало: «Поднимите свои антенны!» Поэтому футболисты, которым это адресовалось, должны были играть внимательнее. Если Томас хватал себя за нос, то это был сигнал для нападающего, который должен найти голевой момент. Когда Тухель держал свой указательный палец правой руки между указательным и средним пальцами левой, то он пытался сказать нападающему держать свою позицию между двумя защитниками, чтобы его было сложнее закрыть. Но в его репертуаре были и более прямолинейные жесты. Тухель всегда указывал своим игрокам, куда им стоит открываться, чтобы получить передачу. Также мог показывать что-то вроде косы, чтобы дать знать своим футболистам, что они должны играть жестче при отборах. Определить эти жесты было легко, иногда их можно было заметить даже пока ты бежишь за мячом.

Как объясняет Иваншиц, по объективным причинам некоторые игроки отвергали Тухеля, потому что не могли смириться с его поведением на тренировках и на тренерской бровке; он нередко со стороны смахивал на чудака, у которого не все дома, который бегает из стороны в сторону в каком-то странном режиме. Тем не менее, если вы спросите о Томасе у игроков, которые одними из первых работали под его руководством в те беззаботные годы в молодёжке «Майнца», то перед вами будет человек, который всегда и везде был с командой. Он был вместе со своими игроками и поддерживал их как мог. «После одного матча он обнял меня изо всех сил, потому что я забил гол после небольшого обманного движения, которое помогло мне получить мяч и иметь в распоряжении где-то около секунды, чтобы пробить без сопротивления», — вспоминает Иваншиц. — «В раздевалке он пребывал в невероятном восторге. Я никогда не чувствовал от Тухеля какой-то эгоистичной радости, он никогда не восторгался своей гениальностью или чем-то подобным. Он лишь проявлял огромную радость за меня как за игрока, он радовался нашим общим успехам. Он не гладил себя по голове за какие-то победы, он всегда разделял с нами радость от тех или иных достижений». И в самом деле, Тухель всегда оставлял все самые бурные эмоции после побед своим игрокам.

Он с удовольствием праздновал успехи в своей душе, а хвастаться победами своей команды было чуждым для Томаса. Вместо этого он постоянно отмечал уровень работы своей команды на тренировках, он предпочитал хвалить своих футболистов за работу и стремление, чем за достижение какого-то успеха.

Команда больше не может это терпеть

Когда всё хорошо работало, на тренировках Тухеля в «Майнце» были особенный дух и непревзойдённая рабочая этика. Все игроки, физиотерапевты и другие работники клуба были одним целым. Но когда наступал кризис, атмосфера резко ухудшалась. В такие периоды многие характеризуют Тухеля как буквально невыносимого интроверта и чрезвычайно вспыльчивого босса. Он разочаровывался в своих собственных безуспешных попытках что-то изменить, но особенно он злился из-за выступлений своей команды. Он мог быть крайне несправедливым и использовать оскорбительный тон в своём общении. Иногда капитан команды Никольче Новески и его заместитель Нико Бунгерт подходили к Тухелю, потому что команда больше не могла выдерживать подобной атмосферы. Тухель поклялся, что всё уладит и, спустя несколько недель, его внезапные порывы гнева стали не такими частыми. Стоит отметить, что в команде все были готовы принимать подобное непостоянство от своего тренера: практически никто из них не добивался подобного успеха под руководством других наставников.

Шаг за шагом, Тухель расположил к себе Никольче Новески, Даниэля Калиджури, Нико Бунгерта, Андреаса Иваншица и многих других. Тренер стал настоящей звездой для своей команды. Но главным вопросом, по крайней мере на то время, было то, сможет ли подобный подход от Тухеля успешно работать с суперзвёздами, которые зачастую рассматривают себя важнее, чем своего тренера, а иногда даже важнее, чем клуб, за который они выступают. В дортмундской «Боруссии», где в составе были чемпионы Германии, чемпионы Мира, финалисты Лиги Чемпионов — и только один или двое из них уже прошли свой пик, — вопрос лояльности был более сложным. Внимание Тухеля во время его работы в Дортмунде очевидно было приковано к тому, как он может повести за собой игроков, которые хотели бы развиваться под его руководством.

Стоит учитывать, что тренировки по ходу сезона (без учёта летних или зимних сборов) стали не такими важными и частыми, как это было во время его работы в «Майнце». К этому всему прибавляется факт наличия в составе игроков национальных сборных, которые могут отсутствовать на множестве тренировок команды. Поэтому Тухель решил ещё более внимательно погрузиться в ежедневную жизнь своих звёзд в Дортмунде. В «Майнце» у него всегда было добротных 200 тренировок с командой в год, 150 из которых были интенсивными. В Дортмунде было как минимум на 60 тренировок меньше из-за дополнительных 20 матчей за сезон. Поэтому Томасу стало очень важно, чтобы его игроки получали поддержку от других работников клуба во время восстановления между матчами. Поступая подобным образом, он надеялся на помощь от людей, постоянно и близко работавших с игроками. «Я не тот тренер или человек, который думает, что может сделать массаж лучше, чем физиотерапевт, или припарковать автобус лучше водителя», — говорит Томас. — «Я предпочитаю не вмешиваться в подобное. Но, конечно, у меня есть представление о том, как должна выглядеть обычная жизнь профессионального футболиста и с чем мы должны или не должны мириться». В Дортмунде огромной проблемой стала строгая диета, и подробности этой проблемы просочились в прессу. Аскетичный Тухель был изображён в прессе как менеджер, который портит весёлую жизнь бедных футболистов. Хотя на самом деле всё было совсем иначе. Руководители клуба предложили нанять специалиста по приготовлению еды, чтобы можно было себе позволить организовывать кейтеринг на отдалённой тренировочной базе в районе Бракель. Тухель с удовольствием принял это предложение, потому что был уверен в положительном влиянии здорового питания на игроков. «Проблема была в том, что в нашем рационе было слишком много углеводов. А это плохо влияет на сон», — объяснял Томас. — «Но я никогда не хотел рассказывать нашему шефу как ему готовит то или иное блюдо. Я полная противоположность фрику, который хочет контролировать всё. В моей команде есть специалисты, которым я полностью доверяю. Это командная работа. Я просто хочу знать, что мы едим и как мы спим».

Но этот посыл Тухеля был понят не всеми. Центральный защитник Матс Хуммельс, к примеру, был полностью доволен своим стилем жизни и не верил в то, что потеря нескольких килограмм может улучшить его выступления. Была ли его склонность к травмам последствием такой позиции? Никто не может сказать наверняка. В Дортмунде уверенность многих игроков в способностях Тухеля была и близко не настолько сильной, как в «Майнце».

В свои первые годы в качестве профессионального тренера Тухель выработал подход, который сильно отличался от того, что он использовал при работе с молодёжной командой «Майнца». Тогда он всё ещё считал себя ответственным за всё подряд. Он заботился о новых тренировочных костюмах. Он боролся за то, чтобы на тренировочной базе установили обогрев поля. Он боролся за увеличение размеров раздевалки. Он требовал покупки высокотехнологичной экипировки для цифрового анализа. «Я всегда хотел, чтобы всё было идеально», — сказал он на саммите в Aspire Academy. — «Сегодня, когда я уже являюсь профессиональным тренером, если бы я снова вернулся к работе с командой до 19 лет, то я бы сказал: „половины поля нам хватит, нам будет достаточно телевизора и видеокамеры. А поле не всегда должно обогреваться, оно не должно всегда быть в идеальном состоянии“. Мы должны освободить себя от подобных идеалов. Вместо этого, я бы наоборот „создавал проблемы“. Умение талантливо преодолевать трудности стало самым важным критерием для меня. Мы всегда должны помнить, что на пути есть сопротивление и мы должны это принимать. Может ли кто-то всё ещё играть на высоком уровне, несмотря на то что его раздевалка плохо проветривается? Может ли кто-то всё ещё играть на высоком уровне, если нет командного автобуса на какой-то из матчей и ему нужно самому думать о том, как добираться? Какие таланты ещё имеют футболисты, кроме и так очевидных? Другими словами, кто может круто сыграть, когда он уступает 1:0 в финале Лиги Чемпионов и остаётся 20 минут до конца игры?» В свои первые дни в Дортмунде Тухель всё ещё не был до конца готов к подобным ситуациям. На самом высоком уровне, во время матчей Лиги Чемпионов, он сам всё ещё учился. В своих самых великих матчах на европейской арене за «Боруссию» против «Ливерпуля» и за ПСЖ против «Манчестер Юнайтед», он наделал ошибок. Но Тухель был достаточно умён, чтобы вынести из этого урок. Ему просто нужен был работодатель, который поверит в процесс обучения, прямо как «Ливерпуль» поверил в Юргена Клоппа.

Рекомендуем вам подписаться на наш телеграм-канал о «Челси», здесь все главные новости в максимально короткой и понятной форме!