7 мин.

Не нужно бояться… Интервью с учредителем РакФонда

В 2021 году ФК Импульс открыл очень важную страницу в своей истории. Преследуя одну из главных задач – образование – наша команда впервые принимает участие в очень масштабном благотворительном проекте – турнире Сергея Игнашевича «Меняй игру», организованном при поддержке фонда «Нужна Помощь».

 «Мы на своем примере решили показать, что такое благотворительная деятельность. Наша цель не только помочь тем, кому это очень нужно, но и рассказать, что пожертвования, помощь – это важно, эффективно, доступно и безопасно для каждого желающего», – говорит руководитель ФК «Импульс» Александр Краснопёров.

Суть турнира очень простая – команды играют в футбол и своими играми поддерживают ту или иную благотворительную организацию, которая приглашена в проект. Для «Импульса» таким партнером стал РакФонд. Это организация, которая поддерживает, в первую очередь финансово, научные исследования в области диагностики и лечения онкологических заболеваний.

Александр Краснопёров: «С понятием «рак», «онкология» большинство из нас знакомы, но, увы, все чаще люди так или иначе сталкиваются именно с диагнозом. И часто не знают, что делать и куда бежать. Поэтому для меня было очень приятно узнать, что существуют такие организации как РакФонд, которые не просто утверждают: «рак - не приговор», но и очень системно, фундаментально подходят к проблеме – поддерживают научные разработки в этой области, благодаря которым с каждым годом появляются новые способы и возможности победы над этой болезнью. Я глубоко убежден, что наша вера в возможность побороть рак должна быть обоснована научно и подкреплена поддержкой каждого неравнодушного. Поэтому мы и встретились с учредителем РакФонда, врачом-гематологом, к.м.н., Кристиной Закурдаевой и обсудили работу фонда, поддержку, успехи и неудачи в исследованиях и способы улучшить наше общее будущее».

Александр Красноперов, Кристина Закурдаева

АК: Кристина, расскажите про историю создания фонда.

КЗ: С 2018 года фонд начал полноценно работать. Хотя идея создания такой организации родилась уже давно, на это повлияла моя личная история. Пока мы молодые и только развиваемся. Я лично занимаюсь исследованиями всю профессиональную жизнь. Изучала опыт других стран, там некоммерческие организации активно поддерживают науку. Обсудили идеи с коллегами, общественными деятелями, учеными. Собрали экспертный совет профессионалов и выбрали текущий формат фонда.

АК: Вы упомянули про личную историю, скажите, как она повлияла?

КЗ: Моя история сказалась на выборе ВУЗа, я поступила в медицинский и стала заниматься гематологией. Дело в том, что в старших классах школы бабушка заболела лейкозом и болезнь оказалась, к сожалению, скоротечной. Она буквально не дожила несколько лет до шанса на лечение: появились новые лекарства, был совершен некий прорыв в исследованиях.

АК: А провел ли РакФонд уже какие-нибудь исследования? Есть ли первые результаты?

КЗ: Да, конечно. В 2019 году на крупнейшей международной конференции Американского общества клинической онкологии удалось представить устный доклад, где наш грантополучатель презентовал результаты исследования. Он изучал новую схему профилактики тошноты и рвоты после химиотерапии у онкологических больных с использованием известного ранее препарата. Это позволяет сократить тяжелые последствия химиотерапии и улучшить качество жизни пациентов.

АК: Это была первая большая победа?

КЗ: Да, это исследование было признано сообществом, и по совокупности собранных в мире данных, предложенная схема вошла в рекомендации для врачей в разных странах.

АК: Кристина, расскажите еще о победах.

КЗ: В научном мире победы измеряются немного по-другому. Победы – это не обязательно, когда получили то, что ожидали. Если гипотеза не подтверждается, то это тоже успех. Информация, которую получают ученые и врачи важна, чтобы выбрать другой путь или не тратить драгоценное время. Приведу еще один пример нашего гранта: ученый из Казани успешно исследует использование собственных иммунных клеток пациента при лечении онкологических заболеваний. Пока этот проект на очень ранней стадии и до использования в клинике предстоят многолетние исследования.

АК: Какое количество заявок Вам приходит на конкурс грантов?

КЗ: Заявок приходит от 10 до 30 в зависимости от тематики. Объявляется конкурс и условия предоставления гранта. У нас двухэтапный отбор. Тематику определяет экспертный совет.

АК: Если говорить о размере грантов, то какая сумма в среднем необходима для исследований?

КЗ: Сумма гранта от 250 000 рублей, но это зависит, конечно, от исследования. На сегодня самый большой одобренный грант составил 822 000 рублей.

АК: Вы говорили, что мы за последние 50 лет очень продвинулись в борьбе с раком. А что человеку, не связанному с медициной, нужно знать о раке?

КЗ: Во-первых, не нужно бояться. Важно понимать, что рак – это испытание, в котором можно победить. Важно следить за здоровьем и следовать рекомендациям по профилактике. Если рак случился в семье, не нужно закрываться, а доверять следует только экспертному мнению, за помощью можно обращаться к группам поддержки, равным консультантам.

АК: Со стороны кажется, что заболеваемость каждый год растет…

КЗ: И будет расти, потому что людей становится больше, продолжительность жизни растет.

АК: Какие виды рака сейчас наиболее распространены? В лечении каких наблюдается бОльший прогресс?

КЗ: Лучше посмотреть на статистику (фото ниже, прим.). Прогресс большой в лечении меланомы, рака предстательной железы, рака молочной железы – продолжительность жизни пациентов растёт.

АК: Почему фонду и онкологическим исследованиям нужна поддержка? Это связано с тем, что государство недостаточно поддерживает исследования?

КЗ: Государственные программы во многих странах очень существенны. Но в науке нужны разные источники финансирования: если один фонд откажет в гранте, то можно пробовать в других. Плюс, это не только финансовая, но и экспертная помощь. Также задача РакФонда - образовательная деятельность: способствование пониманию общества, что рак – это не приговор.

АК: Абсолютно согласен. И могу подкрепить это личным примером из моей семьи. Но, вернемся к беседе. Кристина, есть ли на сайте фонда статистика по количеству пожертвований. Скажите, чего не хватает, чтобы их было больше?

КЗ: Нам помогают фонды «Нужна помощь», «Meet for charity», есть юридические лица, которые поддерживают. Но ресурсов не хватает всегда и, конечно, мы открыты для волонтеров. Если захотите присоединиться, напишите нашему координатору Марии volunteer@rakfond.org

АК: А почему, на Ваш взгляд, люди должны помогать РакФонду?

КЗ: Сопричастность к победам. Ведь в конечном итоге, каждая отдельная победа – дело рук большого количества людей, начиная с тех, кто где-то когда-то финансово поддержал научное исследование, например. Мы все что-то можем вложить, чтобы в итоге спасти конкретную жизнь. По-моему, это очень здорово. Фонд – это посредник между людьми, для которых важно появление новых лекарств от болезней, новых диагностических тестов. Кроме того, мы очень ценим готовность помочь финансовым участием или волонтерством, готовность помочь ученым, которые исследуют и разрабатывают новые подходы к диагностике, профилактике и лечению онкологических заболеваний.

АК: Есть адресная помощь, а есть поддержка исследований… Если верить статистике, действительно ли на исследования жертвуют не так активно?

КЗ: Поддержка исследований – это прямой вклад в будущее себя и своих детей, это долгосрочная перспектива. Для нашей страны, действительно, это новое направление в благотворительности, и я надеюсь, что оно будет расти, как когда-то начиналась любая благотворительность. А адресная помощь – это поддержка здесь и сейчас конкретного человеку.

АК: У современного общества есть определенное недоверие к некоммерческим и благотворительным организациям. В связи с этим, Кристина, расскажите, о деятельности вашего фонда с этой точки зрения: какие у него расходы и прочее?

КЗ: На нашем сайте опубликованы все отчеты по расходам. Основная – это гранты. Еще у нас есть фиксированные административные расходы: обязательный ежегодный аудит; зарплата директора; минимальная арендная плата; банковские расходы. РакФонд внесен в государственный реестр, и наши гранты физическим лицам не облагаются налогами.

АК: Расскажите про проекты, которые планируете реализовать в ближайшее время.

КЗ: Мы выиграли президентский грант на организацию «Школы молодых исследователей». Планируем несколько образовательных проектов для широкой аудитории. Анонсировали арт проект «Music of Сells» — это концерт для виолончели и документальный фильм, в котором будет показано как из одной поврежденной клетки развивается опухоль и как пациенты, врачи и ученые борются с болезнью и побеждают.

AK: Очень интересно. С удовольствием посмотрел бы. У меня еще один вопрос. Как давно взаимодействуете с фондом «Нужна помощь» и турниром «Меняй игру»?

KЗ: На площадке фонда работаем с 2019 года, мы очень обрадовались, когда нас пригласили. Приятно быть одним из фондов на турнире и получать такую колоссальную поддержку. Спасибо всем за это!

АК: Последний вопрос, какую часть жизни занимает у Вас РакФонд?

КЗ: Значительную часть. Это такое дело жизни.

АК: Кристина, благодарю вас за интересную беседу. Успехов Вам и РакФонду!

P.S.: Благотворительный турнир «Меняй игру» продолжается. Поддерживайте ФК «Импульс» и РакФонд на трибунах и по ссылке https://sluchaem.ru/event/7324. Это важно. А главное, быстро и абсолютно безопасно: это проверили и доказали уже более двухсот человек.