Трибуна
8 мин.

«Вышел из барокамеры и узнал, что меня обменяли в «Кэпиталс». И я в гипсе улетел». Русские истории дедлайна НХЛ

От редакции Sports.ru: это пост пользовательского блога «Эпицентр» – главного поставщика крутых энхаэловских историй на Трибуне. Поддержите его плюсами, подписками и комментариями, чтобы интересные сюжеты о клубах и отдельных звездных игроках появлялись чаще в вашей ленте.

Первый обмен русского хоккеиста в дедлайн в истории НХЛ состоялся в 1994-м. Причем одного русского поменяли на другого.

«Анахайм» проводил дебютный сезон в НХЛ и, когда стало ясно, что плей-офф ему не светит, решил скинуть своего самого возрастного и дорогостоящего игрока. Это был 34-летний защитник Алексей Касатонов.

В тоже время «Сент-Луис» искал усиление обороны. Несколькими неделями ранее они подписали свободного агента Петра Недведа, в дедлайн из «Ванкувера» выменяли диспетчера Крэйга Дженни, но за него отдали Джеффа Брауна – и команде потребовался защитник. «Блюз» с Джозефом, Халлом, Шенаханом, Хаусли и Стивом Дюшеном искали недостающий элемент, который бы позволил им пройти дальше второго раунда, и цена их не сильно волновала. В «Анахайм» в обмен на Касатонова отправился бывший нападающий «Трактора» Максим Бец, который тогда считался одним из главных проспектов «Сент-Луиса».

На драфте-1993 Бец котировался на уровне первого раунда, но скатился в начало второго и ушел под общим 37-м номером. За два года в Западной хоккейной лиге Макс набрал 226 очков, перед обменом он забил 46 голов в 64 матчах за «Спокэйн» (тогда вклад его напарника Валерия Буре в эту статистику недооценивали). «Анахайм» от результативности Беца был без ума, а когда к нему упаковали еще выбор в шестом раунде драфта, отказаться было невозможно.

«Бец – невероятный молодой хоккеист, который будет играть за нас через год-два», – комментировал сделку генменеджер «Майти Дакс» Джек Феррейра. Максиму даже дали провести три матча в регулярке-1993/94, но спустя два года он оказался не в Анахайме, а в московском ЦСКА. Говорил, что тренер в Америке не доверял русским, поэтому и шанса ему не дали. Знакомая история.

«Блюз» от приглашения Касатонова тоже не особо выиграли. Для начала выяснилось, что «Анахайм» отдал им травмированного игрока. У Алексея была трещина в ступне – кстати, полученная в матче с «Сент-Луисом», когда он заблокировал бросок Шенахана. Ему потребовалась еще неделя, чтобы восстановиться плюс еще какое-то время, чтобы набрать форму после месячного простоя. Затем Касатонов отказался играть на левом фланге обороны, а справа дефицита в защитниках у «Блюз» не было. После обмена генменеджер команды говорил, что Алексей – это игрок для первой-второй пар, который может быть полезен еще несколько лет, а после свипа от «Далласа» в четвертьфинале плей-офф разорвал с ним контракт, объяснив это возрастом ветерана.

* * *

Хоккеистов из России обменивали в последние дни трансферного окна больше 50 раз, и через это прошли как суперзвезды, вроде Сергея Федорова, Павла Буре и Александра Могильного, так и люди, в итоге не попавшие в НХЛ (Александр Рязанцев) или не задержавшиеся в лиге надолго (Сергей Плотников, Равиль Гусманов, Владимир Воробьев). По два раза меняли Валерия Буре и Сергея Самсонова, Владимира Малахова и Романа Оксюту.

Больше остальных в дедлайн досталось защитнику Игорю Уланову – три перехода.

7 апреля 1995-го «Виннипег» отдал Уланова «Вашингтону» на плей-офф – и не то чтобы это было ожидаемо. «В тот день я был на процедурах, лежал в барокамере. А когда вышел из нее — узнал, что меня обменяли в «Кэпиталс» И я в гипсе улетел туда. Вышел на лед за три матча до конца регулярки, в плей-офф поиграл», – рассказывал Игорь для «Горячего льда». «Вашингтон» расстались со стейхоумом через полгода. Не договорились по деньгам.

20 марта 1996-го Уланов играл уже за «Чикаго», и «Блэкхокс» отправили его в «Тампу». Игроком «Лайтнинг» он был полтора сезона, а потом Игоря махнули в «Монреаль».

18 марта 2002-го защитник стал частью сделки по обмену Павла Буре в «Рейнджерс» и перешел во «Флориду». Чтобы поругаться с Майком Кинэном, ему понадобилось несколько дней.

Дедлайн-трейдов в карьере Уланова могло быть больше. Весной 1999-го хоккеистом интересовался «Питтсбург», и Уланов, недовольный своим положением в «Хабс», был не прочь уйти. В начале марта 2000 года он уже сам потребовал обмен из «Монреаля», когда до запрета на переходы оставалось пару недель, и стал игроком «Эдмонтона». В 2003-м «Флорида» была готова взять на себя половину зарплаты Игоря, чтобы его забрали в дедлайн, но клубы не купились на эту приманку.

Причины такой популярности Уланова в марте понятны. Перед плей-офф клубы-середняки искали дешевые варианты для усиления скамейки, и такой жесткий хоккеист, как Игорь, был для них подходящей кандидатурой.

Топ-3 лучших русских обмена перед дедлайном:

3. Дмитрий Миронов из «Анахайма» в «Детройт» 24 марта 1998-го – выиграл Кубок Стэнли

В дедлайн-1997 «Ред Уингс» увели из «Торонто» Ларри Мерфи, да так умело, что «Лифс» продолжали платить ему, пока защитник играл в Детройте. Через год Кен Холланд решил повторить фокус с покупкой опытного оборонца перед плей-офф. Вопрос денег не стоял – потолка не было, владелец клуба Майк Илич был готов переплатить, лишь бы «крылья» победили в Кубке еще раз.

Генменеджер «Уингс» рассматривал варианты с Юрки Лумме из «Ванкувера», Игорем Кравчуком из «Оттавы», плюс доступны были Горд Мерфи («Флорида»), Рич Пилон («Айлендерс») и Гэри Сутер («Чикаго»), но самым выгодным оказалось предложение «Анахайма», который доигрывал сезон. У Дмитрия Миронова был бросок, пас, характер, опыт, здоровье, и он знал русский. И язык, и стиль игры. До Владимира Константинова не дотягивал, но его и брали не на главную роль.

В плей-офф Скотти Боумэн несколько раз использовал новую «Русскую пятерку», но Миронов провел только 7 матчей из 23. В начале серии с «Финиксом» он подарил гол Джереми Ренику и после этого вернуть доверие ему не удалось. Впрочем, Кубок был выигран – и обеспечить глубину обороне Миронов смог. Запомнился он, правда, не этим. Во второй игре полуфинала с «Блюз» Дмитрий чуть не прибил шайбой Криса Пронгера. Хоккеист «Блюз» получил удар в область сердца, потерял сознание и не смог завершить встречу.

2. Сергей Самсонов из «Бостона» в «Эдмонтон» 9 марта 2006-го – дошел до финала Кубка Стэнли

«Брюинс» с трудом удержали Самсонова после локаута, подписав его незадолго до начала сезона, а летом 2006-го он становился неограниченно свободным агентом и мог запросить неподъемные для бостонцев деньги. Сергеем интересовались в «Чикаго», где директором по развитию игроков был его бывший тренер Рик Дадли; называли даже компенсацию – Тайлер Арнасон и Марк Белл. «Бостон» в итоге получил за Сэмми двух игроков, но не от «Блэкхокс», а от «Ойлерс».

Самсонов набрал 16 очков в 19 матчах регулярки и еще 15 в плей-офф. Играл здорово. Иногда волшебно. «Эдмонтон» выбил из борьбы за Кубок лучшую команду регулярки «Детройт», обидел «Сан-Хосе» Торнтона и «Дакс» Селянне, но в седьмой игре финала уступили «Каролине». Такого Самсонова мы больше не видели.

1. Александр Могильный из «Ванкувера» в «Нью-Джерси» 14 марта 2000-го – выиграл Кубок Стэнли

Из «Кэнакс» его «меняли» года два-три, но только по слухам и инсайдерской информации. Например, в дедлайн-1998 Vancouver Sun сообщил о предстоящем трейде Могильного на Джереми Реника, который хорошо знал Майка Кинэна еще по «Чикаго», а следующей осенью его отправляли в «Рейнджерс» якобы за Алексея Ковалева и в «Торонто» за Феликса Потвена. Бурк утверждал, что не получал достойных предложений, ради которых хотелось бы отпустить снайпера уровня Могильного, но и сам Александр уже не был тем игроком, каким его привыкли видеть.

После одного суперсезона в составе «Ванкувера» продуктивность Могильного снизилась до уровня силовика – менее 20 голов и 45 очков, а денег он сжирал много – более 4 млн в год. Его достали травмы, которые выбивали его на 20-25 матчей, и в какой-то момент и он, и клуб решили, что им пора расставаться. Говорят, «Нью-Джерси» приценивались к другому «кэнаку» Марку Мессье (ожидаемые партнеры Клод Лемье и Скотт Гомес), но в центре у «Девилс» уже были Арнотт и Холик, а снайперов команде не хватало.

За Могильного отдали Дениса Педерсона и Брэндона Моррисона, которые были недовольны своим положением в команде и могли покинуть ее бесплатно. «Ванкувер» в этой сделке даже приобрел, учитывая, как, сколько и за сколько играли их новички, но «Девилс» тоже совсем не пожалели. В первом плей-офф Могильный забивал немного, но стабильно – в каждом раунде, а ключевых матчах серии с «Филадельфии» он был хорош. Во втором сезоне он стал лучшим снайпером команды в регулярке и еще раз дошел с ней до финала.

Больше хоккея – в телеграме «Эпицентра»

Фото: Gettyimages.ru/Robert Laberge /Allsport, Harry How/ALLSPORT