7 мин.

Сан-Сиро вчера, сегодня и завтра. Что происходит с легендарным стадионом?

Наверное, самый статусный стадион Италии построен в 1926 году и вмещал 35 тысяч. В 1935 году футбольный клуб «Милан», тогда единственный владелец,  продал арену Комуне ди Милано. Это было время масштабных государственных проектов, и не удивительно, что пока германские союзники готовились к Олимпиаде, в Италии планировали расширить стадион аж до 150 (!) тысяч. Эта затея, по понятным причинам, не увенчалась успехом.

Первая версия «Сан-Сиро» (1926 год)

В 1947 году на «Сан-Сиро» начал проводить домашние матчи и «Интер», с тех пор «кузены» (так нежно называют друг друга миланские клубы) делят поляну. Реконструкцию, все-таки, провели в 1955 году, тогда стадион достиг максимальной аудитории – 100 тысяч, которая по соображениям безопасности моментально сократили до 85 тысяч. Но места были не пронумерованы (за исключением престижных центральных секторов), зрители приходили со специальными подушками и заранее (за час-два до матча) размещались на бетонных трибунах стадиона. А если учесть, что молодежи часто удавалось вписаться без билета, а родственные/деловые и иные связи в Италии всегда открывали многие двери, число тиффози на топовых матчах сильно превышало заявленную вместимость. 

Во второй половине 80-х, к чемпионату мира 1990 года, стадион был обновлен: появились знаменитые спиральные колонны, третий ярус на трех трибунах. Но вместимость сократилась до 78 тысяч, исчезли стоячие места, часть пространства заняли ложи, и, главное, появились seggiolini (нумерованные сидения), которые обеспечили личное пространство, но «подъели» численность. 

«Cан-Сиро» перед реконструкцией к ЧМ-1990

Cтадион принадлежит Комуне ди Милано, то есть городу, а управляется (за счет и в пользу двух миланских клубов) компанией  M-I. В апреле нынешнего года зрители третьего яруса зафиксировали  вибрацию и хруст. Первые свидетельства относятся к матчу 7 апреля «Интер» : «Аталанта». Ох, уж эта «Аталанта»! И знаменитый мопед сбросили во время ее матча,  и колебания рапортовали, а теперь и в Лиге Чемпионов бергамаски дебютируют на Сан-Сиро (с чем легко согласился «Милан» и чуть нехотя «Интер»). 27 апреля – дерби д’Италия – «Интер» принимает «Юве». Естественно, аншлаг. И больше свидетельств уже не только о вибрациях, но и о  падающих кусках щебня. Заключение, которое срочно запросила  Комуна ди Милано, говорит о том, что колебания стороны (части трибуны) в 2,6 сантиметра не превышают естественных значений, не угрожают безопасности и не требуют специальных мер по нейтрализации.

Профессор  Миланского Политехнического университета (30 сотрудников учебного заведения более десяти лет изучают «поведение» стадиона) Альфредо Чигада убежден, что в колебаниях нет ничего удивительного: «Сан-Сиро» подрагивает? Это нормально, обратное было бы подозрительнее. Но обеспокоенность людей понятна после падения моста Моранди в августе прошлого года (трагедия в Генуе, унесшая жизнь 43 человек – АЛ). Тот, кто ходит на стадион годами, знает: колебания были всегда».

Тем не менее, «Комиссия по наблюдению за аренами для проведения массовых мероприятий» (да-да, есть и такие институты в Италии) приняла решение о закрытии в этом сезоне шести секторов третьего яруса (три на «голубой» и три на «зеленой» трибунах). Таким образом, численность «Сан-Сиро» сократится в этом сезоне на три тысячи мест и составит 75 тысяч зрителей. Чигада считает что это вполне логичное решение: «Это – мера предосторожности. Известно, что трибуны третьего яруса жестче, и поэтому, если стадион не полностью заполнен, рационально распределить нагрузку. Как это делают в самолетах. Что не говорит о том, что лайнеры не безопасны». Интересно, будут ли продавать билеты в эти секторы на миланское дерби, матчи миланези с «Юве» и игры Лиги чемпионов?

«Сан-Сиро» сегодня

Стадион нельзя назвать архаичным, хотя по уровню комфорта «Сан-Сиро» уступает современным проектам (из тех, что посетил лично, выделю лондонский «Эмирейтс», мюнхенскую «Альянс-арену», а также испанские «Сан-мамес» и «Ванда-метрополитану»).  Но есть и плюсы почти столетнего красавца: один из лучших обзоров в Европе, расположение и новая линия метро, открытая к финалу ЛЧ-2016.  Само проведение финала три года назад является подтверждением актуальности арены. Проблема не в самом стадионе, а в невозможности коммерческой эксплуатации арены и прилегающей территории.

Новые владельцы (китайский холдинг Suning у «Интера» и американский фонд Elliot у «Милана») считают возведение современной арены приоритетной задачей развития клубов. Варианты рассматривались разнообразные. Тут и стадион для каждого клуба и стадион севернее в городе, и арена на северо-западе за пределами города. Наконец, был найден консенсус: не покидать намоленное место, не создавать проблем тиффози (при всей красоте, «Ванда-метрополитана» находится  в какой-то страшной дыре) и двигаться единым фронтом в сложных городских бюрократических баталиях.

Место строительства согласно мастер-плану.  Современная арена находится между предполагаемым местом и ипподромом.

10 июля совместный мастер-план был передан в Комуну. 1,2 млрд. евро стоимость (из которых 600-700 миллионов сам стадион), 60 тысяч зрителей, уменьшение высоты в два раза (за счет расположения части стадиона ниже уровня земли), сокращение внешнего шумового фона и, главное, почти в два раза увеличивается территория. Совместный пресс-релиз миланских клубов уточняет: «комплекс, созданный для спорта, развлечения, шоппинга, функционирующий 365 дней в году и предоставляющий 3500 рабочих мест». Стадион, по-прежнему, будет находится в собственности города, концессия получит права пользования на 90 лет. 

Интересно, что архитекторами должны стать три компании, уже строившие стадионы (две американских – проект в «Атланте» и арена «Тоттенхэма» в Лондоне и итальянская –  проекты в Падова и Кальяри), а также Стефано Боэри (автор проекта «Вертикальный лес / Bosco verticale» – красивейшие жилые дома в Милане между станциями Чентрале и Гарибальди).   

Моделью для обновленного проекта стал стадион, расположенный в Атланте

Идеальным сценарий – прохождение проекта по установленной процедуре и соблюдение стандартных сроков. Алгоритм предполагает: «одобрение на предмет общественных интересов» (только после этого готовится финальный проект), «одобрение на предмет общественной полезности», «рассмотрение финального проекта, детализирующего мастер-план» плюс проведение конкурса на реализацию (несмотря на преимущественное право реализации альянсом «Милана» и «Интера», вполне серьезно предполагается, что еще кто-то может подать заявку; забавно, но для конкуренции и равных возможностей такой порядок не плох).  Всего 330 дней и, теоретически, начало работ в июне 2020 года. Завершение работ в 2023 году, снос «старичка» и возведение коммерческой недвижимости в последующие два-три года.

Все могло бы пойти именно так, если бы не заявка «Милана» и Кортины д’Ампеццо, выигравшая право принять зимнюю Олимпиаду-2026. Нынешний «Сан-Сиро» заявлен в качестве арены открытия и закрытия ОИ-2026. Готов ли Олимпийский комитет принять новый стадион (пока даже без финального проекта) в качестве альтернативы? Мэр Милана Джузеппе Сала, главный двигатель «олимпийского успеха», сильно обеспокоен тем, как будут выглядеть окрестности стадиона-открытия во время Олимпиады. «Я ностальгически отношусь к существующей арене, модернизация которой была бы идеальным решением для Комуны. Не могу игнорировать предложение клубов, которые знают наши требования. Посмотрим, соблюдены ли они».

Пока позиция мэра – можно построить новую арену, но нельзя сносить «Сан-Сиро» до 2026 года – вступает в противоречие с интересами клубов, у которых нет желания не использовать коммерческую территорию лишние 5-6 лет. К мэрии уже подтянулись авторитетные городские тяжеловесы. Сильвио Берлускони: «Пусть миланские клубы построят новой стадион (в другом районе города – АЛ), но не сносят «Сан-Сиро». Здесь трепетали сердца россонери и нерадзурри. Немного романтизма не помешает в этом вопросе». Массимо Моратти: «Сан-Сиро» заслуживает уважения. Здесь смотреть футбол удобно, а болельщиков это и интересует». Милли Моратти – жена экс-владельца Интера и советник Комуны ди Милано от Демократической партии – предлагает сдуть пыль с проекта «Сан-Сиро для двоих» (модернизация стадиона и коммерческое использование территории заброшенного ипподрома по соседству).

Так или иначе дело сдвинулось с мертвой точки и строительство новых арен (или радикальное обновление существующих) если не стало трендом, то уже и не является в Италии единичным событием. Но приглядевшись к ситуации, не сложно заметить, что новые (или модернизированные) арены появляются только при полной поддержке местных властей (новый стадион для «Юве», а также проекты в Удине, Кальяри, Брешиа, Бергамо). С большим трудом найден консенсус минимального обновления в Неаполе. Несчастные братья Делла Валле так и не нашли понимания во Флоренции, продав клуб. В Генуе, похоже, смирились с продолжением баталий «на самом английском из итальянских стадионов». А проект «Ромы»,  представленный в марте 2012 года(!), стал притчей во языцех.

Доживет ли «Сан-Сиро» до ста лет решит Комуна ди Милано. Будем надеяться, что вибрации не станут определяющим фактором. 

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на мой телеграм-канал: