12 мин.

Упасть, чтобы подняться. Три совершенно разные истории вылета и возвращения в Бундеслигу

В истории любого клуба можно найти как светлые, так и темные страницы. Рассказываем о взлетах и падениях на примере двух «Боруссий» и маленького «Гройтер» Фюрта.

«Боруссия» Дортмунд

В 1966 году «Боруссия» выиграла Кубок обладателей кубков. Дортмунд пребывал в эйфории, и всем казалось, что дальше все будет еще лучше. Но реальность оказалась куда суровее – после большого успеха клуб начал последовательное движение к большому краху и в итоге скатился до вылета из Бундеслиги. К этому привело сразу несколько факторов.

Причины вылета

1. Промышленный кризис

Это не главная причина, но упомянуть ее нужно. Дортмунд находится в промышленном регионе, и кризис в сталелитейной и угольной отраслях в конце шестидесятых сильно ударил по людям. В регионе не хватало денег, всем было просто не до футбола. Это серьезно уменьшило посещаемость стадиона «Роте Ерде», который и без того считался маленьким, устаревшим и некомфортным.

2. Селекция

Снижение посещаемости негативно отразилось на денежных поступлениях, что привело к селекционным проблемам – состав команды постепенно слабел. Раньше в таких случаях Дортмунд выручала спортшкола, но после ухудшения финансовой ситуации даже молодые игроки предпочитали перебираться в другие команды. Тот же «Шальке» регулярно переманивал молодежь из Дортмунда.

3. Непрофессионализм руководства

В то время как другие клубы Бундеслиги последовательно работали над селекцией, улучшением материальной базы, развитием резерва, боссы «Боруссии» после завоевания Кубка Европейских чемпионов почивали на лаврах. Кто-то из руководителей даже заявил журналистам: «Мы платим футболистам зарплаты. Ежемесячно. Остальное — не наши проблемы».

Несерьезное отношение к делу приводило к некрасивым и анекдотичным ситуациям. Известен случай, когда контракт с игроком был подписан на папиросной бумаге, потому что не нашлось официальных бланков. А, например, хороший игрок Вилли Нойбергер разорвал договор с Дортмундом через суд, потому что на контракте отсутствовали подписи со стороны клуба. Самый вопиющий случай – «Боруссия» договорилась о переходе нескольких футболистов, но не смогла их подписать, потому что казначей клуба уехал по каким-то своим делам. Надо ли говорить, что когда казначей через некоторое время вернулся, игроки уже тренировались в других командах?

Все эти причины привели к тому, что в сезоне 1971/72 клуб просто не мог не вылететь. Слишком много было потеряно времени, слишком многое было сделано откровенно плохо. Спохватившиеся боссы клуба пытались решить проблему административными методами — они предложили ради «Боруссии» расширить лигу до 20 команд. Но это не чемпионат СССР, в Бундеслиге так дела не делаются. Дортмунд вылетел, а поражение 1-11 от «Баварии» стало рекордом на все времена.

4. Региональная лига

Вылет в региональную лигу только ускорил разрушительные процессы. И без того невысокая посещаемость стала еще ниже – кому хочется смотреть на местные клубы после «Баварии» и баталий в Кубке чемпионов? Кто-то из игроков Дортмунда очень метко тогда заметил: «Если так продолжится, то «Боруссия» сможет зачитывать имена зрителей вместо состава команды».

Боссы поставили цель за один сезон вернуться в Бундеслигу, но ничего по большому счету для этого не сделали. Долги клуба достигли 1,3 миллиона марок, а на последний матч сезона пришло 1500 человек. Вместо возвращения в элиту, клуб оказался на грани банкротства и расформирования.

Причины возрождения

1. Помощь города

Принято считать, что вмешательство государства в футбольные дела вредит спорту. Но в случае с Дортмундом надо признать — если бы не государство в лице городских властей, никакой «Боруссии» уже бы давно не существовало. Когда команда оказалась у последней черты, именно городские власти пришли на выручку умирающему клубу.

Для начала город выкупил все рекламные площади на стадионе «Боруссии» за 600 тысяч марок, а также выдал клубу ссуду в 300 тысяч на продолжение деятельности. А затем город под свои гарантии договорился с местным бизнесом о финансовой поддержке команды вплоть до введения в строй нового стадиона. В 1974 году на игровой футболке появилась надпись «Дортмунд», которая сохраняется по сей день. Это знак благодарности городу за помощь в самый тяжелый момент.

2. Стадион

Построенный в 1974 году «Вестфаленштадион» возродил интерес болельщиков к команде. Люди снова пошли на футбол, а «Боруссия» благодаря новой арене внезапно стала одной из самых посещаемых команд Германии — на игры приходило от 40 до 50 тысяч человек — отличный показатель.

Именно благодаря построенному властями стадиону клуб смог выправить свое финансовое положение. В качестве примера: на решающем матче за возвращение в Бундеслигу клубная касса пополнилась на 570 тысяч марок. Серьезные деньги даже по современным меркам.

3. Вторая Бундеслига

Но возрождение могло не и состояться, если бы в том же 1974 году не появилась вторая Бундеслига. Именно соревнование общегерманского уровня вернуло «Боруссии» болельщиков. Впрочем, Дортмунд и в этой ситуации едва не прогорел. Из-за старых долгов допуск в новую лигу был под большим вопросом. Выручили футболисты — игроки частично отказались от своих зарплат, а сэкономленные таким образом деньги позволили закрыть вопрос с заявкой.

После возвращения в элиту у «Боруссии» еще не раз были и финансовые сложности, и реальные шансы снова рухнуть в низшие лиги. Но так низко, как в начале семидесятых, Дортмунд уже не падал. Поэтому остановимся на сухом факте — Бундеслигу «Боруссия» с тех пор не покидала.

«Боруссия» Менхенгладбах

Менхенгладбах всегда был не очень богатым клубом, его главным активом были тренеры и молодые футболисты, выраставшие в больших звезд. До конца семидесятых такая стратегия работала очень хорошо — три чемпионства и два Кубка УЕФА тому яркое свидетельство. А вот дальше начались проблемы.

Причины вылета

1. Финансы

Нельзя сказать, что Менхенгладбах внезапно обеднел. Скорее, «Боруссия» слишком долго стояла на месте. Соперники постепенно укреплялись финансово и организационно, а «жеребята» продолжали жить былыми достижениями, одновременно с этим сдавая позиции.

Это был очень медленный, но неуклонный процесс стагнации. Сначала «Боруссия» перестала претендовать на чемпионский титул. Затем команду перестали причислять к фаворитам лиги. Еще через какое-то время Менхенгладбах оказался среди середняков. А потом и середняки начали поглядывать на «жеребят» свысока. Скромные денежные возможности сработали как охотничья сеть — медленно, но верно запутывая трепыхавшуюся в ловушке «Боруссию».

Процесс падения от завоевания Кубка УЕФА до вылета из Бундеслиги занял почти 20 лет, но был предсказан Берти Фогтсом еще в 1979 году. Завершая карьеру в Менхенгладбахе, он дал неутешительный прогноз на будущее: «Очевидно, что мы сдаем позиции. Дальше будет еще хуже. И думаю, это очень надолго». Берти Фогтс оказался прав.

2. Тренерская чехарда

Золотая эра семидесятых сыграла с «Боруссией» дурную шутку и в плане выбора тренера. Клуб все время искал нового Хеннеса Вайсвайлера, на худой конец — Удо Латтека. И болельщики, и руководство команды каждый раз надеялись, что придет тот самый человек, который выиграет для Менхенгладбаха все на свете.

Но приходили люди попроще. Они не были плохими специалистами, но вернуть времена Вайсвайлера никому из них не удалось. К тому же финансовый вопрос накладывал серьезный отпечаток на селекцию — клуб проигрывал конкуренцию за хороших исполнителей и даже молодые футболисты предпочитали переходить в более обеспеченные команды. Запылившиеся знамена и трофеи были слабым аргументом на трансферном рынке.

Внезапно нагрянуло столетие клуба и руководство «жеребят» вдруг обнаружило, что «Боруссия» рискует встретить важную дату в совершенно разобранном состоянии. Запаниковав, боссы команды начали еще усерднее тасовать тренеров и состав, что только ускорило падение и привело к тому, что за год до юбилея команда превратилась в балаган.

Первым и последним светлым пятном предъюбилейного сезона 1998/99 стал первый тур — Менхенгладбах обыграл 3:0 «Шальке» и возглавил таблицу. Дальше было только плохое: к девятому туру команда опустилась на последнее место и больше его не покидала. Попутно «Боруссия» установила сразу несколько своих антирекордов — домашнее поражение 2:8 от «Байера», гостевой проигрыш 1:7 «Вольфсбургу», всего четыре победы за сезон и больше ста пропущенных голов. Это был совершенно заслуженный вылет. Не самый лучший способ встретить столетие клуба.

Возвращение

Несмотря на вылет, Менхенгладбах отпраздновал столетний юбилей громко и помпезно. Была открыта специальная мемориальная доска, а среди болельщиков прошел опрос на определение «сборной столетия».

А вот с футболом все было не так хорошо. Выпав из элиты, команда потеряла всех лидеров. Себастьян Дайслер, Роберт Энке, Патрик Андерсон — таких исполнителей сложно заменить быстро и безболезненно. По сути, команду пришлось собирать с нуля. Хорошо, что имя команды по-прежнему чего-то стоило — в клуб приходили квалифицированные по меркам второй лиги футболисты. Оставалось только собрать из этого боеспособную бригаду.

Здесь и пригодилось успокоение руководства. Столетие клуба свершилось, еврокубковые баталии стали недостижимы, нового Вайсвайлера больше никто не искал. Лучшее, что могли сделать клубные боссы в этой ситуации — это не мешать тренеру и команде работать.

И наставник Ханс Майер свою работу выполнил. Первый сезон во втором дивизионе ушел на перестройку состава (команда заняла четвертое место), а уже в сезоне 2000/2001 Менхенгладбах уверенно вернулся в элиту немецкого футбола. Позднее, правда, большие амбиции снова начнут влиять на ситуацию в клубе, и все это обернется еще одним вылетом из Бундеслиги. Но об этом как-нибудь в другой раз.

«Гройтер Фюрт»

Звучит немного комично, и все же — «Гройтер» лишь один раз в своей истории покидал Бундеслигу. Пессимисты справедливо укажут, что попадал он в нее тоже нечасто, но мы просто зафиксируем еще один сухой факт — по количеству вылетов Фюрт ничем не хуже дортмундской «Боруссии».

Что же помешало маленькому клубу сохранить прописку в Бундеслиге в сезоне 2012/2013?

Причины вылета

1. Нехватка времени

С этой проблемой сталкиваются почти все выходцы в элиту. Вторая Бундеслига — очень ровный турнир, где любая команда может обыграть любую в любой момент времени. Борьба идет до самого последнего тура, до самого последнего свистка.

Но пока команды второго эшелона убиваются в борьбе за путевку наверх, большая часть будущих конкурентов – клубов-середняков Бундеслиги – уже решили свои задачи и вовсю ведут селекционную работу к следующему сезону. Поэтому к моменту выхода победителей второй лиги на трансферный рынок все хорошие лоты уже разобраны и надо выбирать из того, что осталось.

Чтобы безболезненно преодолеть эту проблему, нужно или иметь долгосрочную стратегию и сильный менеджмент, как у «Майнца» или «Аугсбурга». Или обладать хорошим финансовым ресурсом, который позволит вести селекцию без оглядки на время и место событий. Как у «Хоффенхайма» и «РБ Лейпциг», например.

У Фюрта на момент выхода в Бундеслигу не было ни времени, ни денег, ни менеджмента, ни стратегии. Вдобавок команду покинул спортивный директор Рашид Азуззи, один из архитекторов повышения в классе. Нельзя сказать, что с такими проблемами «зеленые» провалили селекцию, скорее — взяли, что смогли, но этого не хватило.

2. Нехватка денег

«Гройтер» Фюрт – клуб небольшой и бедный. Его удел на трансферном рынке — аренды, свободные агенты и краткосрочные контракты. А когда все вокруг точно знают, что клуб обречен — вести какую-то разумную деятельность еще сложнее.

К зимней паузе в чемпионате Фюрт прочно обосновался на последнем месте, и было совершенно очевидно, что без укрепления состава шансы даже на борьбу за выживание близки к нулю. Но что можно сделать с такими ограниченными ресурсами? Было принято решение поменять тренера. Майкла Бюскенса уволили в феврале 2013 года, но необходимой встряски не случилось — клуб прочно и безнадежно застрял на самом дне.

Четыре победы, 21 очко за весь сезон — удручающие показатели. Вылет был закономерен, логичен и неизбежен.

Возвращение

На то, чтобы во второй раз ощутить вкус Бундеслиги, «Гройтеру» понадобилось целых семь лет. За это время команда успела превратиться в середняка второго дивизиона, и даже была близка к падению в третью лигу.

Спасло команду от прозябания в низших дивизионах возвращение на пост спортивного директора Рашида Аззузи. Сложно объяснить, почему связка Аззузи — Фюрт эффективна. Ведь марокканец пробовал работать и в «Санкт-Паули», и в Дюссельдорфе, и везде неудачно. А вот в небольшом Фюрте Рашид из неудачника сразу превращается в самого эффективного менеджера лиги.

Несмотря на ограниченные ресурсы, команда за счет грамотной точечной селекции смогла примерно за два года собрать новый боеспособный коллектив, готовый бороться за высокие позиции. В прошлом сезоне в борьбе за путевку Фюрт опередил куда более мощные «Гамбург» и «Фортуну».

Впрочем, сейчас «Гройтер» переживает полное повторение истории 2013 года. Снова в межсезонье команду разобрали более богатые клубы, снова пришлось комплектоваться в условиях крайне ограниченных ресурсов. Пока что не спасает даже фартовый Аззузи – после восьми туров «Гройтер» с одним очком закономерно и по делу замыкает турнирную таблицу.

Но таков удел почти всех маленьких и бедных клубов. Либо ты постоянно прыгаешь выше головы, либо тебя съедят и затопчут без всякого сожаления.

***

Редактор текста: Polina_malina

***

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер

Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTubeтелеграм-каналу и группе VK