11 мин.

Вратари в Республике

38-летний македонец Ока Николов сыграл 410-й матч за «Айнтрахт». Блог «Бундеслига по-русски» стоя аплодирует преданности футболиста, а так же вспоминает еще нескольких голкиперов-иностранцев, без которых чемпионат Германии был бы скучным, тусклым и пресным зрелищем.

Отучить немцев делать хороших вратарей так же трудно, как отучить их делать хорошие автомобили. Даже если поставить перед ними задачу сделать что-то плохо, они сделают это «плохо» очень хорошо. В разные годы чемпионат Германии украшали своей игрой настоящие мастера вратарского дела – Зепп Майер, Дитер Бурденски, Тони Шумахер, Андреас Кепке, Оливер Кан и многие другие. Сейчас знамя подхватили и гордо несут Мануэль Нойер, Рене Адлер, Марк-Андре тер Стеген и Рон-Роберт Цилер. Но даже несмотря на обилие местных умельцев по отбиванию мячей, в бундеслигу так или иначе просачивались голкиперы из других стран. 

Габор Кирай (Венгрия)

Экстравагантного мадьяра  вряд ли будут вспоминать, как сверхнадежного голкипера, за его фамилией не закрепят навечно игровой номер и не назовут улицу в его честь, но все будут вспоминать, как однажды он решил пойти вразрез с общепринятыми нормами и надел на игру вольготные спортивные штаны. Это было очень необычно. Это было дико круто.

Все началось в маленьком венгерском клубе «Халадаш». У команды было два комплекта тренировочных костюмов - черный и серый. Черный комплект Кирай выбрал для тренировок, а в серых штанах начал выходить на матчи и очень быстро привык к ним. В промозглой и вечно дождливой Англии, куда венгр переехал транзитом через Берлин, такой наряд был очень кстати.

Лишь однажды Кирай пошел на поводу у местных функционеров и облачился в стандартный вратарский костюм: свитер, шорты, гетры. Итог был печален. Его клуб («Кристал Пэлас») проиграл 1:4, а наш герой позорным образом пропустил один из мячей между ног. Больше Габор к шортам не прикасался.

«Для меня эти штаны стали своего рода каббалой, - объяснял Габор свой нестандартный вид. - Чем больше удачных игр я в них проводил, тем больше я в них верил».

Несмотря на солидный возраст, он до сих пор практикует. «Мюнхен-1860» не утратил шансы пробиться в первую бундеслигу на следующий год, и Кирай - один из тех, кто может здорово помочь в осуществлении этой цели.

Фарид Мондрагон (Колумбия)

Невероятно набожный колумбиец относился к тому типу вратарей, которые будучи наделенными несомненно большим талантом, не смогли в полной мере его раскрыть, распылив себя на несколько континентов, стран и клубов. При этом, по-настоящему запоминающимися были, пожалуй, только его стамбульские выступления. С «Галатасараем» он постоянно играл в Лиги чемпионов, но дальше второго группового этапа команда все равно проходить отказывалась. Выиграв в Турции золотые медали чемпиона страны, путешественник отправился в Германию.

Мондрагон стал первым южноамериканским вратарем немецкого клуба, играющего в высшем дивизионе. Для этого ему потребовалось сделать две вещи: вытеснить из состава тогдашнего первого номера «козлов» Штефана Весселса и пробиться с «Кельном» в первую бундеслигу. И то, и другое удалось без особых усилий.

В январе 2009 года «Кельн» всем миром собирал деньги на обратный билет для всеми обожаемого воспитанника - Лукаса Подольски. Вернуть «Польди» в его родной клуб мешал ценник, выставленный «Баварией», - 10 млн. евро. Чтобы решить все вопросы с переходом уже в зимнее трансферное окно, Мондрагон обещал отказаться от зарплаты до конца сезона, если это поможет его команде приобрести форварда сборной Германии. Идти на такую жертву руководители не стали (Подольски перешел-таки в «Кельн» летом), но жирный плюс от кельнских фанатов Фарид получил.

Краткая командировка в МЛС поправила финансовое здоровье вратаря. Теперь он доигрывает в клубе, в котором начинал карьеру, – «Депортиво Кали».

Ока Николов (Македония)

Болельщики «Айнтрахта» зовут его просто – Вечный Ока. Сейчас ему 38 лет, 20 из которых он провел во вратарском свитере с орлом на груди. О силе духа этого человека, о его невероятной преданности нужно непременно написать панегирик на всех языках мира (особенно на шведском и на французском) и в принудительном порядке зачитывать тем, кто ставит знак равенства между словами «футбол» и «деньги».

В первой команде франкфуртского «Айнтрахта» Николов оказался в 1993 году, и три следующих сезона безвылазно просидел на скамейки запасных. Когда Ули Штайн отбыл в родной Гамбург, а Андреас Кепке уехал изучать достопримечательности Марселя, перед македонцем наконец-то открылись двери основного состава. Его игра была далека от совершенства, руководство клуба в открытую заявляло о необходимости усиления вратарской линии. На просмотр приезжали сильные конкуренты, с некоторыми из них сразу же подписывали контракт. Все это происходило на глазах Николова, ему было обидно, но он ни разу не говорил об этом, каждый раз смиренно присаживаясь на лавку для запасных.

Ока был «кризисным» вратарем; «Айнтрахт» его усилиями четыре раза возвращался в элиту немецкого футбола после вылета во вторую лигу (1998, 2003, 2005, 2012). Таким он остался и по сей день. Нелепая травма Кевина Траппа, полученная им во время съемок в рекламном ролике, оставила основного вратаря «Айнтрахта» вне игры ориентировочно до конца сезона. Македонец отныне должен будет не только подменить травмированного товарища, но и вдохновить своей игрой одноклубников, которые из последних сил бегут навстречу отдаляющейся Лиги чемпионов. 

В списке самых верных футболистов планеты Николов делит 4-5 места с Александром Шовковским («Динамо» Киев). Выше только боги – Франческо Тотти,  Райан Гиггз и Рожерио Сени.

Станислав Черчесов (Россия)

Станислав Саламович два года провел в Дрездене. Что заставило лучшего российского вратаря того времени перейти в клуб, перманентно обитающий на 10-14-х местах турнирной таблицы немецкого первенства, ответить не сможет, наверно, он сам. Дрезденское «Динамо» после объединения чемпионатов ФРГ и ГДР попало в воронку, из которой не может выбраться и сейчас.

Первые матчи давались Черчесову очень тяжело: 5 игр – 14 пропущенных мячей. «Слава Богу, был контракт, - вспоминает нынешний тренер «Терека». - А так как я в «Спартаке» четырнадцать голов и за сезон не пропускал, то для меня самого это был шок. Пока ты слово найдешь в экстремальных ситуациях, мяч уже в воротах окажется. Стенку ставишь и кричишь: «Влево, влево». А потом оказывается, по-немецки «вправо» надо было говорить. Так что меня быстренько посадили в запас, и девять игр я посмотрел со скамейки. Созрел, понял лигу, подучил слова. А затем и в команде стал своим. И только впоследствии стал основным вратарем и без замен провел все игры».

В 1995 году, когда у Черчесова заканчивался контракт, клуб с треском вылетал из первой бундеслиги, расположившись на последнем месте, а президента «Динамо» собирались посадить в тюрьму за мошенничество. Москва сразу стала как-то роднее и приятнее, и он вернулся на родину.

Томислав Пиплица (Босния и Герцеговина)

Весельчак-острослов из Коттбуса завершил карьеру сравнительно недавно, но лига уже успела соскучиться по его зубодробительным интервью и не менее лихим действиям на футбольном поле.

Слава нашла героя в начале 2000-х, однако эта была дурная слава. До его феерического автогола в матче с «Менхенгладбахом» у вратарей было как-то не принято забивать в собственные ворота мяч ударом головой – Пиплица положил начало этой традиции. Собственно говоря, периодически поддерживал эту традицию только он один. Сказать, что Томислав «пожарил» в воротах – не сказать ничего. За его удары мимо мяча, несвоевременные выходы на перехват и банальные детские оплошности журналисты дали ему прозвище «Пипи-авария».

«Я сыграл за Коттбус 250 матчей, в том числе очень важные для клуба и региона. Но многие помнят только мои ошибки, хотя их делают и вратари мирового класса», – часто сокрушался раздосадованный Пиплица. 

Парадоксально, но фанаты «Энерги» в нем души не чаяли. Наверно, из-за того, что чувство это было взаимным. Босниец никогда не жалел себя и полностью отдавался игре. Известен случай, когда он после тяжелейшей травмы вышел на поле спустя 45 дней, хотя восстановительный период должен был продолжаться три с половиной месяца. Вышел с двумя шурупами в плече и отыграл весь матч.

Его ветреный образ превосходно дополняли длинные редкие волосы, струящиеся из лысеющей головы. Когда-то из-за них его даже не взяли вратарем сборной. Тренерский штаб требовал от футболистов отказаться от пышной шевелюры. «Тренер знал, что я не сделаю этого. Он просто не хотел меня видеть в команде. Это было делом принципа».

В свои 45 он по-прежнему боится воды (отголоски несчастного случая в детстве), гоняет на запрещенной скорости по городу, играет с друзьями в футбол и потребляет мясо в огромном количестве. Официальный статус тренера вратарей сборной Боснии и Герцоговины его ничуть не смущает.

Кейси Келлер (США)

Он стал одним из первых американцев, кто высадился в Европе. Интеллигентное лицо студента второго курса Йельского университета не выдавало в нем яростного фаната футбола. Того, настоящего футбола, для игры в который не нужно натягивать на голову противопульный шлем бойца спецназа и запихивать под майку килограммы защитного пластика. Келлер выбрал для старта  европейской карьеры страну, где все говорят на понятном ему языке и очень неплохо играют в футбол. Несколько сезонов в английской премьер-лиге – и перед нами лучший вратарь Северной Америки.

«Боруссия Менхенгладбах» и Кейси Келлер – союз, который просуществовал три года и обошелся без скандалов и взаимных упреков. Келлер никогда не пытался пустить пыль в глаза, не играл на публику. «Чем больше ты стараешься произвести впечатление, тем лучше запоминается та ошибка, которую ты при этом совершаешь. Я не шоумен. Вообще нападающие должны создавать перформанс, а вратари должны мешать им в этом удовольствии. Наша работа – остановить это веселье», – чеканил в каждом интервью американец.

Приняв участие в 4-х чемпионатах мира (национальный рекорд), он повесил бутсы на гвоздь лишь пару лет назад. На прощальный матч Келлера пришло почти 65 тысяч человек. Уже известно, что Кейси по завершении карьеры планирует развивать спортивные направления в родном штате.

Петар Раденкович (Югославия)

Сын эстрадного певца готов был пойти по стопам отца и выступать на сцене с гитарой перед сотней-другой зрителей, но выбрал чуть более масштабное занятие. Вместо гитары – пара перчаток, вместо уютного зала на 150 мест – многотысячные стадионы, вместо песен – сейвы и отбитые пенальти. Раденкович стал футболистом, и, кажется, никто в его семье впоследствии не пожалел об этом. 

Как и все вратари, которые только начинают свой путь в футболе, Петар пробовался в качестве полевого игрока, однако работать руками с мячом у него получалось гораздо лучше. Личная и спортивная жизнь набирали обороты. В 1955 году он женился на Ольги Борич, соотечественнице, профессиональной баскетболистке, а годом спустя отправился в Австралию на Олимпийские игры. Мельбурнский финал футбольного турнира свел две лучшие команды – сборную Югославии и сборную СССР. В том матче Раденковичу противостоял легендарный Лев Иванович Яшин, который перед игрой подарил ему свои перчатки. Раденкович потом вспоминал, что отыграл в них несколько лет, они придавали ему уверенности и в них он отбивал совершенно сумасшедшие мячи. Югославы тогда потерпели поражение; Раденкович упустил единственный шанс выиграть хоть что-то на уровне сборных.

Зато на клубном уровне у него все сложилось как нельзя лучше. «Мюнхен-1860» преподнес себе на 100-летний юбилей шикарный подарок – купил за символические деньги никому неизвестного парня по фамилии Раденкович из «Ворматии». Купил, как потом оказалось, лучшего вратаря в своей истории. Благодаря великолепной игре стража ворот мюнхенцы выиграли кубок Германии (1964 г.), стали чемпионами в первый (и пока в последний) раз (1966 г.) и дошли до финала Кубка обладателей кубков (1965 г.), где уступили «Вест Хэм Юнайтед».

Ронни Хельстрем (Швеция)

Уроженец Мальме большую часть карьеры защищал  последний рубеж обороны «Кайзерслаутерна». В Германию он первый раз приехал в 1974 году, чтобы сыграть в составе сборной Швеции несколько игр финального турнира чемпионата мира. Игра Хелльстрема настолько всех впечатлила, что его, вратаря команды, не вошедшей в число призеров, назвали лучшим голкипером мундиаля. Понятно, что без предложений о сотрудничестве он не остался. Самыми настойчивыми переговорщиками оказались местные представители «красных чертей», и следующие 10 лет шведский голкипер защищал цвета клуба с Бетце. За это время он дважды становился финалистом Кубка ФРГ и столько же раз занимал с клубом третье место в бундеслиге.

Согласно Международной федерации футбольной истории и статистики Ронни Хельстрем занимает  22-е место в списке лучших вратарей Европы XX века.

Жан-Мари Пфафф (Бельгия)

Безусловный №1 среди всех вратарей, заезжавших на заработки в чемпионат Германии.

Уже в 20 лет он стал основным игроком бельгийского «Беверена». Этот клуб всегда славился продуктивностью собственной вратарской школы. Выпускниками «Беверена» были такие известные личности, как Филип де Вильде, Герт де Влигер, Эрвин Лемменс и Тристан Пеерсман. Поэтому, сделав ставку на молодого Пфаффа, клуб ничуть не прогадал. Кудрявый блондин выиграл чемпионат и кубок почти не напрягаясь, хотя до этого скромный коллектив из Восточной Фландрии о таких достижениях мог только мечтать.

В «Баварию» Пфафф переходил как состоявшийся футболист, отдавая себе отчет в том, для чего он здесь. Цель была одна – стать лучшим из лучших. Люди, которые видели его игру живьем, говорят, что было совершенно непонятно, за счет чего ему удаются эти гениальные спасения, так как внешне Пфафф вел себя несобранно и даже развязано. Позволял себе всевозможные чудачества, заигрывался с мячом, дразнил дриблингом соперника и отказывался играть проще в эпизодах, которые того требовали.

В 1987 году был учрежден приз лучшего вратаря мира. Первым обладателем награды стал как раз наш герой. Цель была достигнута.

В настоящее время успешно ведет реалити-шоу «Пфаффы», в котором также заняты его жена и три дочери.

***

25-й номер лучшего электронного журнала о спорте, пройти мимо которого вы просто не имеете права.