7 мин.

Таких больше не делают. Артуро Гатти

Алексей Сукачев вспоминает ранние бои самого бесстрашного боксера.

Есть в русском языке поговорка такая: «Жизнь прожить – не поле перейти». А вот вы когда-нибудь переходили настоящее русское поле – непаханое, нехоженое, некошеное, километров 7-8 поперек? Не так уж это и просто… если, конечно, пешком идти и не по тропинке.

Боксерская жизнь-карьера – это тоже поле, которое «ни зайцу не перелететь, ни орлу не перебежать», хоть поле не поле, а страна-а-а… Иными словами, полна жизнь эта извилинами и загогулинами, хотя и не для всех. Чьи-то карьеры прямы и незатейливы, прозрачны, как боевой путь Джо Кальзаге, или другой боевой путь – Реджи Стрикленда, например. Иные настолько витиеваты, что о них можно писать книги, но все равно всего не рассказать. Такова и карьера Артуро Гатти.

Для меня она, впрочем, строго периодизирована – конечно же, у других может быть совсем иное восприятие. Вообще она здорово напоминает мне – не поверите – историю египетской цивилизации с ее Древним, Ранним и прочими царствами, покрывающими столько лет, сколько с тех пор еще и не прошло. Применяя те же мерки к карьере самого яркого рубаки последних тридцати лет, получим несколько периодов:

• «додинастический», вернее, дотитульный Гатти: 1991 (год дебюта) – 1995;

• «древний» Гатти (или, скажем, «Гатти времен первого титула»): 1996-1997;

• «Гатти Треугольника» (a-la «Египет под властью гиксосов»): 1998;

• «средний» Гатти (он же – «Гатти Смутного времени): 1999-2001;

• «Гатти эпохи героев» (он же – «Гатти эпохи Возрождения»): 2002-2003;

• «новый» Гатти (тоже, кстати, Возрождение): 2004-2005;

• «поздний» Гатти («Упадок Гатти» – не только в переносном смысле): 2005-2007;

Каждая эра отличает от другой или стилем боксера, или уровнем его результатов, или направлением развития его карьеры. Первый и последний период любопытны, но интересны, в основном, узким «гаттиведам», хотя и там было премного любопытного (например, вы знаете, что Гатти дважды дрался в Голландии и оба раза победил КО 1?). Очень интересен «средний» Гатти, но хромало качество или боев, или оппонентов. Про «нового» Гатти последнее сказать никак нельзя, но эти бои подходят для другой, не этой рубрики.

Остается три характернейших эпохи. Про «героического Гатти» сказано, показано и даже снято (правда, опосредованно – привет Марку Уолбергу) немало. Про «Треугольник» (почти бермудский, но утонул в нем только Гатти – правда, позже всплыл) я напишу сам, но чуть позже. Остается, конечно же, «Древний Гатти».

Эта эпоха началась не в 1996-м, как написано выше, а за две недели до того, 15-го декабря 1995-го, когда Артуро в упорном бою реализовал свое силовое и антропометрическое преимущество над Трэйси Хэррисом Паттерсоном, действующим чемпионом IBF в первом легком весе. Хэррис (Паттерсон – фамилия выдающего чемпиона-тяжеловеса, усыновившего урожденного Трэйси Хэрриса) был тем еще фруктом. Тогда он – экс-владелец пояса WBC в 55,3 кг – чемпионил уже в своей 2-й категории, размочив для этого небитого Эдди Хопсона, этакую помесь Флойда, Заба и Энцо Мака с излишней щепотью последнего (классно боксировал, но очень слабо держал и был психологически неустойчив).

Это был типичный бой Гатти, который отправил противника в нокдаун во втором раунде с помощью правого аперкота, но уже к пятому с трудом видел правым глазом из-за гематомы. В 10-м раунде сечка открылась уже слева, но Артуро довел поединок до трудной и трудовой победы (и превратился из, возможно, «China-chinned» в «Chino» Гатти) со счетом: 114-113, 115-112, 116-111. В феврале 1997-го Гатти перебоксировал Паттерсона в реванше, но уже увереннее: 116-110, 117-109 и 118-108.

То была 2-я защита пояса IBF в исполнении нового кумира Восточного побережья. В промежутке между ними уместился другой бой – возможно, лучший в 1996-м году, если бы не всеобщая истерия вокруг первого рандеву между Тайсоном и Холифилдом.

Соперником Гатти был Уилсон Родригес. Он начинал свою карьеру в родной Доминикане еще в 1985-м году (на момент боя против Артуро ему было уже 30 лет), но, что называется, не задалось: Родригес, помотавшись по Карибскому бассейну, завершил эти мытарства с посредственным рекордом (14-4-1), затаился на год, а в июле 1990-го оказался в Испании, ставшей для него второй родиной. Типичный путь латиноамериканца, позже повторенный (и не раз) другими бойцами, среди которых был и Серхио Мартинес (позже, правда, вернувшийся – со щитом и через Штаты – на родину).

Испанская часть карьеры Родригеса также начиналась ни шатко, ни валко, но после поражения по очкам от Джимми Бредала в декабре 1990-го доминиканец не проигрывал 4-ре года. За это время он победил множество раз, став попутно крупным специалистом по пост-советскому пространству: трижды победил в Испании бойцов советской школы (Шерали Аманжолова, Римвидаса Билюса и Евгения Бурчака) и дважды победив в экс-СССР (в Казахстане и в Москве) – правда, таких же гастролеров, как и он сам.

В 1994-м Родригес попытался стать чемпионом мира IBF в 59 кг, но был нокаутировал опытным борикуа Джоном-Джоном Молина. Затем Джон-Джон отправился драться с молодым Оскаром, а титул оказался через Хопсона в руках Хэрриса. Родригес же, в 1995-м победив еще 4-х наших бывших и нынешних соотечественников и съездив на денек в Нижневартовск, добился права на бой с Гатти. На момент поединка, вошедшего в историю как первое Явление Истинного Гатти, у доминиканца было 44 победы (25 нокаутом) при 7-ми поражениях (5-ть досрочно) и 3-х ничьих.

«Мой новый претендент на звание лучшего боя этого года» (с) Рой Джонс.

После этого боя Родригес дрался лишь 6 раз, включая поражение от Анхеля Манфриди (почему мы выделяем этот бой будет ясно в другой статье), и закончил карьеру в 1999-м году с рекордом 48-10-3, 27 КО. Гатти же, победив разок в нетитульном поединке, двинулся к реваншу с Хэррисом.

В 1996-м Артуро обделили с трофеями господа-тяжи, но в 1997-м его не мог обделить уже никто. Второй бой с Хэррисом был привычно мясным, но разница в силе была слишком велика для трагедии и даже драмы, а Кэлвин Грав, которого Гатти остановил в мае того года, был уже далеко на сходе.

На сходе был и боксер, против которого Артуро провел последнюю защиту своего титула – Гэйб Руэлас. Впрочем, ни Гатти, ни эксперты, ни, конечно, сам Гэйб тогда так не считали.

Руэласу было 27 лет, но подлинный расцвет его пришелся на те годы, когда Гатти только-только начинал свою карьеру. Гэйб и его брат Рафаэль – оба родом из Мексики, но жившие и дравшиеся в Неваде и Калифорнии – горели ясным пламенем в первой половине 90-х. Оба стали чемпионами мира почти синхронно в 1994-м году: Гэйб – по версии WBC в 59 кг (победив Джесси Джеймса Лейху за 10 лет до Гатти), а Рафаэль – по версии IBF в легком весе, но оба чемпионили недолго, проиграв настоящим суперзвездам – Азуме Нельсону и Оскару Де Ла Хойе соответственно.

Гэйб проиграл «Профессору» Нельсону с треском за две недели до того, как Гатти победил Хэрриса в первом поединке, причем это поражение Нельсону стало для Руэласа вторым, но в феврале 1993-го он проиграл сильно меньше. Однако разрушающим для Гэйба стали не поражения от Нельсона, а победа техническим нокаутом над колумбийцем Джимми Гарсией в мае 1995-го, через две недели после которого последний скончался.

Тем не менее, к поединку с Гатти Руэлас подходил с тремя победами кряду и рекордом 44-3, 23 КО. 4-го октября 1997-го бойцы сошлись в памятной рубке на арене отеля-казино «Сизарс» в Атлантик-Сити.

Хотя бой, в конечном счете, уступил в драматичности и зрелищности схватке Гатти с Родригесом, но эксперты «The Ring» отдали канадскому итальянцу должок, признав это побоище лучшим боем 1997-го года. Гэйб Руэлас больше никогда не вернулся на прежний уровень, выступал с переменным успехом еще 6 лет и закончил карьеру в 2003-м году.

Что до Гатти, то этот бой стал его последней гастролью в первом легком весе. Свой следующий бой он должен был провести против дьявольского Анхеля Манфриди, страстно желавшего доказать, что он лучший, чем Гатти рубака, но Артуро отказался драться с Анхелем в рамках 59 кг и предложил скрестить перчатки на вес выше. Так было заложено основание Великого Треугольника, ставшего настоящей вехой в карьере всех его «углов».

Таких больше не делают. Джек Демпси