9 мин.

«Вам ##### на все!» Документалку «Краснодара» стоит включить ради электричества в раздевалке – но в остальном фильм скучноват  

Вадим Кораблев посмотрел премьеру недели.

«Краснодар» выпустил почти двухчасовую документалку «От игры к игре». Название отражает концепцию: фильм проводит экскурсию по шести матчам в Лиге чемпионов и не затрагивает РПЛ. Акцент логичен – создателям было важно зафиксировать пока главный момент в истории клуба. 

Мы посмотрели «От игры к игре» и испытали смешанные чувства.  

Кадры из раздевалок – настоящий клад. Мусаев орет на Кайо и бьет холодильник, Берг психует из-за владения, Смольников готов врезать Сафонову

После стартовых 10 минут, где Сергей Галицкий и партнеры говорят о создании клуба и принципах, а графика подсвечивает ключевые моменты недолгой истории, фильм получает устойчивую схему: подготовка к матчу и день игры – хайлайты первого тайма – раздевалка в перерыве – хайлайты второго тайма – раздевалка после матча и реакция на результат. 

Главная ценность – честные кадры из раздевалки. «Краснодар» не просто пускает туда, где обычно закрыто, но еще и делится личным. Причем снято так здорово, что волнуют не только крики и разборки – иногда слова даже не нужны. Вы поймете эту мысль, когда окажетесь с командой в раздевалке на стадионе «Ренна». За несколько минут до дебюта в турнире мечты «Краснодар» настраивается под громкие заигрывания диктора и французских фанатов, а взгляд Сафонова передает нерв каждого игрока.

Перерыв во Франции подсказывает, кто забрал в фильме главные роли. Сафонов деликатно просит Смольникова активнее мешать сопернику на фланге, но Игорь не хочет слушать: «Я тебе еще раз объясняю. Когда мяч у человека готов [для паса или навеса], я не могу в него вбежать на ускорении». Сафонов пытается сгладить ситуацию («Я согласен», «Я тебя понимаю»), но делает замечание, превратившее диалог в перепалку: 

– От нашего прессинга толка нет.

– Да у нас нет прессинга!

– Почему не выдвинуться в него агрессивнее, чтобы он просто выбил мяч? 

– Я тебе еще раз говорю. Я только что объяснил. Стой в воротах. Без тебя разберемся, что делать защитникам. Будешь мне рассказывать. 

– Буду рассказывать! 

После этого Смольников идет на кипера с грозным видом – приходится вмешаться тренеру. 

Смольников станет открытием для всех, кто не следил за его карьерой слишком внимательно. Уже в следующем матче – против «Челси» – он накричит на Газинского, но Игорь – никакой не злодей. После 1:1 во Франции он создает настроение, показательно отмечая ничью и заряжая радостью других, а после разноса Мусаева за 1:2 от «Севильи» первым разбивает тишину: «Пацаны, все так и есть, если честно. Атака ни при чем. То, как мы играем в защите, – это просто позор».

В своем мире игроки не пользуются стерильными речами, которые сойдут для журналистов, при этом мы узнаем их c разных сторон. После первого тайма с «Севильей» в Краснодаре Газинский, сцепившийся с Кайо на поле, пытается наладить с ним отношения в перерыве. Юрий не только хочет высказаться, он спокойно ждет переводчика, чтобы услышать другую позицию. «У нас не должно быть недопониманий» – разумный вывод полузащитника. 

Победа фильма – в сюжетах, которые клуб мог спрятать, но не постеснялся. Например, нам показывают растерянность команды, когда нужно решить, поддержит ли она BLM до свистка с «Челси». Русские игроки просят переводчика узнать, что думают иностранцы, – так рождается неловкий диалог (не все участники попали в кадр). 

– Тони [Вильена] собирается [встать на колено]. 

– Тони что, один будет стоять? 

– Ну, пусть стоит один. 

– Если никто не будет, то и Тони не будет (показывают взволнованного Вильену). 

Кульминация съемок в раздевалке – два матча с «Севильей». Мы наконец-то узнаем, что происходило перед вторым таймом в Испании, когда «Краснодар» вел 2:1 и играл в большинстве. В перерыве Мусаев просил игроков повысить темп: «Не нужно удерживать 2:1, нужно забить третий гол». 

Вместо этого «Краснодар» пропускает еще два, а спокойный до этого тренер впервые срывается: бьет кулаком по тактической доске и неистово кричит на Кайо, который привез третий гол: «Сколько еще это будет продолжаться? Сколько еще мы будем проигрывать из-за этого? Ну не хочешь выигрывать – на поле не выходи!» После Кайо справедливо достается Ольссону – швед запорол выгодный штрафной в первом тайме, хотя его нет в списке исполнителей. «Еще раз подойдешь к штрафному! Это все не просто так! Это важно!» – ругается Мусаев, повторяя, что игроки забили на дисциплину. 

Взрывается даже английская речь молчаливого Берга: «Мы будем отдавать мяч в каждой чертовой игре? Конечно, ничто нам не светит, если мы так держим мяч. Когда мы даже мяч выбить не можем. Каждую чертову игру!»

В Краснодаре после победного гола «Севильи» на пятой добавленной полыхало не слабее. Мусаев лупит по стеклу холодильника с напитками и заключает: «1:1, хороший результат. «Ренн» проиграл. А вам ##### [плевать] на все». 

Фильму очень помог оператор – без его находок было бы не так проникновенно

Клубные медиа давно поняли важность красивой картинки, поэтому мы привыкли к стильным кадрам. Документалка «Краснодара» тоже здорово снята и оформлена: шустрый монтаж держит динамику, но не раздражает, графика – четкая и аккуратная, не перетягивает внимание. Классно, что не стали дублировать слова иностранцев, а расшифровали субтитрами – для погружения всегда лучше слышать рассказчика. 

Включить фильм можно ради живописных видов стадиона, впервые его снимали так детально – многих ракурсов еще нет в интернете. В какой-то момент покажется, что стадиона слишком много, но это не страшно, когда хвастаешься качеством. Особенно получились три минуты, захватившие подготовку арены к «Ренну». Сработали не только эффектные кадры, но и «Ave Maria» Шуберта.

Камера ловила интересные детали (в самолете кто-то из игроков читает «Руководство разумного инвестора», а Смольников – «Generation «П» Виктора Пелевина) и создала несколько сильных образов.

• Мальчик, кричащий тонким протяжным голосом «Краснодар! Краснодар!» во время перерыва с «Челси».

• Одинокий Мусаев на лестнице после игры в Севилье.  

• Пронзительный монолог болельщика в возрасте, который не выдержал 1:2 от испанцев: «Как трусы ушли! Не надо так! Мусаев! Где ты? В отставку! За такую игру! За такой подход команды к зрителям! Проиграли – мы поболеем, простим. Но не так!»

И все-таки документалка могла быть сильнее. Слушать пустые интервью полфильма – очень скучно

Главная слабость – в отрезках между матчами, которые заполнили банальными интервью игроков, записанными специально для фильма, и скучными вставками из пресс-конференций. «Все бились друг за друга», «Довольны результатом, но могли выиграть», «Каждая игра важна, мы должны быть начеку», – 30-40 минут документалки уходят на десятки бессмысленных отбивок.   

Интересно слушать только Сергея Галицкого: он энергично развивает идею о воспитанниках в основе, ругает журналистов, у которых есть к ней вопросы, и рассуждает о любви болельщиков: «Есть ощущение, что больше людей придут на «Челси» или «Севилью», а не на «Краснодар». Нам эта ситуация не нравится. Для нас игра «Краснодар» – «Урал» важнее, потому что люди приходят на «Краснодар». Но даже фактурные речи Галицкого ближе к концу сбиваются на штампы: «Будем пробовать оказывать сопротивление и добиваться результата».

Пустые фразы – точно не лучший способ растянуть хронометраж. Возможно, создателям казалось, что 60 минут – несолидно для фиксации важного события, но тогда можно было использовать время иначе. Например, дополнительно раскрыть героев, которые в документалке живут только в раздевалке. Чтобы полноценно сопереживать команде, хочется не только слышать бас Смольникова у шкафчика с формой, но и побыть с ним рядом в другой обстановке: проехать на машине до базы или зайти в квартиру, где довольный ребенок запрыгнет на шею. Да, это не сериал, но времени, потраченного на вставки с интервью, могло хватить, чтобы даже чужого болельщика склонить к эмпатии. 

Кажется, это было необходимо в сюжетной линии с Мурадом Мусаевым. Фильм уворачивается от РПЛ, где «Краснодар» совсем посыпался, но сохраняет акцент на драме тренера, которого призывали к отставке. Только драмы как таковой не получилось, потому что улыбчивый Мусаев в интерьерах базы повторяет, что все трудности преодолимы. Разумеется, в эти моменты мы не видим его настоящего состояния, потому что настоящий Мусаев, скорее всего, звонил после матчей жене и пересматривал их дома глубокой ночью – но нам этого не показали. 

Часть фильма, похоже, специально адаптирована для нефутбольных людей. Вряд ли погруженным в контекст может быть интересна двухминутная справка о заслугах тренера и подчеркивание, что Лэмпард выпускает «чемпиона мира Нголо Канте». В фильме вообще делается акцент на заменах и не менее пяти раз упоминается, что «Краснодар» потерял многих сильных игроков из-за травм – точно ли стоило упоминать это так часто?

 

Фильм озвучил Данила Козловский, его бархатистый голос приятно слушать, но создателям точно стоило вычистить фразы вроде «футбольное первенство России» и контролировать базовые вещи, чтобы КантЕ не превратился в КАнте, а «Краснодар» не стал «Фэ Ка Краснодаром». 

***

В итоге мы получили важный для клуба фильм, который полюбят его болельщики. Всем остальным «От игры к игре» стоит включить ради атмосферы в раздевалке, но будьте готовы, что придется проматывать. 

С 25 мая смотрите документалку «Краснодар. От игры к игре» на сайтах и в приложениях ведущих онлайн-кинотеатров: Ivi, Premier, Megogo, Okko, КиноПоиск, Wink, More.tv.

Первое интервью Мусаева после «Краснодара»: почему все сломалось?

Мусаев в «Краснодаре»: сначала разнообразие стиля и две бронзы, итог – тотальная потерянность

Фото: fckrasnodar.ru