7 мин.

«Норвич» нереально хорош! «Ньюкаслу» не должно быть стыдно

«Норвич» - совершенно точно самый интересный новичок нынешнего сезона Премьер-лиги. Даниэль Фарке заставляет своих подопечных играть в яркий и динамичный футбол при помощи быстрых комбинаций низом, активной эксплуатации флангов и большого разнообразия исполняемых футболистами ролей. В первом туре «Ливерпуль» испытал с «канарейками» эпизодические трудности, причины которых во многом основывались на перечисленных выше приемах.

Однако вместе с тем «мерсисайдцы» обнаружили значительное количество недостатков в игровой структуре «Норвича». Компактный прессинг и высокая линия обороны «красных» мешали противнику комфортно начинать атаки (в Чемпионшипе «канарейки» имели возможность на протяжении длительного времени комбинировать в начальной фазе), Дивок Ориги и Мохамед Салах успешно создавали пространство для рывков фулбэков за счет смещений в центр, а сам «Норвич» отвратительно действовал при организации высокого давления и регулярно оставлял чудовищные разрывы между линиями, которыми «Ливерпуль» успешно пользовался.

По сравнению с матчем первого тура Фарке сделал всего лишь одно изменение в стартовом составе – вместо Кенни Маклина вышел Мориц Ляйтнер. Оно выглядело логичным и предсказуемым – немец гораздо больше партнера ориентирован на атаку, хорошо ищет пространство при выходе из-под прессинга, способен протащить мяч на дриблинге и уместно смотрится при взаимодействии с партнерами в обоих полуфлангах. В Чемпионшипе Ляйтнер был главным разыгрывающим «канареек», и отказ от его кандидатуры на место в старте в матче против «Ливерпуля» - это определенно следствие желания Фарке подстроиться под конкретного соперника.

Прессинг «Ньюкасла» категорически плохо контролировал Ляйтнера, и этот недостаток в большинстве случаев вообще лишал давление «сорок» какого-либо смысла. В отличие от матча против «Арсенала», в котором Жоэлинтон и Альмирон были достаточно строго привязаны к опорникам «канониров», с «канарейками» бразилец и парагваец слишком часто действовали по мячу. Чаще всего Ляйтнер открывался в пространстве между нападающими «Ньюкасла», в то время как центральные полузащитники «сорок», как правило, менее интенсивно поддерживали прессинг, чем в игре против «Арсенала». Немец не так много обострял, однако служил ключевой деталью в структуре билд-апа «Норвича» и при получении мяча в полуфлангах организовывал треугольники либо с фулбэком и центрдефом, либо с фулбэком и игроком группы атаки (чаще всего ниже опускались Буэндиа или Штиперманн).

Ниже – тепловая карта Морица Ляйтнера против «Ньюкасла», которая как нельзя более красноречиво отображает важность немца при конструировании атак. Главная фишка тактики «Норвича» в прошлом сезоне – расположение основной атакующей группы в одном из полуфлангов и проведение комбинаций в перегруженной зоне. Ляйтнер для подобной системы организации наступлений – просто конфетка. Он не ломается под давлением, быстро соображает и может отдать качественный короткий пас при дефиците пространства. 105 передач – это просто космическая цифра, превосходящая показатель ближайших преследователей из обеих команд практически вдвое (особенно убийственно она смотрится при 90% точности). Немец действительно мало обострял, однако невероятно точно и разумно действовал в начальной и средней фазах развития атак.

Стив Брюс сделал два изменения в стартовом составе по сравнению с матчем против «Арсенала». Эмиль Крафт заменил Хави Манкильо на правом краю полузащиты, а Ки Сон Ён вышел вместо Шона Лонгстаффа в центре. В игровой структуре «Ньюкасла» все более явно начинает вырисовываться определенная асимметрия. Мэтт Ритчи на левом фланге в своей средней позиции располагается выше, чем его партнер на противоположном краю, и для подстраховки Пол Дамметт эпизодически также вынужден действовать гораздо выше своих партнеров по обороне. Крафт (как и Манкильо в предыдущей игре) выполнял, в большей степени, защитные функции, что вполне объяснимо – в течение карьеры швед редко исполнял роль чистого вингера, а в своем последнем клубе, «Амьене», играл фулбэка при 4-4-2. Таким образом, на правом фланге значительную часть атакующей работы снова взял на себя Айзек Хейден, который, в отличие от своего скандинавского коллеги, мог качественно навесить или пойти в обводку (7 попыток, все – на правом фланге, однако на этот раз всего лишь одна успешная).

Тепловая карта Айзека Хейдена

Тепловая карта Ки Сон Ёна

Джонджо Шелви при развитии наступлений предпочитал действовать из глубины, а Ки Сон Ён гораздо реже Хейдена смещался на фланг и чаще всего располагался в левом полуфланге, откуда отдавал передачи в адрес Ритчи под навес. Мигель Альмирон преимущественно находился ближе к правому краю, поэтому шотландцу было не с кем отыграться для того, чтобы продраться к границам чужой штрафной. Как итог, 9 из 13 кроссов были выполнены Ритчи из области левого полуфланга на подступах к штрафной. По количеству навесов с фланга шотландец, как и в матче против «канониров», стал лучшим на поле, однако в первом туре их у вингера было всего 6. Это наглядный показатель того, что степень эксплуатации Жоэлинтона возрастает – иного пути доставки мяча в штрафную у «сорок», кажется, пока не существует. Особенно критичной ситуация стала в первой половине второго тайма, когда «Ньюкасл» окончательно свалился на навесы, даже не пытаясь искать иные пути проникновения к воротам Тима Крула.

Жоэлинтон провел далеко не лучший свой матч, в чем есть косвенная вина партнеров. Из-за того, что капитан «Норвича» Грант Хэнли (если пас следовал в центр) своевременно выдергивался из линии обороны и, как правило, успевал занять выгодную позицию при передаче верхом в адрес бразильца, Жоэлинтон выиграл всего лишь две верховых дуэли в течение встречи, однако по-прежнему хорошо цеплялся за мяч после отскоков. В целом ряде эпизодов бразилец получал передачу, находясь спиной к воротам и в окружении трех футболистов «канареек» (фулбэк – центрдеф – опорник), и соперники максимально быстро его «съедали». С одной стороны, Жоэлинтон плохо искал пространство для приема мяча, с другой – игровая система «Ньюкасла» неоправданно сильно зависела от бразильского нападающего, который не получал должной поддержки на чужой половине поля. 9 потерь мяча – это действительно много, особенно если учитывать, что на 67-ой минуте Жоэлинтон был заменен на Йосинори Муто.

«Норвич» терроризировал левый фланг обороны «сорок» - через него команда Даниэля Фарке провела 51% своих атак. «Канарейки» создавали на нем численное преимущество за счет смещений Штиперманна, Пукки (который в принципе максимально редко оказывался на другом краю) и Буэндии/Кэнтуэлла, подключений Ляйтнера (реже – Трибулла) и Макса Ааронса. Скрин ниже - далеко не самый красноречивый (не нашел запись полного матча, а на Okko стоит защита от скринов), однако он дает примерное представление о том, как атаковал «Норвич». Ляйтнер на дриблинге протащил мяч к правому флангу, отдал на Ааронса, после чего Пукки побежал открываться в штрафную, а Штиперманн и Буэндиа выдвинулись на подмогу англичанину и увели за собой полузащитников. В итоге, Пукки и Кантуэлл оказались в штрафной в ситуации 2v3, Штиперманн прострелил, и финский форвард смог нанести удар. Мэтт Ритчи был очень слаб в плане оборонительных действий (как при атаках соперника на скорости, так и при позиционках), а Пол Дамметт и Ки Сон Ён пока откровенно слабо понимают, как страховать партнера.

Структура игры на флангах – это главная проблема «Ньюкасла» в матче второго тура против «Норвича». «Канарейки» умеют слаженно действовать при перегрузах фланговых зон, а Теему Пукки способен забивать ударами с не самых простых позиций (показатель xG финна в минувшем матче равнялся всего лишь одному). «Сороки» проиграли действительно очень классной команде – в таком состоянии «Норвич» вполне способен претендовать на место в верхней половине таблицы.

Фото: Chroniclelive