16 мин.

Адлер-Бич: заметки с Ростелекома

То, что я буду присутствовать в сочинском «Айсберге» в час икс, то есть с самого начала соревнований по ФК, я знала с момента определения места проведения российского этапа Гран-при. Единственное, боялась, что может вмешаться форс-мажор: ковид, нелетная погода, Байден или Путин…не важно. Форс-мажор действительно случился. Отмена прямого рейса Майкоп – Адлер на комфортной «Ласточке», о чём узнала по собственной глупости в последний момент, заставила в режиме цейтнота менять сценарий поездки, которая растянулась на долгих 10 часов с незапланированным посещением Краснодара. В конечном итоге дедлайн не был нарушен, наличие QR-кода позволило беспрепятственно проникнуть на арену, а там уже суета сует, усталость и прочие неприятности перестали иметь значение…

Местом дислокации в первый день были верхние трибуны. Конечно, лицезреть любимый вид спорта через ограждающие перила удовольствием не назовешь, но и тут нашлись свои плюсы. Ты, как искушенный хиромант, можешь изучать ледовые узоры и наслаждаться рисунком композиции, заглядывать с высоты птичьего полета в зону КиКа (если повезет, можно не только спины, а и профиль знаменитостей разглядеть), менять угол обзора и более или менее представлять общую картину.

Открывали соревнования мужчины. Длинноногий молодой Нико Егадзе больше катался по кругу с заходом на прыжки. Брендан Керри катал чувственно, но чувств и уверенности в собственных силах хватило только на короткую программу. Камден Пулкинен после провала на домашнем этапе воспрял и на российском льду катил как по Питерской: широко, но без особой удали. С удалью, в японском стиле выступил Казуки Томоно под «Love Theme» Э. Морриконе. Он носился по площадке, обнимая борта и пытаясь соответствовать заявленной теме, но с любовью у этого фигуриста больше дружат прыжки и скорость, которую он может переключить на четвертую даже на последней минуте ПП.

К. Томона после победной короткой программы

Алексей Николаевич Мишин, по моим наблюдениям, на разминке перед КП больше внимания уделил Евгению Семененко. Может, чем черт не шутит, перед ним ставилась амбициозная задача – выйти в финал Гран-при. Но высокий, стройный Семененко под песню «Что в ней такого особенного?» ничего особенного не показал, наоборот, неприятно удивил двуножным катанием, оптимизированными прыжками, скупостью хореографической мысли, выраженной исключительно в танцевальных па рук. Справедливости ради, в «Мастере и Маргарите» было больше раската и даже какие-то связки проскальзывали, но саму постановку можно рекомендовать для просмотра разве только как образчик нафталина.

Встречала мнение, что другому подопечному Мишина – Коляде – насыпали грибов полную корзину. За «Список Шиндлера» не поручусь, а вот за «Щелкунчика» можно и грузовик подогнать. Реально шикарная программа, а Коляда, нравится это кому-то или нет, – очень компетентный фигурист. Но в повестку дня неумолимо просится вопрос – почему у многих не топовых фигуристов судьи принципиально не замечают стремление наполнить программы шагами, связками, отразить музыку разнообразными хореосредствами и, соответственно, никак их не поощряют? Если не набираешь баллы прыжками, максимум, что могут позволить судьи фигуристу – набрать на вращениях, на дорожке (что совсем непросто), а компоненты – это табу, если ты не Браун, Коляда или не первый номер фигурнокатательной державы. Вот и Кейдзи Танако зря старался…

Сорвав прыжки в КП, Марк Кондратюк также лишился судейской благосклонности во второй оценке, иначе чем объяснить его 38 баллов против 40 у Семененко? «Великолепный век» в исполнении Кондратюка был как минимум зрелищным. Произвольная перекликается с восточными мотивами короткой, что не удивительно: вспомним, где был распят Иисус Христос. И хотя на роль суперзвезды Марк пока не тянет, но у парня определенно есть энергетика, скоростные качества и, надеюсь, воля к большим победам.

Теперь о трио, которое произвело на меня наиболее яркое впечатление. Я, конечно, подозревала, что Роман Садовский реально скользящий фигурист. Так вот, он буквально плывёт по льду – для этого ему достаточно одного толчка. Его твиззлы (вид сверху) отпечатались в моем сознании длиннющей растянутой пружиной, ну и опять же сверху было особенно заметно, что Роман один из немногих, кто доезжает до коротких бортов.

Маттео Риццо и очарование, и разочарование соревнований. И дело даже не в том, что он сорвал короткую программу (отдельное спасибо от моей дочери за выбор музыкального сопровождения). Меня удивило, что, несмотря на то что Риццо компонентный фигурист, композиция короткой сознательно выстроена на ограниченном пространстве арены. А вот произвольная взяла за фибры души: музыка, исполнение, хореография. Все вау – эстетика в гармонии. И еще отдельное спасибо за перформанс после финальных аккордов.

Победитель турнира одиночников – Морис Квителашвили. Красавчик – именно так я крикнула ему с трибуны. Морис катался на расслабоне (это надо уметь), Морис катался в кайф, Морис покорил публику, Морис выиграл. Мне больше зашла короткая программа. В произвольной фигурист смотрелся тяжелей и, судя по протоколам, довольно много проиграл и Коляде, и Риццо. В данном случае это абсолютно неважно, потому что публика, покидавшая арену, была благодарна Морису.

За что я люблю спортивные пары? В том числе за то, что тут меньше пространства для судейских игр. Тем не менее судьи были не сильно щедры. Они явно недооценили крутую в прямом и переносном смысле короткую программу Дарьи Павлюченко и Дениса Ходыкина. Захватывающая композиция была исполнена дерзко и ярко, и публика приняла её на ура. Нельзя не приветствовать, что ребята идут свои путем. И, мне кажется, путем больших побед. Лучшее – это хорошо забытое старое. Когда-то стиль Родниной – Зайцева тоже называли акробатическим, но Станислав Жук умел задавать тренды. Ходыкин, которого принято хейтить за псевдолишний вес, вообще произвел неизгладимое впечатление. Он не только надежный партнер, но именно он ведет партию – работает на судей, контактирует со зрителями. На льду не отрешается от всего и всех, а прекрасно контролирует ситуацию. Вот и на разминке расслышал, как я крикнула «Денис, ты классный!», и ответил кивком головы. И мне теперь не остается ничего другого, как стать его персональной болельщицей.)

«Время, вперед!» Анастасии Мишиной – Александра Галямова произвело в «Айсберге» фурор, который спортсмены и тренеры в КиКе отмечали шампанским (зачеркнуто) мороженым.

Приятно было наблюдать за дружной, уважающей себя и зрителей командой. Москвина знает свое дело. Помню, в олимпийский год Бережной и Сихарулидзе она не позволяла разлучаться даже вне льда, чтобы не разрушать ауру влюбленной пары.

В первой части ПП под музыку Свиридова чемпионы мира достойно выполнили все элементы (хотя на разминке было заметно, что Саша нервничает). Однако нежности, щемящей грусти и лирического переживания в программе не хватило. Мне кажется, ребята более гармоничны во второй части, где акцентированы музыкой два кульминационных момента: фирменная хореоподдержка и вслед за ней выброс. Эффектно и сильно, но и очень рисково: поддержка затрудняет исполнение дорогого элемента. Но, как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанского, однако надо уметь и вовремя остановиться.) Я бы предложила именно на выбросе, обыграв длинный выезд Анастасии, поставить точку. А пока концовка программы выглядит лохмато.

Думаю, в ближайшие годы конкуренцию российским парам будут составлять американцы, вернее, американский интернационал. Приятное впечатление в телевизионных просмотрах производили на меня Одри Лю и Миша Митрофанов, приятное впечатление произвели и вживую: у ребят неплохие линии, парность и элементы. Шансов обыграть российских акул и подрастающих акулят у них не было, но зато позади остались именитые Кирстен Мур-Тауэрс – Майкл Маринаро и Николь Делла Моника – Маттео Гуаризе. Итальянец запомнился божественной красотой – потомок римских патрициев, не иначе. Впечатлилась его вращением в позиции ласточка, минимум Толлер Крэнстон. Жаль, что не в одиночном выступает.)

Боль моя – Кирстен. Уже притчей во языцех стал её уход от Московича. Но зачем надо было бросать ещё и тренера, раскрывшего фигуристку? В результате проект с Маринаро, рассчитанный на Олимпиаду в Пекине, трещит по швам: подкрута как не было, так нет, к тому же срываются прыжки и выбросы. Похоже, мечта об олимпийской медали так и останется мечтой.

Как много девушек хороших… Этот лейтмотив является определяющим в моем отношении к женскому одиночному катанию. Ева Лотта Киибус – двигательно одаренная девочка, к тому же прыжки, когда она их не срывает, у неё зрелищные со знаком качества (к сожалению, только на разминке это и можно было заметить). Хореография от Бенуа Ришо, как я понимаю, предполагает нарочитую небрежность без классических линий, но прокаты Евы Лотты на сочинском льду авангардными не стали. Сложилось впечатление, что она и к элементам относится небрежно, не выжимает из себя и малой толики возможностей. А меж тем с такой индивидуальностью пора выходить на новый уровень.

Открыла для себя Ольгу Микутину. Безусловно, ее сильная сторона – вращения.

Молодые и амбициозные Маделин Скиза и Рино Мацуике. Обе маленького роста, но с характером, и обеим я бы авансировала успешное будущее. Скиза отличилась высоченным каскадом тройной лутц – тройной тулуп, а в КиКе мило шкодила, поддержав игру «кто больше всех любит мороженое». Мацуике неслась по льду почти как Каори Сакамото, к тому же у фигуристки неплохие вращения.

Екатерина Куракова тоже небольшого роста. Но эта маленькая артистка умеет заполнить собой пространство, пококетничать с публикой и получить удовольствие от своих выступлений, даже если они не на бис.

На бис выступала в Сочи Мэрайя Белл (какой перформанс она устроила с мороженым). За натянутый как струна шпагат и скоростные вращения я готова простить ей и отсутствие каскада 3+3, и заезженную Аллилую.

Ласточка от М.Белл

Луна Хендрикс была очень расстроена неудачей в короткой программе. А тренер и по совместительству брат Йорик даже не скрывал своего глубокого разочаравания. Луне очень важно было реабилитироваться в ароматах восточной ночи, и ей это удалось. Меня поразила ее природная пластика, которая придает особую изюминку ее вращениям, да и всей хореографии с финальным королевским заклоном.

А что же Майя Хромых? Майя тоже хороша! Чем не мем, подслушанный мной у попутчиц – влюбленной в ФК девочки-подростка Стефании (привет, Стеша!) и ее матери. Хромых не только хороша, она набирает ход, она становится опасной для любой соперницы. Да, в короткой сорвала каскад, да в скольжении уступает, но она слышит музыку и подкупает своей тягучестью. И, что меня удивило, преротейшенов четверных с близкого расстояния, а не с экрана телевизора, я не разглядела.

Елизавета Туктамышева просто купалась в зрительских симпатиях. Ее встречали аплодисментами, а провожали овациями. И Лиза смаковала каждый момент, отвечая залу взаимностью и стараясь для всех поклонников ФК. Ее принято критиковать за вращения, хореографию, но в КП очень эффектно смотрится ее проезд назад, к тому же она реально улучшилась во вращениях – они у нее очень хорошо центрированы. Прыжки, когда докручены, вызывают чистый восторг. Кажется, Мишин ведет фигуристку по графику ее чемпионского года: побольше стартов без права на неудачу в жестокой мясорубке олимпийской гонки. Однако есть одно НО. Утомленная счастьем Лиза в произвольной откровенно позволяла себе отдыхать. У меня сложилось впечатление, что Лиза выдыхается, она устала. Ей как раз на руку, что финал Гра-при отменили.

Перед Валиевой масштабы задач космические. От нее требуются тройной аксель и четверные, эксклюзивные вращения и компонентное катание. Аксель у нее шикарен, и остальные прыжки легки и атлетичны (именно сочетание мощи и девичьей хрупкости больше всего поразило в Камилле), вращения почти безупречны (только в КП немного развезла комбинированное). Как и остальная публика в «Айсберге», я была в восторге от Камиллы в короткой. На произвольную Камилла вышла после овации, устроенной Туктамышевой. Но, похоже, чужие прокаты теперь её мало волнуют. Валиева здесь и сейчас хотела показать, на что способна она. Перфекционизм чистой воды удостоился сотрясения «Айсберга». Браво и ещё раз браво!!! Однако моя рефлексия на «Болеро» вживую осталась неизменной: программа – набор шикарных элементов, мало связанных с динамикой музыки.

Еще один вопрос повестки дня по итогам женского одиночного катания: когда фигуристка набирает за технику больше 100 баллов, компоненты становятся лишь приятным бонусом.

Французская революция, устроенная стремительным взлетом Пападакис – Сизероном, казалось, навсегда упразднила очередь в спортивных танцах на льду. Но, видимо, сейчас время термидора с новым лозунгом «Долой очередь! Да здравствует рейтинг!». Чтобы создать видимость чистой конкуренции и привязанности баллов к конкретным прокатам, топовых фигуристов загнали в определенный диапазон оценивания. В шкале оценивания от 100 до 110 баллов – третьи, четвертые номера от Канады, США, Франции.От 110 до 120 – оценки двух испанских дуэтов и англичан. От 120 – максимум до 130 позволено получать Чок – Бейтс, Хаббелл – Донохью, Гиллес – Пуарье, итальянцам Гиньяр – Фабри.За баллы свыше 130 будут бороться французы и Виктория Синицина – Никита Кацалапов.

Из разговоров, подслушанных на трибуне: «Вика такая костлявая. Это платье (черное в РТ) ее уродует. Такой красавице что-нибудь голубенькое бы, под глаза. Неужели Жулин не видит этого?». И платье, и концепт уличного танца, да и сам прокат Вики и Никиты шедевром не назову. Их высокие баллы в РТ могу объяснить только возвращением долгов, когда в этом же «Айсберге» на чемпионате России им устроили публичную порку, засудив самым наглым образом.

Произвольную программу спасают высокая скорость (Вика и Никита даже не ветер (по словам ТАТ), а ураган на льду), пронзительная музыка Рахманинова и эмоции нараспашку. Честно скажу – пробирало до мурашек. Пробирало до хореодороги, иронично обозванной болельщиками гопаком. Перформанс получился со знаком минус. Заставив стеснительную от природы Викторию (а она явно была не в своей тарелке) извиваться перед судьями, постановщик тем самым «выключил» её из программы.

Твиззлы вольно или невольно стали одним из ключевых элементов в танцах на льду. В последнее время танцоры (в большей степени юниоры) стараются привнести в них разнообразие. Критерием класса в исполнении твиззлов считаю близость позиции партнеров. Так вот, этим отличаются Скопцова – Алешин (вообще приятно удивили общим классом катания), Вика и Никита, в произвольном у них даже есть такая фишечка, когда Никита касается рукой конька партнерши. Сара Уртадо – Кирилл Халявин исполняют свои твиззлы по прямой с большим продвижением – смотрится очень эффектно. И вообще, от Сары невозможно глаз оторвать – она подает себя как голливудское кинодива. Ну и обе постановки радуют особенным стилем и опять же шармом Уртадо.

Гармонично смотрятся Елизавета Худайбердиева и Егор Базин (хотя я тоже противница ее расставания с Филатовым). Они очень хороши в нижней поддержке, чего не скажешь о Скопцовой с Алешиным.

Реберно катаются литовцы Эллисон Рид – Саулиус Амбрулевичюс. Американцы Кейтлин Гавайек – Жан-Люк Бэйкер были хороши на сочинском льду, особенно Жан-Люк, но Кейтлин, похоже, не перестаёт удивляться высвечивающимся на табло баллам.

В телевизионном эфире американского этапа Гран-при комментатор Александр Гришин признался, что ПТ канадцев Лоуренс Фурнье Бодри – Николая Соренсена произвел на него большое впечатление (несмотря на то, что перед ними выступали испанцы Смарт – Диас с одной из самых зрелищных программ сезона). Меня тогда это удивило. Они мне представлялись дуэтом с крутыми дугами и ребрами, но несколько медлительными и с не самыми удачными постановками. Но вживую тоже поймала одну волну с Гришиным. До мурашек пробрал произвольный танец канадского дуэта, выразительность и чувственность исполнения. Зрители отреагировали на новую эффектную поддержку. А вид сверху во время РТ позволяет отметить лучший обхват льда и рисунок программы. А сидя в КиКе, Лоуренс и Николай не скрывали своих отношений, обмениваясь нежными поцелуями.

 

Первый раз в «Айсберге» я побывала на предолимпийском Гран-при. Конечно, была счастлива и получила такую массу положительных эмоций, что они до сих пор меня греют. Тем не менее тогда меня неприятно поразило, что стадион на таком важном турнире был почти пустой – зрителей подвезли лишь к моменту прибытия Путина. Билетов не было, они стопками лежали в огромных баулах спекулянтов. А немногочисленная публика была настолько далека от ФК, что не отличала парное катание от спортивных танцев, а женское – от мужского😉.

С тех пор много воды утекло. В этот раз на трибунах царила потрясающе доброжелательная атмосфера. Публика тепло приветствовала всех участников, аплодисментами поощряя удачное исполнение элементов, стараясь ободрить и при срывах.

Было много молодых болельщиков – привет девочкам из Краснодара, приехавшим поддержать Юзуру Ханю.

Совсем маленькие детишки горячо спорили как завсегдатаи sports.ru: «Туктамышева лучшая! – Нет, не она! – Лучшая Валиева!».

 

Несмотря на многочисленную охрану, во время перерыва я, заблудившись, попала в VIP сектор и сразу наткнулась на тренера Маттео Риццо – Франку Бьянкони, которая просто светилась хорошим настроением. Было у меня искушение присесть рядом, но наглости не хватило.

 

Зато пообщалась с Елизаветой Худайбердиевой и, примерив на себя роль журналиста, спросила, довольна ли она прокатом произвольной программы. Она совершенно искренне ответила, что в принципе все удалось, а я рискнула предположить, что скоро они начнут побеждать. Спасибо и Егору, который тоже легко пошел на контакт.

Увидев Олега Васильева, я опешила так, что его отчество совершенно вылетело из головы, однако попозировать попросила. И он не отказал. Кимыч!!! Теперь ваше отчество я не забуду никогда!

Не секрет, что сочинцы, особенно жители Имеретинской долины, были против проведения зимней Олимпиады. В наследие от Игр им остался огромный Олимпийский парк – несколько десятков гектаров, закатанных в асфальт. На этой территории, среди немногочисленной зелени, заметно выделяется хурма, сезон которой совпал с российским этапом Гран-при. В моих мечтах на месте Олимпийского парка всё засажено хурмой.

Сады, расположенные на морском берегу и усыпанные ярко-оранжевым фруктом, – чем не сказка? Но даже в мечтах мне трудно сделать выбор: ведь если развести сады, не будет места «Айсбергу». А без ФК любой сказке конец...

С благодарностью к Дарлинг!

С уважением, ко всем любителям ФК!

 Фото из архива автора и с официального сайта ИСУ