11 мин.

Скейт Канада: одиночные полёты и жаркие танцы

 Ночные эфиры североамериканских этапов Гран-при я всегда любила за возможность остаться с любимым видом спорта тет-а-тет. Но в этот раз часть трансляций с турнира Skate Canada стояла в сетке телевещания в прайм-тайм, поэтому самоизолироваться не получилось и без дёрганий домашними не обошлось. А другую часть соревнований показывали в столь раннее утро, что такой сове, как я, физически нереально было их осилить. Но сдалась я только на ПП мужчин, которые благополучно проспала. 

 От некомфортного режима предательски слипались глаза, зато слух обострился и жадно ловил реплики комментаторов: Липницкой, Гришина, Журанкова. Юля молодец, «красному шарфу» – отдельная благодарность, о Журанкове ничего хорошего не скажу. Впрочем, и тема у нас не о нём.

 В Канаде, как ни удивительно, поразило и впечатлило судейство в женском одиночном катании. Не припомню ни одного турнира, где бы так строго определяли уровни, выявляли недокруты и безжалостно понижали оценки. Закон суров, но это закон – гласит латинская пословица, и, мне кажется, такая придирчивость более справедлива, чем всякие толерантные моргания на недочётах спортсменов. И выигрывают от такого буквоедства действительно самые сильные фигуристы на данный исторический момент. 

ап

  Заглянем в итоговые протоколы. На первом месте Кейтлин Осмонд. Законно? Без вариантов. Короткую программу фигуристка откатала достойно шикарного голоса Эдит Пиаф. Кейтлин взлетала в прыжки на высоту Эйфелевой башни и приземлялась с выездами во всю длину Риволи. И была настолько в музыке, что, казалось, надо льдом разлита атмосфера большего Парижа. В общем, высший пилотаж искусства владения коньком. К сожалению, во время исполнения ПП примой канадского ФК творчество ушло на второй план, а на переднем оказалась каждодневная, рутинная работа. По-прежнему продолжаю считать, что «Лебединое озеро» не самая выигрышная композиция для канадки. Но уже без категоричности, поскольку музыка Чайковского не придавила спортсменку ко льду, и резкого дисбаланса между фигуристкой и великой музыкой удалось избежать. Но полная гармония, на мой взгляд, вряд ли достижима. 

 Маша Сотскова достойна только похвальных слов. Кто-кто, а эта фигуристка прекрасно понимает, что в самый неподходящий момент её недокруты могут вылезти наружу. Девочка мыслит трезво, на милость арбитров явно не рассчитывает и из двух зол выбирает меньшее. Маша потеряла в грациозности катания и в эксклюзивности постановок, но постаралась визуализировать свои прыжки на достаточной высоте. К тому же она прицепила к ним однорукие риппончики и, пожалуйста, выдала максимально возможный результат – чистое серебро. И это, замечу, в отсутствие на турнире тренера Буяновой.

мтм

 Эшли Вагнер в КП пыталась зажечь канадскую публику латиной, но канадская публика на красивую обертку с карамелью внутри не купилась. Здесь знают цену фигурному катанию. Я к тому, что с таким тех. контентом, как у Эшли в короткой программе, рассчитывать исключительно на танцевальность, было недальновидно. И напрасно в КиКе Эшли играла роль обиженной. В «Мулен Руж» она постаралась откатать как топовая фигуристка – безусловно, эту постановку Вагнер презентует шикарно. За компоненты судьи отвесили ей положенные баллы, и американка завоевала законную бронзу. Вот при таком серьёзном судействе все стало на свои места, и мы получили справедливый пьедестал.

  Конечно, нельзя пройти мимо дебюта талантливой и яркой фигуристки – Марин Хонды. Дебют, то есть короткую программу, девочка провалила – не получилось у неё соответствующе настроиться. И, наверное, Марин была разочарована до глубины души. В произвольной программе юная японка собралась и показала вторую техническую оценку, только вряд ли итоговое пятое место ее устроило. Холодный душ на канадском льду должен пойти девочке на пользу, чтобы навсегда избавиться от хронической «недосказанности японских гейш».

лр

 

Несколько слов о Карен Чен. В прошлом сезоне Карен стала чемпионкой своей страны. В Канаде она проиграла двум своим соотечественницам – Вагнер и Кортни Хикс. Тем не менее из всех американок именно Карен мне кажется самой опасной соперницей. Нет, ничего выдающегося она пока не показывает, но на ней всё крепко сшито. Она умеет широко катать, высоко прыгать и попадать в музыкальные акценты. Кроме того, девочка сама себе постановщик.  

 Катание Ани Погорилой на этом турнире можно охарактеризовать как пан или пропал. С виду сильная и волевая фигуристка в случае ледовых форс-мажоров теряется, впадает в ступор и практически бросает кататься. Мне кажется, сейчас подобное происходит и с её фигурнокатательной карьерой. Помню, как прошлый сезон Аня открыла блистательными прокатами в Сочи – именно тогда, мне кажется, у неё созрело желание «порвать всех и вся». Похвальное желание, основанное на уверенности и, возможно, самовнушении, что на соревнованиях ей железно гарантировано второе место, а там, если сложится пазл, можно и до примы дотянуться. Но жизнь пошла по другому сценарию… Бронза вместо ожидаемого серебра в финале Гран–при, обидная деревянная медаль на внутреннем чемпионате, солидное отставание от Медведевой в оценках и личная драма при виртуальном присутствии многомиллионной аудитории… Видимо, Аня раз разом переживает эту цепочку событий и точку никак не поставит. Со стороны, конечно, легко советовать, но Погорилая должна посмотреть правде в глаза и принять ситуацию. А дальше – с чистого листа.

 

щщ

 Разовор о мужской части турнира начну с Самаина, потому что в Канаде именно он понравился больше других. Собственно, он мне давно нравится. Когда-то на чемпионате России Александр зацепил меня скоростью катания и до сих пор не отпускает. Самарин стремится показывать истинно мужское катание, и у него это получается. Ещё в памяти времена, когда с придыханием говорили о тройном лутце, а Саша аж два четверных прыгнул. Да, я в курсе, что этот прыжок уже исполняют полдюжины фигуристов, но именно у Самарина он получился без долгой артподготовки и болтологии. И мне нравится, как он ведёт себя в КиКе, особо не выказывая радость (мужчинам не положено). А если в силу природных данных он больше тяготеет к атлетичному стилю катания, хочется пожелать ему не сворачивать с этого пути: в любом стиле есть к чему стремиться. 

е6

Джейсон Браун пошел другим путём. Он послал к черту четверные и решил, что лучше нести искусство в массы. Устроив мини-спектакли на канадском льду, Браун подарил зрителям настоящий праздник. Я могу понять его оценки, могу принять его результат. Видимо, ИСУ решило поддержать действительно компонентных фигуристов, когда четверные прыжки взорвали НСС изнутри. Ведь, как отметила Е.Чайковская, один лишний четверной в программе сводит к нулю всю хореографию, а все компоненты – к фикции. Но, мне кажется, в случае с Брауном, ИСУ хватается за соломинку. Без претензий к Брауну, с претензией к правилам, по которым в принципе без разницы как получать компоненты: да хоть с ординарными и бабочками.

пв

Создалось впечатление, что корейская Олимпиада для Шомы Уно стартовала уже в Реджайне – настолько он был напряжён даже на тренировках. В «Зиме» ему далось это напряжение сбросить, и мы увидели ценностные ориентиры японского фигуриста. Мне кажется, Шоме удалось соединить в своей программе артистизм старой системы и новые компонентные правила. Поэтому-то его катание так западает в душу и требует высокой шкалы оценивания. А в «Турандот», видимо, ещё не удалось нащупать гармонию мастерства, отсюда падения и недокруты. Такие явные помехи несколько испортили впечатление от программы.

рл

  Удовольствием было смотреть парное катание. Даже занявшие последнее место канадцы Сидни Колоджей – Максим Дешам показали приличную технику. Очень понравилась короткая программа американцев Хэвен Денни – Брендона Фрэйзера. Жаль, что они нестабильны и никак не выйдут на более высокий уровень.Наталье Забияко – Александру Энберту не стоит расстраиваться из-за деревянной медали, ибо она изготовлена из ценной породы дерева. Российские фигуристы показали красоту «девственного» парного катания: самые чистые линии, амплитудные выбросы, подкрут на уровне лидеров. В поддержках Наташа ослепляет своей красотой. А вот опыта ребятам пока не хватает, да и с этапом не повезло. Но возможность побороться за место под солнцем у них есть.

 А медали были разыграны в бермудском треугольнике, и шансов обыграть призовую тройку у других дуэтов практически не было. Короткую программу с красивой постановкой и красивым катанием выиграли Алёна Савченко – Бруно Массо. Игривую прошлогоднюю программу немецкие фигуристы сменили на танго в постановке Джона Керра. Естественно, танго требует иного концепта исполнения. Алёна, как опытная солистка, вела партию, Бруно ей не мешал, что тоже надо уметь. Жаль только, что тройной аксель на две ноги приземлила. Что мне нравится в Бруно? То, что он заряжен на борьбу, что на одной волне с Алёной и что ради своей партнёрши готов на любые экзекуции. Да, в ПП, после прекрасно откатавших канадцев, он дрогнул – опыта выступлений на высшем уровне у него пока не много, – зато Алёна лишний раз доказала, что она поистине «железная леди». 

араррр

Честно говоря, не ожидала столь блестящего проката от Меган Дюамель – Эрика Редфорда в ПП  с чистейшихм четверным выбросом. Меган от радости чуть не снесла своего тренера и мужа по совместительству. Хотя до этого случая проявлений любви на людях Дюамель и Маркотт себе не позволяли. Что хочу отметить: Меган крута и умеет отвечать за свои слова. Накануне в интервью канадской прессе фигуристка пообещала, что в ПП они постараются. Канадцы постарались и получили свой сизен бест.

Шикарны были в Канаде и Ванесса Джеймс – Морган Сипре. Природная грация Ванессы, хорошее настроение Моргана, крепкий тыл в лице грамотного тренера уже тянули на медаль. Плюс амплитудный четверной выброс (правда, пока на две ноги), синхронные прыжки, неповторимые поддержки. Французы выдали прокаты, откровенно тянувшие на серебро, но их ювелирно отправили на третье место.

шш

Хочу поздравить Аллу Лободу и Павла Дрозда с успешным дебютом. Ребята хорошо откатали свои программы, и судьи их весьма достойно оценили. А этих ребят и нельзя оценивать плохо, потому что они танцуют от техники. Подопечные Ксении Румянцевой прекрасные катальщики, это видно невооруженным взглядом. Именно у этого дуэта я вижу североамериканский стиль катания, в смысле чистоты скольжения. «Чикаго» в постановке Бенуа Ришо претендует на нестандартность, но самим ребятам пока не хватает внутренней свободы на оригинальное прочтение музыки.

ппппп

   Порадовали Кейтлин Уивер – Эндрю Поже. Я всегда неровно дышала к этому дуэту и сейчас, возможно, пропою канадцам излишние дифирамбы. Но, кажется, в Реджайне ребята прокричали «остановитесь, не торопитесь спихивать нас с пьедестала, мы ещё потанцуем». Действительно, ребята прекрасно исполнили танец на латиноамериканские мотивы: особенно впечатлили твиззлы, которые обычно не поражали, дорожка шагов по кругу была легка и виртуозна, а параллельная у них всегда выглядит сильно и стильно. Жаль, что отказались от «Спартака», видимо, решили, что не успеют вкатать. И пусть за «Маладе» утвердилось реноме попсовой программы (тяжело мне это признавать), и пусть на этом этапе Гран-при элементы в ней пока не проникли в плоть и кровь спортсменов (горько мне это сознавать), но эмоционально постановка как прошибала шесть лет назад, так и сейчас прошибает.

   Много хорошего можно сказать о Тессе Вирту – Скотте Моире. Они живые легенды, они катаются как дышат, они идеально подходят друг другу. Тесса со Скоттом вернулись и достойны уважения за то, что рассчитывают не на былые заслуги, а на виртуозность своего конька, на мастерство, зрелость, подготовку. И в латине, и в «Красной мельнице» Вирту – Моир отжигают на всю катушку. Они раскачивают на льду карусель, кружат надо льдом, меняют позиции, то проносятся вихрем, то замедляются. У меня от них реально кружилась голова. Оценки за практически безупречные прокаты получили соответствующие, то есть сумасшедшие. Но что-то не даёт мне покоя, да и самим фигуристам, наверно, тоже. Пока не могу точно сформулировать, но мне кажется, что нет у них уверенности, или у меня её нет, что вся эта коньковая виртуозность, вся экспрессия нейтрализуется, а вся магия улетучится, когда на один с ними лёд выйдут Габриэла Пападакис – Гийом Сизерон. Нет, выкрутасами конька французы канадцев не достанут, а вот прочтением музыки Бетховена – вполне.

А пока Мэдисон Хаббелл – Зак Донохью чуть не сотворили сенсацию: после финального аккорда произвольного танца их техническая оценка превосходила оценку Вирту – Моира. Это уже опасно и не только для канадцев. Революция в танцах продолжается?

667

 

С отдельной благодарностью к Дарлинг!

С уважением ко всем любителям ФК, Бичуния.