Нужны ли четверные мужчинам? Не поверите, но в 2019-м есть фигуристы без ультрапрыжков – и это не стыдно
Многооборотные прыжки – тренд фигурного катания.
Эпоха, когда венцом сложности был четверной тулуп, в прошлом: сейчас на квады заходят даже 10-летние, а 80+ за технику в произвольной – достижимая планка уже не только для парней, но и для девушек.
Впрочем, мнение, что навороченные программы низводят фигурное катание до соревнований по прыжкам на льду, до сих пор популярно. История этого спорта подобно моде ходит по кругу: на пьедестале с разное время стояли и катальщики без намека на четверные, и технические монстры с бюджетной второй оценкой.
«Из мужиков делаем танцы на льду»
Февраль 2010-го.
Евгений Плющенко (ему 27) готовится к третьей Олимпиаде. Его прыжковый набор уже не такой сложный, как 4 года назад в Турине, а последняя победа на ЧМ случилась в 2004-м. На стороне Евгения огромный опыт и уверенность в себе: если бы за нее давали отдельный балл в компонентах, Плющенко получал бы десятки.
Его главные соперники – Дайсуке Такахаши, Стефан Ламбьель и Эван Лайсачек. Самый опасный – японец, набравший ход, пока Евгений ставил карьеру на паузу. О второй оценке Дайсуке кричит только один факт – в 33 года он перешел в танцы на льду, приведя в восторг нового тренера Марину Зуеву: «Он самый эмоциональный из всех японских фигуристов, которые когда-либо были. Эмоциональность – самое важное качество в танцах. Эмоциональность и музыкальность».
Лайсачек, хоть и выигравший предолимпийский ЧМ, большой угрозы, кажется, не представлял: без четверного в короткой и произвольной, а что до компонентов – их и Плющенко всегда ставили щедрой рукой.
Но в Ванкувере все пошло не по плану.
В короткой Евгений вырвался вперед на крохи – преимущество четверного прыжка съели более низкие GOE и компоненты. В произвольной вторая оценка американца и россиянина одинакова до сотой, но Плющенко растерял по мелочам на дорожках и вращении, вновь уступил в надбавках за качество. Общий результат – 1,31 балла в пользу Лайсачека.
На результаты Игр Плющенко отреагировал эмоционально:
«Грустно: я завоевал серебро и проиграл золото. Я очень рад сегодняшнему прокату, кстати. Может, он был неидеальным, может, меня на прыжках вываливало, но я очень рад, что сделал четверной. Мой тренер правильно сказал, что будущее фигурного катания за четверными прыжками. А мы возвращаемся в прошлое и из мужиков делаем танцы на льду».
Сам Мишин, как обычно, высказался образно:
«То зубило, которым можно проложить путь к золотым медалям, – это сложные, многооборотные прыжки. Я разделяю мысль, что они являются самым «мужским» признаком мужского одиночного катания. Отточенные шаги и длительные вращения в красивых позах – это все гарнир. Основным является бифштекс, а не картошка и макароны».
Та Олимпиада была дебютной для Патрика Чана – будущей надежды канадского фигурного катания. Именно он должен был снять проклятие с мужского одиночного – и добыть первое золото Канады в этой дисциплине на следующих Играх.
В Ванкувере Патрик не рисковал: в его произвольной не было ни одного элемента дороже 10 баллов. В арсенале молодого Чана не хватало четверного прыжка, но судьи щедро ставили ему вторую оценку, несмотря на молодой возраст и скромную зачетку.
Компоненты – умение, на которое Патрик делал ставку с начала взрослой карьеры. Бесшумное быстрое скольжение, ненавязчивая, без разрыва аорты, но точная интерпретация музыки и стильные программы выделяли Чана на общем фоне.
Впрочем, изменения в правилах после Олимпиады в Ванкувере заставили Патрика задуматься, что на следующих Играх победить по методу Лайсачека уже не получится.
Хотя Александр Лакерник уверял, что реформа не связана с серебром Плющенко, бурные дискуссии после Ванкувера повлияли на конгресс ISU. Чиновники приняли целый пакет изменений: подняли базовую стоимость квадов и уменьшили сбавки за их некачественное исполнение, а также разрешили засчитывать недокрут в четверть оборота в пользу спортсмена.
Снова 2010-й, июль.
Патрик Чан впервые прыгнул четверной прыжок на заштатном турнире во Флориде. Весь следующий сезон канадец боролся с квадом и тройным акселем: то выезжал, то разваливал всю программу. ЧМ-2011 Патрик выиграл с тремя мировыми рекордами – в короткой программе, произвольной и по сумме баллов. После победы он честно рассказал, почему усложнился: «Сейчас нельзя было не прыгать четверной. В этом году за него дают хорошие надбавки, поэтому я тренировал именно этот прыжок — надо научиться делать его безошибочно».
«Он будет сейчас ноги задирать – и в принципе, все»
Март 2019-го.
На ЧМ первым в короткой после бога четверных Нэтана Чена стал Джейсон Браун. Его программа – только 15-я по базовой стоимости: дешевле, чем у австралийца Брендона Керри или азербайджанца Владимира Литвинцева. 19 из 24 фигуристов, попавших в произвольную, попробовали четверной, еще двое – Коляда и Танака – сделали бабочку.
Сила Брауна – не в контенте. Флип, тройной аксель и каскад лутц-тулуп во второй половине программы – с похожим набором Алёна Косторная выиграла этап Гран-при во Франции. Надбавками за качество Джейсон увеличил техническую стоимость программы на 12 баллов: в его протоколе много +5 и нет оценок ниже +2. По компонентам Джейсон уступил в тот день только Чену и Ханю – каждому меньше балла.
Сразу после выступления Брауна комментаторы Татьяна Тарасова и Алексей Ягудин расщедрились на комплименты:
«Мы знаем, что он не прыгает четверных. Ну, если прыгнет завтра – это будет большое счастье. Но катается он, конечно… Божественно. Божественно, феноменально. Он делает такие вещи коньком… Все-таки у нас не только прыжки. Это фигурное катание».
После появившихся на мониторе сумасшедших 96,81 настроение на комментаторской позиции поменялось: «Это безумие. Это техническая программа, и в технику прежде всего входят сложнейшие прыжковые элементы».
Спустя полгода, во время этапа Гран-при Skate America, Ягудин снова резко выразился о Брауне. «Он будет сейчас ноги задирать – и в принципе все» – так Алексей представил Джейсона зрителям.
«Все-таки мужское одиночное катание в современной интерпретации – это четверные прыжки, это много четверных прыжков. Компоненты у него, конечно, на уровне, но я даже не хочу вспоминать 1996 год, когда мы выступали с таким же набором», – контрольный выстрел сразу после проката, в котором Браун сорвал тройной аксель и не попытался зайти на квад.
Произвольную Алексей комментировал доброжелательнее – возможно, сказались десятки недовольных комментариев в его инстаграме. Правда, уже после соревнований вновь не удержался от колкости:
Ирония в том, что Ягудин выиграл Игры-2002 у человека, который делал больше четверных, чем он: Тимоти Гейбл в произвольной Солт-Лейк-Сити шел на три квада. В США его до сих пор вспоминают как Короля Квадов – и даже Нэйтан Чен в интервью повторяет, что не спешит забирать этот титул у соотечественника.
Впрочем, судя по детским снимкам, Джейсон на той Олимпиаде болел вовсе не за американца.
Браун не страдает квадофобией и ищет усложнений. Получается средне: падения, бабочки, сильные недокруты. В сезоне-2018/19 четверной снова отложен на неопределенный срок: в конце августа Джейсон попал в аварию, получил сотрясение мозга и не стартовал вплоть до домашнего этапа Гран-при.
«Живу, чтобы исполнить четверной аксель»
Перед Сочи-2014 надеждой российского мужского стал Максим Ковтун: пять четверных в стартовой заявке стали пропуском на главные старты. В 2013-м Ковтун угодил на Евро с пятого места в чемпионате России: талантливый подросток выглядел перспективнее ветерана Меньшова.
Постсочинская эпоха превратилась в гонку четверных. Начал ее тогда малоизвестный Боян Цзинь – мальчик с удивительно быстрой круткой и высотой прыжков. Китаец легко перебил заявку Ковтуна, поставив шестью квадами и первым в мире исполнил каскад из четверного лутца и тройного тулупа.
И понеслось.
2016-й – первый четверной флип от Шомы Уно.
Через полгода – исторический четверной риттбергер в исполнении Юдзуру Ханю.
Пхенчхан-2018: шесть квадов в одной программе от Чена – прокат, который не принес американцу олимпийскую медаль, но вписал его в историю спорта.
Планы у его тренера Рафаэля Арутюняна амбициозные: «Разумеется, мы будем стремиться к тому, чтобы все прыжки программы были четверными. И аксель в том числе».
На заветный аксель в 4,5 оборота охотится и Юдзуру Ханю. С двумя олимпийскими титулами и безусловной любовью болельщиков он давно мог бы закончить карьеру, заняться здоровьем и выступать в дорогих шоу. Но пока японец идет другим путем: его новая цель – опередить время. «Для чего я катаюсь? Я уже говорил, что живу лишь для того, чтобы исполнить четверной аксель».
Ханю вывел исполнение ультра элементов на новый уровень: из цирковых трюков они превратились в полноценные части программ. Оказалось, что тройной аксель можно обрамлять эффектными твиззлами, а четверной тулуп делать в музыкальный акцент.
Самый результативный тренер последних лет Этери Тутберидзе тоже голосует за четверные: «Для меня, пока парни не начинают исполнять мужские прыжки, они занимаются женским фигурным катанием. Я их иногда обижаю и называю женскими именами – в шутку»
Почему Трусова и Щербакова могут, а некоторые мужчины нет?
Учениц Тутберидзе часто ставят в пример одиночникам: Саша и Аня уже обходят мужчин технической оценкой (и побеждали бы общей суммой, будь у них одинаковые коэффициенты за компоненты).
Бешеная инфляция, сексизм и надбавка за флаг: что не так с оценкой за компоненты у фигуристов?
Но сравнивать квады парней и девчонок не совсем корректно, и вот почему:
1. Единственная современная фигуристка с четверным старше 18 лет – Элизабет Турсынбаева. Все остальные квадистки – тоненькие девочки, не прошедшие период взросления. Сколько четверных и какого качества они будут прыгать с другим весом – непонятно. Телосложение Турсынбаевой – скорее исключение, чем правило, но даже она не избежала травмы, из-за которой сейчас пропускает Гран-при.
Парни удерживают в воздухе совсем другие величины – сравните Мориса Квителашвили и Сашу Трусову, Александра Самарина и Аню Щербакову. Даже Загитова говорит, что ей нужно сбросить минимум три килограмма, чтобы освоение четверных было безопасным.
2. Мальчики развиваются не так, как девочки. Если в женском одиночном период расцвета – 14-15 лет, то в мужской дисциплине фаворитами являются спортсмены старше 18. Есть и местная специфика: начинающих одиночниц в России куда больше, чем одиночников: парней даже в группах здоровья наперечет, а у девчонок бешеная конкуренция. Этери Тутберидзе считает, что виноват русский менталитет: в отличие от покорных японцев наши спортсмены задают много вопросов и любят поспорить.
3. Не всем спортсменам в принципе легко даются ультрапрыжки. Тренеры говорят, что наращивать сложность нужно с детства: ставить правильную, устойчивую к изменению роста и веса технику; убивать страх падений и травм. Четверные среди женщин – все еще исключение, чем правило, и говорят скорее об уникальности конкретных фигуристок, нежели о том, что кваду можно научить любого.
Так нужны ли четверные прыжки фигуристам? Чтобы стать чемпионом прямо сейчас – да. Даже близкие к десяткам компоненты и огромные GOE не компенсируют отставание в технической базе от топов.
Является ли катание без квадов стыдным для мужчин, а победы – нечестными? Нет. Иначе аналогичные сексистские ярлыки можно зеркалить на Трусову, Щербакову или Валиеву, прыгающих «неженские» элементы.
Да и где грань в фигурном катании, за которой начинается мужественность? Становится ли катание Ханю менее чемпионским от того, что он выбирает саундтреком нежный «Отонал», а не брутальную «Матрицу»? Нужно ли забирать медали у Ламбьеля, который до конца карьеры неплохо прыгал четверные, но не мог сделать качественный тройной аксель?
Спорт против искусства – дуэль, в которой нет победителя.
Телеграм-канал автора, где от читателей не требуют четверных прыжков
Фото: Gettyimages.ru/Cameron Spencer, Matthew Stockman, Chris McGrath; SIPA/Pierre Emmanuel Deletree; РИА Новости/Александр Вильф; globallookpress.com/Yukata
Так есть же.
Юзуру Ханю.
"ВОТ ОНО! ВОТ ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ!"
И к сожалению, фк сходится клином именно на Ханю, потому что таких как он, пока больше на горизонте нет. Уйдет он - фк станет..... я даже не знаю как это описать. Опустеет без волшебства! Опустится от того максимума, который мы имеем счастье наблюдать сейчас. Вот так наверное максимально честно.
И сейчас мужская одиночка уже заметно мельчает с уходом многих хороших взрослых фигуристов. Есть Юзуру и есть все остальные ученики. Кто-то учиться прыгать, кто-то учится кататься. И это грустно.
3А в твиззлах это вообще лучший аксель в мире! Просто когда прыжок - часть твиззлов. Танцоры, наверное, такие - "Ну офигеть теперь! Он эволюционировал наш элемент!"=)
А посмотрите первое вращение в программе, состоящие из двух. Вы когда нибудь видели более музыкальное вращение хоть у кого нибудь? Взмах руки в муз.акцент, перебежка между вращениями абсолютно в музыку, закручивание руки и ноги в муз.акцент во втором вращении, подпрыжка на одной ноге точно в муз. акцент и даже уже согнувшись в последнем вращении он резко опускает руку вниз на последней низкой ноте фортепианно.
ЭТО ВООБЩЕ ВОЗМОЖНО? ЭТО ЧУДО ФК!
Женщинам реально сохранить триксели (Тук не даст соврать), и за ними будущее.
Ханю вне этих дуэлей. Он сочетает спорт и искусство.
В остальном вроде бы всё более-менее объективно. Но фото! Опять! Алое! Где эстетичные фотки?!
Из него как раз следует, что Аня и Саша – исключительные фигуристки, разве нет?
Этот абзац не против девочек Этери. Он адресован тем, кто пишет в комментариях фразы вроде «Ну все, Трусова / Щербакова должны по мужским квотам на ЧМ ездить, зачем нашим парням место занимать».
Если бы квады девчонок были исключительно заслугой классной техники, то их одногруппники Квителашвили и Ерохов уже давно были бы в топе мужского одиночного. Но это не так.
Ну и лично по себе могу сказать, что ценю мужские соревнования особенно за техническую составляющую. Настоящий спорт)
"ВОТ ОНО! ВОТ ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ!"
И к сожалению, фк сходится клином именно на нем, потому что таких как он, пока больше на горизонте нет. Уйдет он - фк станет..... я даже не знаю как это описать. Опустеет без волшебства! Вот так наверное максимально честно.
3А в твиззлах это вообще лучший аксель в мире! Просто когда прыжок - часть твиззлов. Танцоры, наверное, такие - "Ну офигеть теперь! Он эволюционировал наш элемент!"=)
А посмотрите первое вращение в программе, состоящие из двух. Вы когда нибудь видели более музыкальное вращение хоть у кого нибудь? Взмах руки в муз.акцент, перебежка между вращениями абсолютно в музыку, закручивание руки и ноги в муз.акцент во втором вращении, и даже уже согнувшись в последнем вращении он резко опускает руку вниз на последней низкой ноте фортепианно.
ЭТО ВООБЩЕ ВОЗМОЖНО? ЭТО ЧУДО ФК!
мне даже кажется Коляда пониже Ханью будет ростом, но его никто не гнобит за это и преимущества у него не высматривают, но он и не очень успешен, чтобы на него бочку катить
а вот до Ханью любят докапываться, особенно товарищи из дискорда
Ага, покорный японец Ханю, например, ну-ну xD. У него с Орсером хватало моментов, по которым они были не согласны друг с другом.
Да с чего бы это? Множество примеров доказывают, что период расцвета тогда, пока есть мотивация и здоровье. Осмонд, например. Туктамышева сейчас катается так, как никогда, лучше всего в карьере. Загитова держит уровень и т.д.
«Парням сложнее, чем 15-летним школьницам»
Звучит странно. Во-первых, с чего вы взяли, что им сложнее? Есть научные исследования на конкретную тему, или уважаемая автор сама легчайше крутила четверные в 15 лет? ))
15-летнии девочки может поменьше взрослых парней, хотя кого с кем сравнивать, Шома Уно вот на стажировке в Хрустальном вообще не выделялся на общем фоне. НО у парней-то в среднем и мышечная масса побольше, порезче и посильнее. Так кому должно быть проще – это не простой вопрос. Научиться делать один из двадцати попыток четверной среди парней может почти любой, даже абсолютно слабый в этом плане фигурист – как Риппон, Браун, Петров и другие. Они не могут выучить их так, чтобы исполнять стабильно и хорошо.
Комментирование его - вообще что-то за гранью. Это наверное вообще последний человек, которого можно допустить освещать прокаты. Никакой полезной информации, один треп, сленг, и унижения.