13 мин.

🎻Музыкальный текст про фигурку: почему выбирают «Кармен», хотя разрешен рэп? И что с авторскими правами?

Представьте фигурное катание без музыки.

Получилось? Согласитесь, это был бы совсем другой вид спорта. 

Стереотип, что фигурное катание – это плавное скольжение под классическую музыку – давно устарел. Чайковский и Шопен на льду по-прежнему в почете, но все чаще для программ выбирают популярные саундтреки и хиты современных групп. 

Мы узнали, как фигуристы заказывают музыку, кто ее нарезает и почему здесь так много заезженных треков. Нам помог Адьян Питкеев: он работал с Тутберидзе и Буяновой, закончил карьеру в 2017-м из-за травмы, но остался тренером. Адьян по-настоящему увлечен музыкой: играет на гитаре и делает нарезки для знакомых постановщиков.

Возможно, самый талантливый ученик Тутберидзе: закончил из-за травмы, теперь тренирует и играет трэш-метал

Выбор музыки на что-то влияет?

Передача музыки и образа – один из пяти компонентов, который оценивают судьи. Баллы не зависят от музыкального стиля – важно только сочетание мелодии и постановки.

По правилам, оценка за музыкальность складывается из множества мелочей: насколько движения фигуриста попадают в ритм, как точно передано настроение мелодии, отражает ли взаимодействие между партнерами в парных видах характер композиции. На практике судьи часто выставляют среднюю оценку по пяти компонентам, даже если фигурист очень музыкален, но посредственно скользит.

Адьян Питкеев

Приятный бонус – исполнение элемента в музыкальный акцент повышает оценку за качество исполнения (GOE) всех элементов: прыжков, вращений, тодесов.

Тщательнее всего к выбору музыки подходят танцоры. Перед каждым сезоном ISU (Международный союз конькобежцев) меняет тему ритм-танца – в 2019/20 нас ждут мюзиклы и оперетты. Выбирать можно только из определенных ритмов: квикстеп, блюз, марш, полька, фокстрот, свинг, чарльстон и вальс.

Как подбирают музыку?

Главное – мелодия не должна раздражать фигуриста, который, в отличие от зрителей и судей, слышит ее ежедневно. Например, японцу Юдзуру Ханю, по словам тренера Брайана Орсера, для исполнения четверных нужен определенный темп, а монотонная лирика мешает прыжкам.

Еще музыка маскирует нестандартную расстановку элементов. В олимпийском «Дон Кихоте» Загитовой все прыжки стояли во второй половине программы, но совпадали с музыкальными акцентами так, что программа выглядела сбалансированной.

Часто фигуристы используют национальные мотивы: считается, что родной колорит выгодно подчеркивает катание. Яркий пример – «Малагенья» Хавьера Фернандеса и «Сеймей» Ханю. Обе постановки оказались настолько удачными, что парни возвращались к ним в олимпийский сезон.

Перед олимпийскими сезонами спортсмены особенно щепетильны в выборе: часто копируют удачные программы, а если ставят новые, то выбирают стопроцентные ледовые хиты или подстраиваются под страну-организатора. В Сочи-2014, например, случилась мода на русских композиторов – Чайковского, Рахманинова, Глазунова.

Интересный ход в сезоне-2014/15 изобрели Ксения Столбова и Федор Климов: вместо английской версии мюзикла «Нотр-Дам де Пари», специально для зрителей французского этапа Гран-при откатали программу под оригинал.

Питкеев: «Обычно музыку совместно выбирают постановщик, тренер и спортсмен. Иногда могут посоветовать со стороны: например, друзья. Мне всегда больше нравилось кататься под классику, не очень люблю попсу. Если программа нравится, то под нее хочется выступать долго: заканчивается сезон – и думаешь: я бы еще покатался. Редко бывает, что музыка надоедает: меня, например, «Болеро» стало раздражать уже через месяц из-за повторяющейся мелодии».

Что лучше выбирать: «Кармен» или рэп?

Заезженных мелодий много – даже шутят, что они входят в золотой фонд фигурного катания. В первую очередь это классика: каждый спортсмен за карьеру выступал под «Кармен», «Щелкунчика» или «Лебединое озеро». Но появилась мода и на современные саундтреки: «50 оттенков серого», «Ла-Ла-Ленд», композиции Muse и Эда Ширана.

Фигуристы редко следят за музыкальным выбором конкурентов, поэтому иногда мелодии у топ-спортсменов совпадают. Самый яркий пример – Игры-1988, запомнившиеся медальной битвой двух Кармен: Катарины Витт и Деби Томас.

Элизабет Мэнли, Катарина Витт и Деби Томас (слева направо)

Любовь постановщиков к традиционным хитам понятна: это беспроигрышный вариант, который точно понравится судьям. Но иногда выбор малоизвестной композиции оправдан: если программа выстрелит, музыка даже спустя несколько лет будет ассоциироваться с конкретным фигуристом.

Так произошло с Winter Sun струнного квартета Bond. Диск незнакомой группы Николаю Морозову – в то время помощнику Татьяны Тарасовой – предложил продавец в музыкальном магазине Нью-Йорка. Из мелодии сложилась концепция гениальной «Зимы» Алексея Ягудина: фишка с подбрасыванием ледяных крошек, костюм с заснеженным деревом и изумительная дорожка шагов под скрипичное соло.

Ягудин бесится от Sports.ru, а мы обожаем его «Зиму». Это лучшее, что было с фигурным катанием

Когда Оксана Грищук и Евгений Платов замахнулись на второе олимпийское золото и перешли к Тарасовой, та долго думала над идеальной подачей яркой пары. Для произвольной выбрали «Мемориал» английского композитора Майкла Наймана. По словам тренера, ей хотелось сделать посвящение спорту, который возвышает одних и делает инвалидами других.

«Я вновь и вновь нажимала клавишу пуск и не могла оторваться. Мне уже виделось, какая это будет великая программа, программа о тех, кто отдал жизнь в борьбе за олимпийские идеалы», – вспоминала Тарасова.

Есть и другие примеры: программа на музыку к фильму «Пина» стала визиткой пары Алена Савченко – Робин Шолковы, композиция из «Матрицы» ассоциируется с Жубером, а главная тема к «Неизвестному известному» – со Столбовой и Климовым.

Но иногда желание выделиться вредит: например, выбор Евгением Плющенко саундтрека к сериалу «Бандитский Петербург» оценили не все.

Подробности комментатор Василий Соловьев рассказывал Юрию Дудю.

«Я поставил себе задачу – пропеть Плющенко песню так, чтобы ему было сладко, чтобы он в этом меде весь облип. Он катается, мне это и правда нравится, начинаю рассказывать: «Друзья, посмотрите, насколько мощный сейчас Евгений. Он не только несет российский спорт за границу, он еще и несет туда российскую культуру. Как поступают спортсмены послабее? Берут Чайковского – и все, ты лебедь. А он берет никому неизвестную на Западе музыку, Корнелюка, и едет туда с ней. Потому что не боится, что из-за музыки его не поймут или засудят. Вы же понимаете, что Корнелюк не Чайковский?».

После спускаюсь вниз, вижу Мишина:

– Звонил Корнелюк. Плакал.

– Вы что, прикалываетесь, что ли?

– Говорит: вот так вот людям помогаешь, деньги с них не берешь, а тебя берут и мордой в говно.

Пришлось найти телефон Корнелюка, позвонить и объясниться. Хоть он и далеко не сразу меня понял».

После Олимпиады в Сочи одиночникам разрешили использовать музыку со словами – прежде такую привилегию имели только танцоры. Фабио Бьянкетти, представитель ISU, объяснил: важно привлечь молодую аудиторию. Спортсмены, по его словам, тоже просили музыку, которую слушают в повседневной жизни.

Правда, отдельные фигуристы катались под песни и раньше: за нарушение отнимали всего 1 балл – как за падение или упавшую деталь костюма. Например, в сезоне-2012/13 схитрил Миша Ге, выступив в произвольной под микс Чарли Чаплина с хип-хопом.

Рэп – скорее исключение, но и под него случались программы у известных фигуристов. Из последних примеров – прошлогодняя короткая Елены Радионовой. В сезоне-2016/17 ISU разрешил хип-хоп в коротком танце: этим воспользовались, например, Степанова с Букиным и брат с сестрой Шибутани.

Питкеев: «Хип-хоп для танцоров и для одиночников – не одно и то же. Танцорам по механике хорошо подходит цикличный ровный ритм, одиночникам – лучше рваный, чтобы можно было замедлиться или ускориться, показать выезд из прыжка в акцент.

Если бы придумывал программу сам, отталкивался прежде всего от фигуриста: брутальному мужику не поставишь под Билли Айлиш. Взрослым лучше подбирать мелодию индивидуально, а детям предлагать максимально разнообразную музыку – от классики до современной – чтобы развить все хореографические навыки».

Повторять музыку за звездами любят спортсмены не самого высокого уровня. Среди топов сравнения будут неизбежны, но переплюнуть предшественника сложно. В том, что фигуристы катаются под одни и те же мелодии, нет ничего плохого: наоборот, интересно наблюдать, как разные спортсмены раскрывают одну и ту же музыку, находят новые образы.

Кто нарезает и аранжирует музыку?

На Западе с элитными фигуристами работают саунд-дизайнеры: они делают склейки незаметными, а нарезку максимально удобной.

Классическая схема программы: быстрая первая часть, чтобы завести зал и отстрелять сложные прыжки; затем медленная – для отдыха, вращений и демонстрации образа; и снова быстрая – для энергичной дорожки шагов и эффектной концовки.

Чем выше ставки – тем тщательнее работают с музыкой. Например, для «Сеймея» Ханю нарезали 32 варианта музыки, причем правки поступали лично от Юдзуру: например, он просил добавить звуковой эффект во время бауэра (скольжение, при котором коньки параллельны и разнонаправленны) или сдвинуть начало барабанной партии на несколько секунд вперед.

Некоторые спортсмены обращаются за помощью к профессиональным музыкантам. Пожалуй, самая известная и успешная коллаборация получилась у Плющенко и венгерского скрипача Эдвина Мартона.

«Работая над олимпийской версией «Крестного отца», Эдвин подготовил более 30 вариантов. Мы акцентируем внимание на прыжках, на каждой дорожке, на каждом шаге, на каждом выезде. Когда работаем, я ничего ему не объясняю, просто начинаю танцевать. Движение пошло, и он начинает играть. Я прыгаю — музыка тоже прыгает. Я еду — и музыка едет вместе со мной. У нас получился уникальный тандем, оказалось, что мы одинаково чувствуем музыку. Я – в движении, а он – в своей скрипке», – объяснял Евгений в автобиографии.

К Олимпиаде в Сочи Александр Жулин поставил Екатерине Бобровой и Дмитрию Соловьеву пронзительный танец на композицию Дмитрия Маликова из фильма «И все-таки я люблю». Чтобы усилить звучание, тренер обратился за помощью к оркестру – за более мощной аранжировкой. Но программа так и не доехала до Игр: сначала музыку поменяли на склейку Моцарта и Вивальди, потом и вовсе вернулись к старому произвольному.

Иногда фигуристы добавляют в музыку что-то свое: например, Ханю для «Сеймея» записывал собственное дыхание, позже этот прием использовала Евгения Медведева для олимпийской короткой со сложным бэкграундом про клиническую смерть.

Питкеев: «Обычно музыку нарезает постановщик, изредка – сам спортсмен. Может помочь человек со стороны – я, например, сам режу знакомым хореографам. Или студия звукозаписи. Иногда при обработке музыки накладывают дополнительные инструменты – например, те же барабаны, чтобы усилить звучание».

Как решается вопрос с авторскими правами?

Верный способ избежать претензий от авторов – написать музыку самому. Так тоже бывает: в Сочи-2014 Меган Дюамель и Эрик Рэдфорд катали короткую под музыку, которую написал партнер.

А в 2016-м Эрик сочинил мелодию для произвольной Патрика Чана, лично сыграв фортепианную партию.

Обычно композиторы в восторге, когда фигуристы используют их музыку. Например, скрипач Джошуа Белл во время Игр-2018: «Посмотрел замечательное выступление Евгении Медведевой: я удивлен и счастлив, что она выбрала мое исполнение ноктюрна Шопена».

Барри Дженкинс, режиссер фильма «Лунный свет», под саундтрек из которого катала короткую Алина Загитова, тоже радовался: «Это абсолютно великолепно. Она прекрасно передала все чувства. Ее руки. Это все так красиво».

Но такая идиллия не всегда сопровождает фигуристов. Канадец Кевин Рейнольдс в прошлом году поменял произвольную за неделю до этапа Гран-при – из-за запрета на использование музыки автором Дзё Хисаиси.

Хисаиси – композитор Studio Ghibli, которая снимала «Унесенных призраками», «Принцессу Монококэ» и другие культовые японские фильмы. Он известен ревностным отношением к использованию музыки: поблажек нет даже для соотечественников. Например, в 2011-м Хисаиси конфликтовал с фигуристом Такахико Козукой, нарезавшим музыку Дзё без разрешения. Когда Ханю совмещал две мелодии Хисаиси для программы Hope and Legacy, его менеджеры запрашивали разрешение композитора.

Ханю часто перестраховывается. В прошлом сезоне он катал произвольную по мотивам программы Плющенко «Памяти Нижинского». Летом во время совместных шоу японец спросил у Евгения разрешение на музыкальную нарезку. Плющенко, конечно, согласился.

Иногда вопрос авторских прав всплывает в самый неподходящий момент. Например, Оксану Домнину и Максима Шабалина обвинили в незаконном использовании композиции Speaking in Tongues II британки Шейлы Чандры перед Олимпиадой-2010. Адвокаты певицы направили претензию в ФФКР и МОК, пригрозив судебным иском – нарезку экстренно исправили. Новую музыку собрали за несколько дней до старта – можно представить, в каком настроении находились спортсмены.

В Великобритании все вопросы с авторами решают фигуристы. Когда права на показ национального чемпионата приобрела BBC, нелегальные треки в трансляции заглушили. Местные чиновники советуют спортсменам не выступать под музыку с ютуба и просят письменное одобрение от владельцев прав.

Российские спортсмены не занимаются вопросом прав. В положении региональных соревнований иногда оговаривается, что ответственность за нарушение авторских прав музыкантов несет организатор – то есть местная Федерация фигурного катания.

Дополнительно организаторы платят процент Российскому авторскому общество (РАО), которое в свою очередь перечисляет деньги правообладателю. Для фигурного катания это 2 процента от дохода после продажи билетов плюс 5 рублей за каждый бесплатный пригласительный (если вход бесплатный, то 5 рублей с места или за 1 кв.м. ледовой арены). Регионам – поблажки: чем меньше город проведения соревнований, тем меньше плата. Максимальная скидка – 50% для населенных пунктов, где живет меньше 5000 человек.

Мы отправили запрос в ВОИС (Всемирную организацию интеллектуальной собственности), чтобы лучше разобраться в стандартах использования музыки в фигурном катании. Ждем ответ, обязательно опубликуем его в новостях и сделаем апдейт к этому тексту.

***

Объявление музыки к новым программам – самая интригующая часть межсезонья. Мы уже знаем, что Медведевой выбрала Muse и «Мемуары гейши», у Трусовой – «Игра престолов», а Коляда будет Чарли Чаплином.

А Даниил Глейхенгауз, обещавший оригинальный выбор для постановок Загитовой, до сих пор держит паузу.

Узнаем в сентябре?

⛸У нас есть инстаграм ФК – там много видео, фото и классного ретро. Подписывайтесь!

Фото: Gettyimages.ru/Michael Steele; instagram.com/adyanpitkeev; Gettyimages.ru/Steve Powell; instagram.com/plushenkoofficial; РИА Новости/Владимир Песня; globallookpress.com/David G. Mcintyre