12 мин.

В «Бруклине» три звезды – Харден, Ирвинг, Дюрэнт – и состав на 200 млн. Как им еще усилиться?

Варианты еще есть.

«Бруклин» одержал четвертую победу подряд, раскатав «Оклахому» 147:125.

147 очков – лучший результат во всей НБА в этом сезоне. «Бруклину» принадлежит и вторая самая результативная игра года (не считая овертаймов) – декабрьские 145 очков против «Атланты», когда в команде еще не было Джеймса Хардена.

В матче против «Тандер» не играл Кевин Дюрэнт, на несколько матчей в самовольный отпуск ушел Кайри Ирвинг, но даже без одного из троицы лидеров нападение не снижает мощности. 121 очко в среднем за игру – лучшая атака не просто в этом сезоне НБА, но и вообще с 1984 года (а если не считать безбашенный «Денвер» 1980-х Дага Мо – то «Бруклин» показывает самую высокую среднюю результативность в НБА с 1972 года, то есть почти за полвека).

Только в трех матчах в этом году «Нетс» не смогли выбраться за отметку в 110 очков, уже восемь раз набирали 125+. За клуб выступают, возможно, трое лучших баскетболистов мира по игре один на один, способные даже в свой самый неудачный день набрать 40 очков, если потребуется. «Нетс» атакуют не только задорно, но и эффективно, они первые в лиге по общему проценту попадания с игры и третьи – по точности дальних бросков.

Благодаря этому «Бруклин» выиграл уже девять матчей подряд у команд, которые не называются «Кливленд Кавальерс» (криптонит для этих суперменов?), и вышли на второе место на Востоке с результатом 13-8.

Но в нападении  «Нетс» никто не сомневался ни до, ни тем более после обмена Хардена. То, что время от времени «Бруклин» играет без одного из лидеров, только идет на пользу их результативности, ведь Харден, Дюрэнт и Ирвинг – 4-й, 6-й и 7-й в рейтинге действующих игроков по проценту использования в атаке. Иными словами, каждому нужен мяч, а он, как известно, в баскетболе используется только один.

Проблемы «Бруклина», конечно же, не связаны с атакой. «Нетс» оправдывают свое название «Сети» – у команды дырявая защита, которой может накидать 125 очков даже «Оклахома», одна из пяти худших атак НБА, где есть всего одна надежная опция в нападении.

Плохая новость: внутренними резервами защиту не поправить. Благодаря распределению нагрузки в атаке звезды команды, конечно, могут больше усилий направлять в защиту, но это не выведет ее на чемпионский уровень. Дюрэнт грозен и на своей половине площадки, но на этом этапе карьеры главная защитная задача Кевина – быть топ-страхующим. Важная роль, Яннис в ней даже был признан Лучшим оборонительным игроком НБА, но только от Эмбиида, Дэвиса, Кавая, Батлера и уже тем более от Леброна это не спасет.

На Джеймса Хардена атакующие системы соперников тоже вообще-то не любят размениваться – в качестве персональщика, которому нужно включиться на пару мгновений, Джеймс до сих пор хорош благодаря габаритам, низкому центру тяжести и быстрым ногам. Остается Кайри – но низких разыгрывающих вроде бы уже научились «прятать» в защите все команды НБА, главный тренер Стив Нэш так всю свою игровую карьеру пробегал.

Однако у «Бруклина» нет ролевых игроков, кто бы занимался основной черновой работой – держал лидеров соперника, бегал через заслоны, защищал корзину, контролировал размены и страховки. Некогда двукратный «олл-дефенсив» центровой Деандре Джордан резко постарел после 30, любой размен в защите – паника, так что он вообще перестал выходить из-под кольца. Его единственные сменщики: совсем молодой новичок Реджи Перри без полноценного контракта с командой (при этом он не намного ловчее Джордана), а также Джефф Грин, который совсем недавно еще был легким форвардом в НБА и которому явно не хватает ни роста, ни навыков «рим-протектора».

Крайки «Нетс» – Харрис, Шэмет, Луваву – ценятся в команде как трехочковые снайперы, а не как защитники. Ни у одного из них нет габаритов, чтобы был хоть какой-то намек на прогресс в обороне (в отличие от тех, кого отдали за Хардена – Леверта, Принса, Куруца, хотя и те не спецы по игре на своей половине).

Обмен спас жизнь игроку НБА. Врачи случайно нашли рак на ранней стадии

Остается только комбогард Брюс Браун, которого специально выменивали из «Детройта» за его защитные функции. Но он один не сможет прикрывать спины всех одноклубников, тем более что бигмены и винги намного сильнее влияют на командую защиту, чем игроки задней линии.

А где же хорошая новость? Она вот в чем: комплектование команды не закончено. И у «Нетс» еще остаются варианты для усиления состава в этом сезоне.

Платежная ведомость «Бруклин Нетс»

Исключение травмированного игрока

В НБА можно превышать потолок зарплат, но не так легко, как считают в комментариях на Sports.ru (особенно почему-то хоккейные болельщики). Тут нет такого «подписывай кого хочешь, просто плати налог» – нет, превысить потолок можно только по определенным исключениям. Их несколько: торговые, минимальные, исключения новичка, Бёрда, среднего уровня. И далеко не у каждого клуба они есть.

Самое редкое и самое неприятное исключение – DPE, исключение травмированного игрока. Если кто-то из баскетболистов выбыл до конца сезона, то лига предоставляет возможность найти ему замену, если клуб готов к дополнительным тратам.

Размер исключения – половина зарплаты травмированного игрока (но не более 9,3 млн – за выбывшего Клэя с зарплатой 35+ ГСВ дали именно такое исключение). Если врачи НБА подверждают серьезность травмы, то лига дает клубу право:

  • или подписать на это исключение одного свободного агента до конца сезона;

  • или выменять из другой команды игрока с истекающим контрактом.

Спенсер Динуидди перед Новым годом порвал «кресты», и теперь у «Нетс» есть право найти ему замену до конца сезона с зарплатой не более 5,7 млн. Нужно только свободное место в заявке, но у «Бруклина» с этим проблем нет – наоборот, в команде после обмена четверых на Хардена осталось только 12 игроков на полноценных контрактах, а нужно 14 или 15. В ближайшие дни они просто по правилам НБА обязаны подписывать игроков на свободные места в составе.

DPE лучше всего работает именно для обмена, примерно как торговое исключение. Задача «Нетс» – найти в какой-то команде ненужного игрока за 3-5 млн на истекающем контракте.

Но в лиге не так много «продавцов» (вероятно, к дедлайну 25 марта их будет больше), мало безнадежных команд, готовых уже сейчас распрощаться с надеждами на плей-офф. К примеру, «Нетс» наверняка хотели бы вернуть Гарретта Темпла, которого не переподписали в межсезонье, но 34-летний ветеран нужен и в «Чикаго».

Так кто подходит для исключения «Бруклина» прямо сейчас? На Джоша Харта из «Нового Орлеана» или Ришона Холмса из «Сакраменто» не найдется активов для обмена, так что боссам «Нетс» придется оценивать, смогут ли Деннис Смит, Трей Лайлз, Дензел Валентайн, Джером Робинсон, Джастин Джексон или Майк Мускала принести больше пользы, чем игрок на минималке.

Идеальный исход для «Нетс» – дождаться, когда «Хит» посчитают, что им не подходит Эвери Брэдли, изменят его контракт, убрав опцию команды на 2021/22 (это легально, и таким образом тот станет истекающим), предложат его «Бруклину» – а там Эвери внезапно вспомнит былые навыки, благодаря которым признавался лучшим оборонительным гардом НБА 5 лет назад. Но так только в компьютерных играх бывает.

Можно ли использовать DPE и при этом обменять Динуидди? Да, но только в таком порядке. Если клуб отдает Спенсера в обмене или тот вообще внезапно возвращается в строй, неиспользованное исключение сгорает. Но если оно было использовано, на нового игрока никакие действия с Динуидди не влияют.

Обмен Динуидди с последними активами

У Спенсера был отличный контракт до травмы… но один из худших – прямо сейчас. Он не сыграет в этом сезоне, у него опция игрока на следующий, он не нужен никому в НБА, пока не выздоровеет.

Как показывает практика, плохой контракт можно обменять на другой плохой контракт. Реальность такой сделки зависит только от довесков.

У «Нетс» не осталось выборов в первом раунде, все ушли за Хардена, максимум, что они могут – предложить своп пиками поверх своего свопа с «Хьюстоном» (то есть «Рокетс» выбирают в 2021, 2023, 2025 и 2027 лучший пик из пары ХЬЮ-БРУ, а третья команда будет выбирать между своим и оставшимся на одном или нескольких из этих драфтов). Сложная и практически бесполезная затея. Еще есть некоторое количество пиков второго раунда.

Полезного игрока за контракт Динуидди с такими активами не получить – а из запасных «Нетс» только Лэндри Шэмет имеет ценность, хоть как-то сопоставимую с пиком в концовке первого раунда.

За пару Динуидди-Шэмет (13,5 млн) можно получить на 25% зарплат больше – до 17 млн в зарплате одного или нескольких игроков. Тут уже фантазия ничем не ограничена – от Дависа Бертанса и Малика Бизли и до Лонзо Болла и Джей Джей Редика. Но реальные кандидаты на такой обмен станут доступны только к дедлайну, у многих – вообще запрет на обмен до начала марта (например, у упомянутых Бертанса и Бизли). Сейчас же за Динуидди можно получить только другой баскетбольный «труп» вроде Тони Снелла – тут спешить «Нетс» просто нет смысла.

Мидлевел и работа на рынке выкупленных контрактов

Внезапные претенденты на титул вроде «Нетс» часто надеются на то, что слабые клубы не смогут обменять своих ветеранов и после дедлайна отчислят их. «Лейкерс» так в прошлом году приобрели выкупленных Маркиффа Морриса и Диона Уэйтерса, «Торонто» в 2019 – Джереми Лина, ГСВ в 2017 – Мэтта Барнса.

Почти всегда это минимальные контракты, потому что: а) у топ-команд к такому моменту не остается других исключений; б) выкупленные игроки – не того уровня, чтобы претендовать на большее (б-2: игроки, которые могли бы претендовать на большее, не хотят выкупать контракт, потому что это удар по статусу и репутации – единицы в будущем получают что-то больше минимума).

Но у «Нетс» есть преимущество – они не использовали в межсезонье свое мидлевел-исключение. И после дедлайна они могут предложить выкупленному свободному агенту примерно 4,5 млн (сейчас у «Нетс» полная сумма в 5,7 млн, но с 27 февраля мидлевел начнет «таять» на 40 тысяч ежедневно).

Это означает, что тот игрок, кто не захочет выкупаться ради минималки, может согласиться ради «нормального» контракта на 4,5 млн. И если условный «Кливленд» захочет сэкономить несколько миллионов и готов расстаться с условным Драммондом (уже ходят слухи, что «Нетс» надеются именно на этот сценарий: центровой уступает старому клубу несколько миллионов в выкупе и перебирается в контендер), свободные деньги мидлевела «Нетс» могут очень пригодиться.

Не очень ясно, правда, как именно Драммонд улучшит «Нетс» – со всеми его добротелями и недостатками в составе уже есть Деандре…

Обмен обыкновенного Джо

…и никуда Деандре не денется, его контракт до 2023-го сейчас не нужен никому в НБА. Единственный торгуемый контракт «Нетс», за который можно что-то получить – Джо Харрис.

Продление Харриса (72 млн на 4 года) менеджемент «Нетс» называл главной целью на межсезонье; снайпера не отдавали и в ходе обмена Хардена, даже если это помогло бы сэкономить какой-то из пиков первого раунда.

Харриса клуб очень хочет оставить, рассчитывая на его умение играть без мяча и видя в нем своего Клэя Томпсона. Увы, есть вероятность, что даже текущий Клэй Томпсон на костылях отзащищается лучше Харриса.

В какой-то момент «Бруклину» придется решать: дают ли трехочковые Джо именно этому составу «Нетс» столько же пользы, сколько могли бы дать игроки, полученные сейчас в обмене за 29-летнего форварда? Спрос на Харриса в лиге есть, и если «Нетс» хотят топ-ролевиков и более глубокую скамейку, то обмен Джо – самый простой и прямой путь. Но придется пожертвовать последними частичками сыгранности и командной химии.

Обмен Неуловимого Джо

Многие после перехода Хардена (впрочем, многие – и до) уже спланировали переход Кайри в новую команду.

Этого не будет. Кевин Дюрэнт приходил сюда, конечно, в первую очередь за титулом и за рынком, но не просто так он хотел объединиться именно с Ирвингом. После трех лет отрешенности от костяка команды в ГСВ Дюрэнту важно чувствовать, что рядом с ним – его люди, поэтому и подписали «Нетс» его дружбана Деандре, поэтому и будут держать Кайри в составе. Тем более что когда разыгрывающий все-таки выходит на паркет – то дает «Бруклину» и его болельщикам все то, что от него ожидают.

* * *

Пойдут ли на подобные шаги «Нетс», если уже сейчас они платят своим игрокам более 160 млн за сезон, а уровень налога на роскошь приближается к отметке в 100 млн?

Почему бы и нет: генменеджер Шон Маркс понимает, что нужно и дальше давить на педаль газа, поскольку Дюрэнт и Харден не становятся более молодыми, а Кайри – более управляемым.

Наверняка и владелец клуба Джо Цай согласен со своим фронт-офисом – именно сейчас стоит вложиться в клуб по максимуму, ведь налог на роскошь в конце сезона скорректируют на уровень недополученного дохода лиги и, возможно, срежут почти вдвое. В следующем году таких льгот уже не будет, придётся платить полностью.

Да, состав «Нетс»-2021 в любом случае будет стоить 200, 250, а в самых безумных сценариях и 300 млн долларов. Но в мире платежек НБА есть одно правило: бесконтрольные траты не гарантируют тебе победу, зато экономия гарантирует поражение.

Делимся на «сик-сак-сук». «Бруклин» строится на обломках старой империи «Оклахомы»

НБА возвращает нам поломанных супергероев: Дюрэнт снова лучший игрок мира, Карри перепридумывает себя, а «Хьюстон» верит в чудо

Харден – в «Бруклине»! Ни за кого не отдавали столько: 11 игроков и драфтпиков и 30 млн налога на роскошь

Фото: Gettyimages.ru/Jason Miller, Sarah Stier; REUTERS/Andy Marlin-USA TODAY Sports