12 мин.

Спортсмены-активисты. Али, Каперник и Майя Мур побеждали не только в спорте. Кайри Ирвинг следующий?

Одна из важнейших интриг нового сезона НБА лежит за пределами стадионов. Воссоединится ли большое трио “Бруклина” из Кевина Дюранта, Джеймса Хардена и Кайри Ирвинга? Ответ упирается в противостояние Кайри с законодательством штата Нью-Йорк. Ирвинг идет на принцип, отказываясь от прививки. Утверждает, что его выбор - не дремучее антиваксерство, а борьба за светлые идеалы. История знает немало примеров борьбы знаменитых спортсменов против системы. Рассмотрим несколько известных и оценим, насколько Кайри вписывается в стройный ряд.

Мохаммед Али против призыва в армию

Величайший боксер в истории Мохаммед Али прославился не только на ринге. Али стал одним из символов борьбы за права черных на рубеже 60-70-х годов.

Кассиус Клей родом и Луивилля, штат Кентукки, одного из самых исторически расистских регионов Америки. Расовая сегрегация там не закреплялась законом, унижение черного было привычной традицией, образом жизни. Молодой Кассиус рос в атмосфере страха и ненависти. Эпизодов расизма было слишком много, чтобы перечислять. Однажды во время утренней пробежки его задержала полиция, ведь раз черный куда-то бежит, значит украл. Когда Клэю было 13 лет, его потрясло убийство черного 14-летнего подростка Эммета Тилла в соседнем штате Миссисипи. Тилл рискнул подкатить к белой продавщице в магазине, взял руку и позвал на свидание. За это разгневанные белые мужчины похитили Тилла, жестоко избили, застрелили и выбросили тело в реку. Суд из 12 белых присяжных оправдал убийц. Спустя пять лет после убийства Тилла Клэй отправится на Олимпиаду в Рим защищать честь этой страны и завоюет золото.

В 1962 году Кассиус прошел обычную медкомиссию в призывном пункте и получил категорию 1-А, то есть “годен” по аналогии с российскими/советскими стандартами. В отличие от нашей практики, его не призвали в тот же день, спустя два года Али прошел еще одну комиссию и провалил письменный экзамен. Он страдал от дислексии, очень плохо писал и с трудом разбирал печатный текст. Категорию годности снизили до 1-Y, призывать только в чрезвычайной ситуации. Для понимания контекста, мы говорим о человеке, который спустя несколько дней выиграет важнейший боксерский титул мира - пояс чемпиона в супертяжелом весе, в бою с Санни Листоном.

Шло время, на дальних рубежах геополитики США разгоралась война во Вьетнаме. Батальоны просили огня, под это дело стандарты годности призывников заметно снизили. В 1966-м Али вновь получил статус 1-А и повестку в военкомат. Боксер отказался от призыва по религиозным соображениям, объяснил, что воевать ему запрещает священный Коран. Мол, воевать мусульмане могут только по велению Аллаха или Пророка его. Про расистскую карту Мохаммед тоже не забыл:

“Мой враг - белые люди, а не Вьетконг, китайцы или японцы. Вы против меня, когда я хочу свободы. Вы против меня, когда я хочу справедливости. Вы против меня, когда я хочу равенства. Вы не поддерживаете мои религиозные убеждения здесь в Америке, и хотите, чтобы я поехал куда-то сражаться? Вы даже дома не на моей стороне.”

Дело Али рассмотрели, в освобождении от службы пришел отказ.Спустя год Али явился на призывной пункт в Хьюстоне и демонстративно отказался подойти к офицеру для записи в армию Соединенных Штатов. В тот же день Али лишили боксерской лицензии. За уклонение от призыва Али был осужден и приговорен к 5 годам тюрьмы со штрафом 10 000 долларов.

Позже Величайший вспоминал: “Мне сказали, что есть два варианта - отправиться в армию или в тюрьму. Хочу сказать, есть и третий вариант. Этот вариант - справедливость. Если справедливость восторжествует, я не попаду ни в тюрьму, ни в армию”.

Поддержку Али оказали ведущие черные политики начиная с Доктора Мартина Лютера Кинга, а также звезды спорта и баскетбола в частности. Билл Расселл и Лью Алсиндор (будущий Карим Абдул-Джаббар) выступили на пресс-конференции вместе с Али в его поддержку.

Апелляции следовали одна за другой, так что за решетку чемпион не попал. Лицензию восстановили в 1970, а в 1971 Верховный суд полностью оправдал Али. Легенда бокса потеряла несколько бесценных лет праймовой карьеры. Как только Али снова разрешили боксировать, он вышел на бой с Джо Фрэзером, поединок закончился первым поражением Величайшего. Те, кто помнят бои Али, согласятся - он больше никогда не был настолько быстрым и взрывным, как в ранних боях с Листоном.

Колин Каперник против расизма и полицейской жестокости

Колин Каперник родился в довольно прогрессивном северном штате Висконсин, городе Милуоки. Его мать - белая девушкой по имени Хайди Руссо, а черный отец - неизвестен. Типичная грустная история - мужчина сбежал, узнав, что подруга беременна. Родители Хайди обещали поддержать дочь, но мисс Руссо оказалась непреклонна и сдала младенца Колина на усыновление.

Будущего квортербека приняла белая семья Рика и Терезы Каперник. С четырех лет Колин жил и рос Калифорнии, в восемь лет начал играть в американский футбол. Каперник был талантливым бейсбольным питчером, получал предложения из университетских команд, но все же выбрал овальный мяч. В 2011-м Колина выбрали в четвертом раунде на драфте НФЛ в “Сан-Франциско Форти-Найнерс”.

Громким проспектом Колин не был, первые годы сидел в запасе. Судьба квотербека похожа на вратаря в европейском футболе. Команда делает ставку на одного, дублер получает шанс только при травме основного, или при грубых ошибках первого номера. Так получилось и у Каперника с основным квотером Алексом Смитом. В 10-м туре сезона 2012-го против “Рэмс” Смит получил сотрясение мозга, Колин вышел на замену. 66 ярдов ногами, 117 по воздуху за пол-игры, у “Сан-Франа” появился новый стартовый квотербек. 

В том же сезоне-2012 Каперник довел “49-х” до Супербоула, попутно установив рекорд на все времена - 181 ярд на выносе в одном матче, абсолютно шокирующее достижение для квотербека, чья основная задача пасовать, а не бегать (бегают с мячом специально обученные раннин-беки). Следующие пару лет Колин наслаждался местом в старте, пока “Сан-Фран” не начал спотыкаться и боссы не уволили благоволившего Капернику тренера Джима Харбо.

В 2015-м Каперник начал выпадать из основы, сыграл всего 9 матчей. Колина замучали травмы, в следующем сезоне он с переменным успехом конкурировал с бывшим сменщиком Блэйном Габбертом. Футбол, впрочем, к тому моменту отошел на задний план.

В третьем предсезонном матче пресса обратила внимание, что Колин сидит по время исполнения национального гимна. Каперник объяснил позицию после игры: “Не собираюсь вставать в знак уважения к флагу страны, которая преследует черных и цветных людей. Для меня это больше, чем футбол, было бы эгоистично считать иначе. На улицах трупы лежат, а виновные уходят от ответственности”. 

Со следующей игры Каперник проапгрейдил политический жест, встал на одно колено. Интернет взорвался. Лево-либеральная пресса вознесла Колина до небес, консервативные круги зашлись в ругани. Не пожалел грубых слов сам президент Дональд Трамп: “Выкиньте этот сукина сына с поля прямо сейчас - ТЫ УВОЛЕН!”

Контекст происходящего - бурлящее противостояние демократической и республиканской Америки. Триумф Трампа на выборах-2016 вопреки прогнозам и опросам, тяжелое поражение агрессивного левого движения. Каперник стал стойкой ассоциацией с протестами и одной из икон молодой организации Black Lives Matter. В республиканских США такому не было места.

Колин не получил контракта ни в одном из клубов в сезона 2017 и по настоящий день. Безусловный игрок уровня старта НФЛ остался без работы. Формально по спортивным причинам, реально все всё понимают. Неформальный “отзыв лицензии”, как у Али, разве что судить не стали.

Каперник по-прежнему тренируется пять раз в неделю, надеется на возвращение. Его не будет, хоть президент в США нынче демократический. Выступив однажды против системы, Колин оказался за бортом навсегда. Добился ли Каперник максимума в спорте, мы никогда не узнаем, зато Колин стал символом стойкости миллионов чернокожих. Супербоул брали тысячи, Каперник - один.

Майя Мур против несправедливого суда

В 1998-м белый житель Сент Луиса Стэнли Стотлер вернулся домой и осознал, что внутри кто-то есть. Незадолго до этого дня дом Стотлера уже грабили, похитили 2000 долларов. Стэнли смекнул - наверняка грабители его слышал, потянулся за пистолетом. Громко сказал “Выходите с поднятыми руками!” Ответа не последовало. Стотлер громко позвонил по телефону, озвучил неизвестным, что отпираться бесполезно, полиция скоро приедет. Тут из шкафа вывалился черный парень с пистолетом и принялся палить в Стэнли. Стотлер получил две пули, залитый кровью упал на тот самый телефон, а таинственный чернокожий сбежал. Позже Стэнли опознал нападавшего в 16-летнем черном парне Джонатане Айронсе, который подозрительно ошивался неподалеку. Больше никаких доказательств не было, однако суд отправил Айронса в тюрьму аж на 50 лет. О времена, о нравы.

Пока Айронс отъезжал в исправительное учреждение штата Миссури, 8-летняя девочка Майя Мур ходила в начальную школу в маленьком городке Джефферсон-сити. В баскетбол Майя играла с трех лет, талант проявился быстро. В 2006-м и 2007-м она дважды получила награду Нейсмита для лучших школьниц. Не меньше спорта маленькая Мур любила Бога.

Воспитанная религиозной матерью-одиночкой, Майя с детства увлеклась верой. В семье без папы идеальным утешением девочки стала идея о том, что отец есть - Отец небесный. Мур играла в баскетбол, не забывая о служении Господу. А кому еще служить, как не обделенным и лишенным? Тогда же в 2007-м 18-летняя звезда школьного баскета отправилась по тюрьмам, проповедовать любовь обделенным христианской любовью. Там она познакомилась с приятным верующим молодым мужчиной Джонатаном Айронсом. Двое быстро подружились, но задержаться Майя не могла, ждали великие дела.

В университете Коннектикута Мур стала сенсацией, снова две награды лучшему игроку, теперь по колледжам. 150 игр, из которых всего 4 проиграно, уникальная рекордная линейка из 2500 очков, 1000 подборов, 500 ассистов, 250 перехватов, 150 блоков. Первый пик на драфте WNBA стал формальностью, в лигу явилась сверхновая звезда.

Майю часто сравнивают с Майклом Джорданом. Это верно в части титулов, новичка года и других регалий. Отличие в том, что Мур штамповала чемпионства с первого же сезона. С командой повезло, слов нет, талантливое ядро из Линдси Уэлен, Ребекки Брансон и Симоны Огастис превратилось в пушку с прибытием Майи. 4 титула WNBA, MVP финала 2013, MVP регулярки 2014, два олимпийских золота, два чемпионата мира. В Россию Майя заезжала в сезоне 2017/2018, помогла взять Евролигу УГМК.

Медали множились, да не радовали. Долгие годы Мур мечтала доказать невиновность Айронса, вызволить друга из кутузки. Совмещать с баскетболом новое расследование нереально, поэтому Мур опубликовала пронзительную статью на Players Tribune и ушла в бессрочный отпуск. Вскоре Майе удалось добиться пересмотра дела Джонатана. Выяснилось, что в 1998-м копы скрыли доказательство, в день ограбления в доме Стэнли Стотлера нашли отпечаток пальца неизвестного. Этот отпечаток не совпал с Айронсом, и полицейские попросту не приложили экспертизу к материалам дела, чтобы не получить оправдание. Спустя 23 года справедливость пробила путь к свету, приговор Джонатана отменили, только благодаря настойчивости мисс Мур.

У этой истории оказалось и второе, простое женское измерение. Сразу же после освобождение Айронса, Джонатан и Майя сыграли свадьбу. Возвращаться в баскетбол Мур отказывается, теперь они с мужем на пару стали активистами, борцами с несправедливостью в раздираемой противоречиями Америке. Это больше, чем спорт, и было бы эгоистично считать иначе, правда?

Кайри Ирвинг против обязательной вакцинации

Кайри родился в Мельбурне, его отец Дредерик играл в баскетбол в местной лиге. Спустя два года после рождения малыша семья Ирвингов вернулась в Штаты, так что воспоминаний о зеленых равнинах и стаях собак динго у Кайри не осталось. В четыре года маленький Ирвинг остался без мамы, Элизабет Ирвинг умерла от болезни, детали которой неизвестны. Отец в одиночку вырастил троих детей, Кайри и двух его сестер, Азию и Лондон. 

Недостаток материнского тепла подтолкнул Кайри к поиску корней. Узнав, что мама была наполовину индианка из племени Сиу, Ирвинг нашел поселение, где она родилась под названия Стоящая скала. Там Кайри тепло приняли, даже присвоили индейское имя Маленькая гора. В дальнейшем он использовал символику Сиу в своем бренде, кроссовках и прочем. Конечно же, Кайри жертвовал деньги в помощь братьям-индейцам, в жадности замечен не был.

Церемония воскурения шалфея перед матчами, над которой многие в интернете смеялись, также индейская традиция. Ирвинг постоянно в духовном поиске, в поиске невидимых материй, и никогда не страдал эгоизмом. С началом пандемии коронавируса Ирвинг помог коллегам-девушкам, учредил фонд для компенсации зарплат баскетболисток, потерявших доход. Распорядителем фонда стала чемпионка WNBA Наташа Клауд, которая, к слову, тоже прекратила карьеру на взлете, чтобы уйти в активизм.

Кайри купил дом матери Джорджа Флойда, чернокожего парня, убитого белым полицейским Дереком Шовином в 2020 году. Протесты после смерти Флойда сделали защиту прав черных важнейшей проблемой просвещенного мира, и Ирвинг не остался в стороне.

Кайри следовал траектории эталонного левого черного деятеля, пока не сломался на вакцинации. Указ об обязательной вакцинации в Нью-Йорке задел чувствительные струны Кайри. Речь не только о баскетболе - сотни, а может тысячи непривитых служащих штата будут уволены из-за отсутствия прививки. Кайри блуждает в потемках сознания, выражается туманно, однако слышит боль этих запутавшихся несчастных людей. Хочет стать голосом тех, кто голоса лишен. Вопрос куда важнее одного укола в плечо, речь о лишении гражданских прав.

Теперь Ирвинг изгой, демократы и республиканцы напару называют Ирвинга глупейшим человеком в Америке. Однако, если вспомнить, как ненавидели Али, как презирали Каперника, вопрос общественного одобрения для Ирвинга наверняка на последнем месте.

Возможно, Кайри не самый умный. Весьма вероятно, в вопросе вакцинации он ошибается. Одно очевидно - у Кайри Ирвинга есть ценности поважнее спорта и денег.  Едва ли он остановится, пока не добьется чего-то значимого. Дождаться смены мэра и смягчения ограничений для спортсменов было бы слишком просто. Баскетбол и титулы подождут, на кону справедливость. С точки зрения Кайри, было бы эгоистично считать иначе.

Видео-версия этого текста

Телеграм-канал Ранчо