6 мин.

«КАМАЗ» подозревают в читерстве на «Дакаре» – российская команда все отрицает. Версии: трекинг пути мотогонщиков и покупка маршрутной книги

Русские угадывают повороты слишком хорошо.

«КАМАЗ» традиционно рвет «Дакар»: 8 выигранных этапов подряд, весь подиум на прологе (аналог квалификации), пять раз захватывали все три места на спецучастках и еще трижды ограничивались лишь первыми двумя местами. Соперники на нынешнем рейде ни разу не поднимались пока выше третьей позиции – и потому реакция на результаты завода с Набережных Челнов оказалась предсказуемой.

«Русские мошенничают! – заявил Маурик ван дер Хевель локальному нидерландскому телеканалу Omroep Brabant. – У них в грузовике стоит оборудование, которое дает информацию: они знают контрольные точки заранее, еще до этапа.

Например, однажды нас обогнал Андрей Каргинов (пятое место в тотале, 100 минут отставания от лидера, вез Маурику больше часа). – Он свернул налево, хотя дорожная книга указывала направо. А через шесть указаний поворот к точке действительно оказался налево. Это невозможно! Их нельзя победить. Это нечестно, все про это говорят. Все знают».

На обвинения нидерландца сразу ответил руководитель пресс-службы «КАМАЗа» Эрик Хайруллин:

«Нет никакой возможности, чтобы у нас было больше информации. Просто наши грузовики быстрее. Мы были бы рады большей конкуренции: лучше для спорта, а нам веселее».

Теоретически слив треков (курса, направления, или геометки) возможен: под подозрения только в этом году попадал лидер внедорожников Нассер Аль-Аттия, а в 2021-м катарского гонщика даже обвиняли в использовании нелегального техобслуживания, заранее знавшего точки.

«Весело: лишь одна машина нашла верный путь. Мы думаем, у них была какая-то дополнительная информация. Иначе найти дорогу было бы невозможно», – подозревал Нассера шеф «Ауди» Свен Квандт.

«За ним ехал красный пикап, который вез огромное количество запчастей и просто их передавал, менял запаски, – описывал возможное читерство Сергей Карякин в 2021-м. – Но самое обидное даже не в этом, а в том, что у пикапа был трек, благодаря которому водитель знал, где должен оказаться и оказать помощь. Это говорит о том, что треки все-таки сливают, и это очень обидно».

На «Дакаре» – максимально скандальный лидер: его обвиняют в читерстве с навигацией и поймали на отключении контроля над мощностью машины

Однако есть и другие варианты слива – не обязательно из стана организаторов. Версии высказал менеджер другой нидерландской команды «Де Рой» Хэнк ван Левен.

«Слышал историю, как на «Дакаре» команда поместила трекер (устройство для отслеживания курса) под мотоцикл, поскольку он ехал по тому же маршруту за день до грузовиков», – рассказал он.

И в самом деле: на «Дакаре»-2022 именно так и сделали на пятом и шестом кольцевых спецучастках.

«Также возможны и взаимодействия между командами: например, у поехавшего впереди грузовиков мотоциклиста или машины есть возможность связаться или взять трек», – не исключает еще один нидерландский гонщик Бен ван дер Лаар (13-е место в тотале).

«Мошенничество случалось в прошлом и еще будет случаться. Раньше, например, нам как-то предлагали продать маршрутные книги за недели. Мы никогда не соглашались, – рассказывал Хэнк ван Левен. – И если это происходило раньше, то может происходить и сейчас.

Каждая команда ищет серую зону. Всех буквально заставляют делать это, потому что невероятно сложно удерживать конкуренцию. Может, то же самое происходит и сейчас. Но в наших глазах организаторы делают все возможное, чтобы сделать гонки честнее. Просто всегда сложно предусмотреть все и закрыть все лазейки».

У «КАМАЗа» все-таки бюджет в 11 млн евро – немало для мира ралли-рейдов, потому теоретически финансово команда может себе позволить покупку роудбуков. Все-таки доходы с «Дакара» без спонсорских денег не поражают воображение: средняя сумма со взносов участников колеблется в районе 30-40 млн евро – и ими еще нужно оплачивать бивуаки, перемещения, медобслуживание, снабжение топливом и десятки административных и логистических вопросов.

С маршрутами такая же история: среди стартующих первым мотоциклистов, вездеходов и машин много частных коллективов, гоняющих на собственные или кредитные деньги – причем цель у них часто заключается лишь в финише, а не в победе или в высоких местах. Кто-то мог бы и согласиться помочь прославленной команде – причем даже не обязательно за деньги, но и за техпомощь, информацию по другому спецучастку, поддержке в пустыне или подмоги на бивуаке или в бюрократических вопросах. К примеру, известны случаи, когда гонщики-товарищи подавали друг за друга документы или взносы: например, на победном «Дакаре» Сергея Карякина «МАЗ» проходил за него техкомиссию, чтобы екатеринбуржец сэкономил деньги на билеты.

Стоит помнить и о факторе имиджа. Например, российского гонщика Владимира Васильева второй раз за три рейда поймали с нарушением античитерских правил – то он использовал дополнительные пометки для маршрутной книги, то гарнитуру с bluetooth.

Русского грозят снять с «Дакара» за bluetooth-наушники – они запрещены. Раньше его же ловили на мошенничестве с картами

Другое дело, что ван де Хевель до схода ехал 9-м и проигрывал часы даже другим соперникам вроде ван ден Бринка, Лопрайса и ван Кастерна и вообще не претендовал на топ-5. А попытка ускориться привела вот к этому.

Потому заявление сразу после аварии выглядит попыткой (само)оправдания. Пока же словам нидерландцев нет никаких доказательств – а многолетнее доминирование синей армады превратило их грузовики в удобную мишень (прямо как «Мерседес» в «Ф-1»).

Мы связались с «КАМАЗ-мастер» и попросили прокомментировать обвинения нидерландских гонщиков.

«Пусть эти высказывания останутся на совести тех, кто это говорит, – заявил пресс-атташе Эрик Хайруллин. – Сколько существует «Дакар» – подобные обвинения периодически звучат в отношении лидеров во всех зачетах гонки, будь то автомобили, мотоциклы и прочее.

Боюсь, что даже если кто-то захочет жульничать таким образом, сейчас это в принципе невозможно. Электронные роудбуки, судейские камеры слежения в кабинах экипажей и прочие элементы контроля – организаторами много сделано в последние годы, чтобы исключить движение участниками гонки по заранее известному маршруту». 

У России – новый топовый раллист «Дакара»: выиграл этап, ехал в тройке. В команде – 3 человека, гоняются под флагом с лосем

Русский чемпион «Дакара» закончил новый рейд лобовой аварией. Обматерил соперника, винит организаторов и сломал палец во время ремонта

«Дакар» теперь – чемпионат мира, и с «КАМАЗа» сняли флаги России из-за WADA. Но не все: один триколор все-таки остался

Фото: globallookpress.com/Panoramic/Keystone Press Agency, JULIEN DELFOSSE via imago-images.de