13 мин.

Главная гоночная система России – проект Ротенберга, но за нее платит «Газпром». Миллиард – на юниоров, продвижение в «Ф-1» и свои машины

Разбор «СМП Рейсинг».

В России не так много топового автоспорта: системами подготовки и продвижения пилотов хоть куда-то обладают «КАМАЗ-Мастер» (с картинговой школой, но дальнейшей ралли-рейдовой спецификой), инициативы спонсора и владельца треков для Гран-при России ВТБ и «СМП Рейсинг» – гоночная программа банка «СМП».

Казалось бы, только последний – формально частный: принадлежит одной из самых богатых семей России Ротенбергам. По подсчетам Forbes, финско-питерский клан обладает состоянием в $5,45 млрд, а среди основных активов – еще строительные и нефтегазовые компании, «Мостотрест», «Минудобрения», аэропорт «Шереметьево» и «Газпромбурение». Семью связывают с Владимиром Путиным через старую дружбу еще с советских времен: с 64-го Аркадий занимался в одной секции дзюдо с будущим президентом России, в начале 90-х являлся его постоянным спарринг-партнером, а в 2016-м они даже выпустили книгу «Искусство дзюдо». А с 2015-го он рулит хоккеем.

Но все-таки спортом в клане Ротенбергов больше занимается младший брат Борис – еще один мастер спорта по дзюдо и гражданин Финляндии. Он рулил московским «Динамо» в середине 2010-х, получил должность вице-президента Федерации дзюдо, владеет и управляет футбольным клубом «Сочи», а еще как раз занимается программой «СМП Рейсинг». Более того, Борис создал ее в 2013-м не просто ради галочки и пиара: он до сих пор в списке гонщиков системы (выше тех, кого продвигал в «Ф-1», «Ф-2» и на «Ле-Ман», ага).

Но, оказалось, и Ротенберг тратит на гонки (и продвижение на мировом рынке бренда «СМП») совсем не личные деньги – даже его программу финансирует госкомпания.

«Агентство» на основании внутренних инсайдов и платежных выписок из связанных компаний сообщило: «Газпром» и его дочерняя компания «Газпром нефть» являются основными источниками доходов для гоночной программы «СМП Рейсинг».

Согласно документам, изученным изданием, в июне и сентябре 2020 года «Газпром» перечислил «СМП Рейсинг» 360 и 40 миллионов рублей в качестве благотворительных взносов, а в декабре «Газпром нефть» выделила команде 648 миллионов. Таким образом, за год «Газпром» и его дочерняя структура перевели «СМП» 1,048 миллиарда рублей (или $13 млн долларов).

При этом «СМП Рейсинг» потратила чуть больше 900 миллионов рублей в 2020 году (или около $12 млн). Что же Россия получила на эти деньги?

Поддержка юных картингистов, гонщиков в молодежных сериях, киберспортивной команды

«СМП Рейсинг» является самой масштабной и наиболее успешной автоспортивной программой в России. Цель программы – популяризация автомобильного спорта в нашей стране. С момента основания в 2013 году ее воспитанниками стали десятки молодых российских пилотов, добившихся успехов на российской и мировой автоспортивных аренах» – заявляет о себе программа Ротенберга во вкладке «о программе» на официальном сайте.

Это правда: «СМП» организует целую систему отборов из любительского картинга, сводит ребят на Всероссийском турнире (кстати, открыто брендированном как «Газпром-детям»), победителей зачисляет в собственную Академию и оплачивает им профессиональные тренировки у лучших русских гонщиков вместе с участием в Чемпионате России. Также программа Ротенберга поддерживает и картинговую школу бывшего пилота «Ф-1» Сергея Сироткина – лучшие выпускники тоже обладают шансом на продвижение в мировые картинговые чемпионаты. Обычно каждый год «СМП Рейсинг» числится примерно 20 юных пилотов разного возраста.

Сколько стоит поддержка каждого?

«Проехать картинговый чемпионат на топ-уровне, то есть в хорошей команде, с крутыми механиками и т.д., стоит €300 000 – €500 000, – рассказывал отец слушателя Академии «Феррари» Роберта Шварцмана Михаил в интервью Forbes. – Один день формульных тестов – от €10 000. Сезон в «Формуле-3» — от €1 млн, в «Формуле-2» — раза в два дороже».

«Сейчас за место в «Ф-2» запросто просят от €1 миллиона за год, а в «Ф-3» – от €600-700 тысяч, – уточнял для нас в интервью гоночный инженер Макса Ферстаппена в симрейиснге Дидрик Киндс. – В «Ф-4» стоимость в реальности от €300 тысяч».

На кого же уходили деньги «Газпрома» в 2020-м? «СМП» в «Ф-2» представлял как раз Шварцман (часть затрат покрывается Скудерией, но не целиком), в «Ф-3» гонял Алекс Смоляр, в топовом картинге, итальянской и немецкой «Ф-4» (лучших в мире и самых дорогих) соревновался Кирилл Смаль, в «Ф-3» и еврокубке «Формуле-Рено» (более дешевом аналоге «Ф-3») – Михаэль Белов.

Еще с «СМП» связаны Ирина Сидоркова (гоняет бесплатно в Серии W – женском чемпионате поддержки «Ф-1», но явно получает зарплату и в системе Ротенберга), Сироткина (соревновался в европейских гонках на выносливость составе питерской команды), бывшего пилота «Ф-2» и GP3 Матевоса Исаакяна (выступает за «СМП» в чемпионате мира по гонкам на выносливость и «Европейской серии Ле-Ман»), чемпиона России по турингу в РСКГ Кирилла Ладыгина, еще одного пилота РСКГ и бывшего гонщика «Мировой серии «Рено» Егора Оруджева, клубного гонщика Виктора Шайтара (раньше ездил за «СМП» на «Ле-Мане»), бывшего пилота «Мировой серии «Рено», «Индикара» и тех же серий на выносливость Михаила Алешина (сейчас развивает проект «СМП» по производству собственных болидов), первого русского в «Ф-1» Виталия Петрова (раньше гонялся за «СМП» на «Ле-Мане» и в WEC) и еще полдюжины почти неизвестных парней из клубных гонок и второстепенных серий. Да, вам не показалось: питерцы собрали практически всех российских кольцевых пилотов – кроме Мазепина (у него «Уралкалий») и Квята (Даниил сперва продвигался «Лукойлом», но с 14 лет – через «Ред Булл»).

Пиковым моментом реализации идеи «академии-вертикали» стал 2018-й – когда Сироткина с помощью спонсорских $15 млн удалось устроить в легендарный «Уильямс». Однако тогда не обошлось без скандала: англичане построили худшую машину «Ф-1», Сергей в основном катался за пределами топ-10, Ротенберга результат не устроил и сотрудничество завершилось – ходили слухи, будто команде даже до конца не заплатили.

Сейчас, кстати, Сироткин ведет у нас шикарный блог о пилотаже и походе в «Формулу-1» – подписывайтесь: там море инсайдов о работе всего гоночного мира!

На данный момент наивысшей точкой видится сотрудничество с «Феррари» по продвижению Шварцмана: Роберт выиграл в 2019-м титул «Ф-3», сейчас претендует на победу в «Ф-2», уже провел частные заезды в Скудерии, а в конце нынешнего сезона дебютирует в «Хаасе» на тестах новичков «Ф-1».

А еще – целая киберсерия SMP Racing Esports: в ее рамках проводят чемпионат Кубок G-Drive (бренд премиального топлива «Газпромнефти»). Может, именно за эту рекламу «СМП» и платят?

Команда на «Ле-Мане» и в гонках на выносливость

Даже лучшей молодежной программе нужна какая-то взрослая «верхушка», чтобы куда-то девать выращенных гонщиков – ведь все-таки мест в «Формуле-1» всего 20, русских команд там нет с 2015-го, а за титулы надо же где-то бороться для прославления родины. Потому «СМП» присутствует (или присутствовала в разные годы) в самых массовых сериях – чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC), «Европейской серии Ле-Ман», «Межконтинентальном соревновании ГТ», Кубке Европы по гонкам на выносливость в классе ГТ и серии «Бланпен» – тоже в классе ГТ.

Пик – конечно же, самые навороченные спортпрототипы для «Ле-Мана»: сезон в WEC в топ-классе LMP1 стоит от €2 млн. А «СМП» в 2018-19 вообще гонялась на специально разработанных собственных прототипах BR1 – это в разы дороже. Остальные чемпионаты – подешевле: LMP2 стоит до €1 млн, а в гонках класса ГТ бюджеты еще скромнее – особенно с учетом схемы участия: программа Ротенберга там чаще всего не создавала команду с нуля и не покупала технику, а полностью брендировала существующую организацию и оплачивала обслуживание.

Чего же добилась «СМП»? Титулы чемпионов мира в LMP2 в 2014-м и в любительском классе GTE – в 2015-м и две победы на «Ле-Мане» в них же, победа в ELMS в 2018-м (класс LMP2). С 2020-го в WEC программа Ротенберга не гоняет.

Разработка собственных прототипов

Да, насчет суперкаров – это не шутка: в 2013-м «СМП» создала еще и дочернюю компанию BR Engineering и занялась разработкой гоночных болидов. Первое творение – BR01 (да, вам не кажется – все названия и правда повторяют инициалы владельца) – выпустили в 2015-м для класса LMP2. Правда, для разработки наняли итальянца Паоло Кантоне – бывшего инженера «Пежо» для «Ле-Мана», а также специалиста по аэродинамике Жана-Клода Мишо, поработавшего в «Ф-1» в «Тиррелле», «Феррари» и «Рено» и даже создавшего революционный «задранный нос».

Шасси для BR01 производили итальянцы ARS Tech, аэрообвес – в еще одной итальянской компании FondTech, а сборку вели на специально открытом заводе на юге Франции. Всего там собрали 8 машин (4 так никогда и не выехали на гоночный трек), и российскими в них были только инвестиции и пилоты. В 2020-м 5 экземпляров продали английской компании BBM Sport для проката богатых любителей в серии Masters Endurance Racing Legends.

С BR1 «СМП» замахивался еще мощнее – на LMP1и победу на «Ле-Мане». Для амбициозного проекта компания Ротенберга заключила сделку с «Далларой» – производителем шасси для множества мировых гоночных чемпионатов от молодежных «Ф-2» и «Ф-3» до топового американского «Индикара» (и даже завода-аутсорса «Хааса» из «Ф-1»). Полный цикл производства остался на итальянской фабрике – и перед стартом сезона машины даже законтрактовали команде «Дрэгонспид».

Однако результат вышел так себе: машина осилила лишь 8 этапов в 2018-м и 2019-м (хоть и тираж составил уже под дюжину), пять раз финишировал третьим (неплохое достижение в классе с безраздельным доминированием заводской «Тойоты») и даже добралась до финиша «Ле-Мана» (третье место в 2019-м с экипажем в лице Виталия Петрова, Стоффеля Вандорна и Михаила Алешина). С тех пор BR1 на трассе не появлялся.

Похоже, просто все силы и ресурсы бросили на создание BR03 – по спецификации LMP3 – что-то вроде «Формулы-3» для гонок на выносливость. Его с помпой представили в мае в «Сколково».

Болид способен разгоняться до 310 км/ч благодаря мотору собственной доводки, основанном на базе атмосферного V6 объемом 3,5 литра и мощность 420 л.с. от «Рено». Главная фишка – фиксация на российских разработках и отечественном производстве (планируют собирать в Подмосковье и уже оборудуют завод).

«Мы приняли решение создать полностью российский гоночный автомобиль для выступления в национальных чемпионатах, адаптированный к российским условиям, – презентовал машину Борис Ротенберг. – Работа велась два года. Идея в том, чтобы эта машина была доступна, безопасна и быстра. Куда это выльется дальше – посмотрим. Взяли те узлы из BR1 и BR01, которые можно было применить в этой машине и которые сделали бы ее и надежнее, и в то же время доступнее. Шасси полностью российское. Силовой блок – от «Рено», но и его в теории можно сделать самим, не проблема. Весь инжиниринг наш».

«Иностранного участия в проекте вообще не было, – рассказал главный конструктор BR Enginerring итальянец Алекс Манджуло. – Руду не плавили, резину не варили. Автомобиль максимально адаптирован для российских погодных условий и российских трасс. Также хочется отметить доступность и ремонтопригодность автомобиля. Мы сумели найти хороший баланс между стоимостью и качествами. Машина достаточно проста и недорога в обслуживании.

Наша концепция – минимальная стоимость при максимальных динамических характеристиках. Получилась надежная по всем параметрам штука, которая может выдержать шесть часов гонки до смены тормозных колодок».

Команда Ротенберга выпустила спорткар на 420 л.с. – с прицелом под русский «Ле-Ман». С полной отечественной разработкой

Через несколько месяцев последовали и анонсы гражданского бензинового авто и гоночного электрокара на основе BR03.

И, конечно, нельзя не вспомнить о продвижении инженерной компании самым логичным способом – через мультик «Супер Ралли», презентованном на «Спокойной ночи, малыши». Без шуток, главный его герой – прототип BR1, а сам Борис Ротенберг работал в съемочной команде гоночным консультантом.

«Я горд, что именно наша машина, наша команда нашли отражение в этом мультфильме», – прокомментировал премьеру Петров.

«Приятно видеть на экране наш любимый BR. С удовольствием буду смотреть сериал сам и вспоминать моменты за рулем этой машины», – согласился Сироткин.

Финансирование гоночных серий: РСКГ, «Ф-4», русский «Ле-Ман»

Сейчас у России нет собственной серии гонок на открытых колесах, но еще в 2019-м она была – региональная русско-финская (еще проводились этапы в Эстонии, Швеции и Нидерландах). Там гонялись в основном русские, но вообще с запуска в 2015-м через нее прошло немало талантливых ребят. Например, тот же Михаэль Белов, слушатель академии «Альпин» и пилот «Ф-2» Кристиан Лундгор, еще один пилот «Ф-2» Бент Вискал, победитель Гран-при Макао Рихард Версхор (когда-то его называли вторым Ферстаппеном) и официальный чемпион виртуальной «Ф-1» Ярно Опмер. Победителю обещали 350 тысяч евро, а серебряному призеру – 150 тысяч: весьма неплохо для регионалки. Стартовали с 20 участников, а заканчивали восемью машинами – экономика этапов не сложилась, логистика оказалась слишком дорогой.

На ее место в 2021-м планировали Евроазиатскую «Формулу-4» – на территории России, Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Киргизии и Туркменистана. Анонсировали ее еще в марте – с тех пор новостей нет.

Пока же главной «базой» «СМП» остается Российская серия кольцевых гонок – и целый монокласс GT4 в ее рамках. Чисто имиджевый проект: на трибуны пускают бесплатно, заезды транслируют на ютубе.

Тем не менее, «СМП» планирует расширение – как минимум на «русский «Ле-Ман».

«Одна из наших дальнейших задач – создание серии гонок на выносливость на одинаковых машинах: монокубка «СМП Рейсинг», – признался на презентации BR03 миллиардер. – Регламент этого соревнования не будет зависеть от организаторов за границей. Это будут настоящие быстрые российские гонки на выносливость! Этакий российский «Ле-Ман».

Но, видимо, внутри структуры пока не пришли к единому видению будущего чемпионата – потому что Алекс Маджуло высказал немного другую идею.

«Пилоты на BR03 будут выступать в СМП РСКГ в отдельном моноклассе, – изложил главный конструктор проекта. – В РСКГ будет моносерия. Что-то наподобие русского NASCAR».

От мировой экспансии же пока отказались – и сконцентрировались чисто на России.

«Программа развивается и никуда не денется, просто будет работать более точечно, – рассказал Ротенберг на презентации. – В формульных сериях ездят наши пилоты, также мы смотрим перспективных ребят в картинге. Больше направили себя на российский чемпионат РСКГ, будем развивать монокласс, чтобы внести больший вклад в национальный автоспорт».

Так что миллиард от «Газпрома» пошел не на демонстрацию кузькиной матери иностранцам. Ура?

Автогонки мира меняют босса: сошлись радикальные реформаторы. Федерация даже подозревает подкуп и давление на избирателей

Россия хочет делать болиды «Формулы-1». Для страны – ноль пользы и минус сотни миллионов долларов

Россия в «Ф-1»: собственный Гран-при, 4 подиума, команда-аутсайдер. Когда же будут победы?

Фото: flickr.com/smp_racingsmpracing.ru; VK/belmich; globallookpress.com/Panoramic; raf-rcrs.ru