7 мин.

Умер творец «Уильямса» – лучшей команды «Ф-1» до эпох Шумахера и Хэмилтона. Вот 10 текстов-историй о его наследии

Вспоминаем сэра Фрэнка.

28 ноября в возрасте 79 лет умер один из важнейших людей в истории «Формулы-1» – сэр Фрэнк Уильямс, основатель двух гоночных команд – одна из которых стала одной из главных в автоспорте. За рулем болидов «Уильямс» титулы «Ф-1» завоевывали Алан Джонс, Кеке Росберг, Найджел Мэнселл, Нельсон Пике, Ален Прост, Дэймон Хилл и Жак Вильнев. Именно в «Уильямсе» раскрылся гений конструктора Эдриана Ньюи, и именно за рулем сине-белой машины провел первые тесты в «Ф-1» Айртон Сенна – а после и погиб в ней же.

Правда, сэр Фрэнк и вся семья Уильямс прекратила управлять компанией еще в сентябре 2020-го – ее продали американскому инвестиционному фонду Dorilton за сумму в $150-200 млн (с учетом долгов и акций с биржи). С тех пор новые влили в команду как минимум дополнительные $100 млн – но последний подиум Джорджа Расселла на Гран-при Бельгии уже не относится к эпохе легендарной семьи. Потому статистика сэра Фрэнка навсегда останется вот такой.

Да, нынешний «Уильямс» – не первая попытка в «Ф-1»: в 1969-м он вместе с пилотом Пирсом Кариджом продвинул в Гран-при организацию Frank Williams Racing Cars. Однако с 1970 года начался тяжелый период: во время гонки в Зандворте – погиб Каридж. После этого долго не получалось найти пилота, который смог бы добиться таких же высоких результатов. Начались финансовые проблемы, Фрэнку пришлось выкручиваться: сотрудничать с March и итальянским отделением «Мальборо». Все кончилось продажей – подробнее эту историю вместе с обзором всей карьеры великого менеджера можно прочить в этих замечательных блогерских текстах.

Четыре десятилетия семьи Уильямс в «Ф-1»: победы с Мэнселлом и Вильневом, гибель Сенны и противостояние автогигантам

«Я обожал скорость». На 79-м году жизни скончался сэр Фрэнк Уильямс

Однако сэр Фрэнк не сдался и попробовал снова – после знакомства с конструктором Патриком Хэдом: «Уильямс» запустили в 79-м именно с ним. История просто фантастическая: денег не было ($280к на весь первый сезон!), базу разместили на складе ковров, сперва штат составлял 8 человек, а машину строили двое – копировали лучший болид «Ф-1» без малейшего понятия его устройства.

В итоге тут же приехали на подиум – читайте ниже воспоминания самого Патрика:

В «Ф-1» 70-х аутсайдеры приезжали на подиум с персоналом в 20 человек и бюджетом в $280 тысяч. Машину придумывали два человека

Просто сэр Фрэнк оказался настоящим новатором – он первым в «Ф-1» привел в гонки Саудовскую Аравию и их деньги! Более того, первые успехи, победы, титулы и Кубки конструкторов частично оплачены братом будущего террориста №1 Усамы бен Ладена.

Именно саудовцы и дали те самые 280 тысяч на запуск команды под рекламу брендов Fly Saudia и Albilad, а после пары подиумов и битв в топ-5 в исполнении Алана Джонса заключили уже на 780 тысяч долларов – так «Уильямс» смог позволить себе построить вторую машину и нанять бывшего напарника Ники Лауды в «Феррари» Клэй Регаццони.

Через пару лет вся английская машина кишела аравийскими спонсорскими наклейками – включая логотипы компаний бен Ладена. Сделки приносили миллионы в год.

Сотрудничество продолжалось вплоть до конца 1983-го – всю историю запуска «Уильямса» с финансовой стороны можно узнать здесь

Тогда же – в 1983-м – команда сэра Фрэнка первой в истории «Ф-1» и предоставила топовый болид для тестов Айртону Сенне. Причем механики встретили его шуткой:

«Новичок — новые колодки».

«Мы встретились с ним и он сказал: многие хотят, чтобы я подписал контракт на десять лет», – сказал тогда Фрэнк. – Я ответил, что мы не берем молодых и неопытных гонщиков, но с удовольствием дали бы опробовать машину. Тогда бы он смог лучше подготовиться к принятию решения по поводу своего будущего».

На следующие тесты Сенна приехал в «Макларен», но накат в «Уильямсе» (и результаты – на секунду быстрее обычных на том треке!) точно помогли ему восхитить «Ф-1».

Первые тесты Айртона Сенны в «Формуле-1» прошли под шутки механиков

И да, вы все правильно поняли: в те годы «Уильямс» вошел в такую силу, что мог позволить себе упустить самого Волшебника. Более того, к 98-му англичане котировались в числе лучших и самых титулованных команд «Формулы-1»: на их счету были 7 личных титулов (на 2 меньше, чем у «Феррари» и «Макларена» и на 5 больше, чем у «Мерседеса»), но 9 Кубков конструкторов – (на 1 больше, чем у «Феррари», у «Макларена» и сейчас лишь 8, а у «Мерседеса» – 7). Лишь эпохи Хаккинена, Шумахера и Хэмилтона все изменили: с тех пор англичане, к сожалению, почти ничего и не выиграли.

А в лучшие годы «Уильямс» доминировал так сильно, что гонщики внутри команды соревновались прежде всего друг с другом – вплоть до умопомрачительных психологических схваток вроде Мэнселл-Патрезе.

«И для того, чтобы оформить незамедлительную психологическую победу над Рикардо, Найджел сконцентрировался на идее стать легче. Он содрал всю подкладку с запасного шлема и ботинок, жестко обезвожил себя и сутки ничего не ел – и когда подошел момент взвешивания, оказался на полкило легче Патрезе.

Забавно, как пилоты проникают друг другу в головы. Тот случай реально взорвал Рикардо мозг. Он очень гордился сброшенным за зиму весом и суперформой. Проиграть жующему бургеры Найджелу – настоящее психологическое уничтожение», – рассказывал Ньюи.

Хитрейший титул в «Ф-1» – благодаря кетчупу и сгонке веса. Главный соперник психологически сдался еще до первой гонки

Сэр Фрэнк и Патрик Хэд усиленно вносили инновации не только на гоночном треке, но и за его пределами – к примеру, именно «Уильямс» в 2011-м первым в истории «Ф-1» вышел на биржу. 17,7 процентов акций по 26,5 евро за бумагу – так оценили компанию в первый день торгов во Франкфурте. Причем активно содействовал идее… Босс нынешнего «Мерседеса» Тото Вольфф!

Всю финансовую подоплеку, объем вырученных денег планы и ожидания от продаж можно подробно изучить здесь

А еще «Уильямс» вторым в «Формуле-1» (вслед за «Макларном») основал инженерное подразделение – но довел его до максимального успеха: оборотов в десятки миллионов долларов и ряда военных госконтрактов для Великобритании.

Лазерная пушка, элетроника для бронемашин, сверхлегкий беспилотник, сверхпрочные бункеры – все это разрабатывали, пока команда страдала на последних местах «Ф-1»

Был в «Уильямсе» и русский след – в 2018-м там гонялся Сергей Сироткин. Правда, из-за слабой машины получилось плохо: в итоге Сироткин победил Ланса Стролла по квалификациям (13:8, средний отрыв 0,0066 секунды), но уступил по очкам (1:6) и совместным финишам (8:9) и занял последнее место в общем зачете. Гонщики покинули тонущую команду после сезона: Сергей вернулся на должность тест-пилота «Рено» и в программу «СМП» в чемпионате мира по гонкам на выносливость, а Ланс перешел в выкупленную отцом и переименованную «Форс-Индию».

Сироткин честно объяснил, почему год в «Уильямсе» – это провал

В итоге несколько лет слабых результатов, уход главных спонсоров и гонка бюджетов в «Формуле-1» подтолкнула команду к концу – а пандемия ее добила: за первую половину сезона-2020 «Уильямс» недополучил $70 млн, занял огромные деньги у отца новичка Николаса Латифи и вышел на торги.

У великих частников «Ф-1» кончились деньги. «Уильямс» – на торгах, «Макларен» уволил каждого четвертого

Тогда-то и закончилась история легендарной семьи в «Формуле-1» – но самого сэра Фрэнка не забудут никогда. Без него чемпионат мира был бы совсем другим.

Фото: Gettyimages.ru/Dan Istitene, Pascal Rondeau, Mark Thompson; globallookpress.com/Sutton Motorsport Images/Imagestate, Panoramic/ZUMAPRESS.com