Трибуна
7 мин.

Величайший поворот «Ф-1» теперь не узнать – его опять меняют (снесли легендарные окрестности). Из-за бесконечных опасных аварий

«О Руж» и «Радийон» больше никогда не будут прежними.

«Спа-Франкоршам» – одна из самых любимых трасс «Ф-1», а связка «О Руж»-«Радийон», пожалуй, самая известная в гоночном сообществе – ее изгиб и перепад высот легендарны, и она в некотором роде стала лицом всех Гран-при. 

«О Руж» в буквальном переводе с французского на русский означает «красная вода» – но кровь гонщиков тут не при чем:  поворот назван в честь ручья, который протекает под ним

«Поворот проходил прямо по мосту, и с него было видно воду внизу, – вспоминал бывший гонщик «Макларена» Йохен Масс. – Он был намного опаснее, поскольку пилоты спускались вниз на высокой скорости, а изгиб был значительно менее гармоничным».

Потому связка и восхищает и фанатов, и гонщиков: ехать приходится вслепую из-за резкого подъема, и траекторию на вершине холма совсем не видно. Каждый раз пилоты рискуют. И большинство аварий «Спа-Франкоршама» происходит именно в связке «О Руж» – «Радийон».

Например, в 2018-м Матевос Исаакян из России буквально пролетел над трассой на скорости в 300 км/ч.  

Не обошлось без происшествий и последний Гран-при Бельгии: в качестве гонок поддержки там выступали девчонки из Серии W, но внезапный дождь превратил их гонку в настоящее сражение с неуправляемыми болидами.

От ошибок не застрахованы даже лучшие пилоты: Ландо Норрис, претендовавший в тот день на поул, разбил болид в квалификации

А в 2019-м именно здесь «Формула-2» потеряла восходящую звезду Антуана Юбера: сперва тот сам вылетел в отбойники, в попытках избежать столкновения, а затем его протаранил Корреа, летевший как раз из слепого поворота (на неуправляемом из-за обломка под днищем болиде).

Гонщик «Формулы-2» погиб на трассе из-за жуткого стечения обстоятельств. Он сделал все, чтобы избежать аварии

Из-за постоянных пугающих аварий владельцы автодрома включили перестройку связки в проект реновации трека на 80 миллионов евро. Строительные работы уже начались: запланировано расширение поворота и возвращение олдскульной гравийной ловушки.

Однако теперь облик легендарной связки изменится до неузнаваемости: ради расширения и безопасности пришлось снести знаменитое шале у трека.

 

Оно нависало над асфальтом с первого же дня – и создавало непередаваемый вайб Бельгии. Его в последние годы даже встроили в трибуны!

 

Мнения гонщиков о реконструкции легендарной трассы разошлись: семикратный чемпион Льюис Хэмилтон призвал сэкономить деньги и оставить все как есть, а вот у его главного конкурента Макса Ферстаппена совсем другое мнение – он уверен, что изменения пойдут на пользу безопасности гонок.

В поддержку изменений выступил вице-чемпион «Формулы-2» Каллум Айлот: «Супер удивлен, что до сих пор ничего не предприняли. Достаточно значит достаточно. Если я не прав, что гонюсь за большей безопасностью после того, как был свидетелем ужасных аварий четверых моих друзей, то я не могу называться человеком. Я вернулся после 2019-го (аварии Юбера) и вернусь вновь. Но это не значит, что недостаточно хорошее не нужно исправлять».

Нынешняя перестройка «О Руж»-«Радийон» – далеко не первая в истории: изначально связка вообще была совсем другой. Когда в 1920-х на бельгийской трассе только начали проводить гонки, «О Руж» была резким поворотом влево и вела в сторону шпильки.

Ради увеличения средней скорости создали искусственный изгиб на холме для огибания медленной секции – и поначалу там даже не было барьеров. Ограждения из низкокачественного металла добавили на внутреннюю сторону холма лишь в середине 50-х. 

После достраивали и каменную стену (на внешней стороне от самого низа холма до «Радийона»), и стены из покрышек, поребрики, удерживающие металлические ограждения, гравийные зоны вылета...

 

Но только после движения за повышение безопасности, возглавленное трехкратным чемпионом мира Джеки Стюартом (чуть не разбился здесь насмерть в 66-м), бойкот из-за первоначального нежелания переделывать автодром и отмены гонок на целых 13 лет. Мы рассказывали о той самой аварии (единственной в карьере!) и бойкоте со слов Джеки здесь.

«Я похоронил 57 товарищей». Полвека назад в гонках выживали

Самые крупные изменения произошли в 1994-м: легендарный поворот превратился в шикану. Одним из главных противников перестройки стал Айртон Сенна – он заявил: «Если вы избавитесь от «О Руж», вы лишите меня причины, по которой я делаю это [гоняюсь в «Спа»]». Впрочем, именно смерть Айртона и повышенное внимание к безопасности привели к итоговому выполнению плана. 

Гибель Сенны изменила «Ф-1»: новые шлемы, системы защиты пилотов и переделанные легендарные автодромы

Однако все вернули обратно уже в следующем году. 

В начале 2000-х гравийные ловушки заменили на асфальт в рамках нового этапа борьбы за безопасность. Выезд с пит-лейн подвинулся внутрь поворота, а поребрики наверху холма стали более плоскими, чтобы помочь пилотам проезду связки с полным газом. Так «О Руж» стал тем, который мы привыкли видеть на экранах своих телевизоров. 

А теперь самый захватывающий поворот в календаре «Формулы-1» опять изменили – и прежним он больше не будет. Можно уже начинать скучать.

Культовую скоростную трассу вернули в «Ф-1» спустя 36 лет: она не прощает ошибки и удивляет пугающе крутыми поворотами

Уникальный проезд по стройке быстрейшего городского трека «Ф-1»: его готовят для Гран-при за $660 млн, старт – через 2 месяца

Трассу Гран-при США разносят из-за огромных кочек – они вызывают жуткие боли и аварии. Мотогонщики злятся, скоро приедет и «Ф-1»

Фото: globallookpress.com/Hoch Zwei, Sutton Motorsport Images, Panoramic; Gettyimages.ru/Michael Cooper