Сверхопасный поворот в «Формуле-1» называется «Красная вода». Но кровь гонщиков тут ни при чем
Вспомнили происхождение названия самого известного виража.
Трасса «Спа-Франкоршам» считается одной из самых трудных и быстрых в календаре чемпионата мира. Ее длина превышает 7 км, а множество скоростных отрезков и виражей приводят пилотов в детский восторг — легендарный бельгийский автодром любят вообще все.
Но все-таки одна секция прославилась больше остальных. Это грандиозный подъем «О Руж» – или «Красная вода» по-русски. Он славится слепым характером: во время проезда совершенно не видно, что происходит сверху. Более того, машину часто срывало из-за необычного профиля, потому пилоты вплоть до середины 90-х опасались проезжать его с полным газом. Лишь эпоха Михаэля Шумахера и Жака Вильнева все изменила.
Тем не менее, гонщики переживали не зря: любой неудачный маневр здесь может очень плохо кончиться. Например, авария в «О Руж» стала роковой для восходившей звезды немецкого автоспорта Штефана Беллофа.
Даже в болиде «Ф-1» с его прижимной силой от катастрофы нет никакой страховки.
Естественно, опасность придает обгонам в этой точке особый шарм — хочется аплодировать смельчакам стоя.
Встречаются и те, у кого вообще отключен инстинкт самосохранения.
Однако именно за такие моменты — аварии и умопомрачительные обгоны – «Красная вода» и прославилась по всему миру, получив статус одного из самых опасных поворотов мира. С ним сравнивают повороты на новых треках, на него ориентируются при строительстве и проектировании, и каждый автодром мечтает придумать себе похожее место — идеального героя для тысяч открыток, картин и видео.
Но почему же он так называется?
Река и железо
В 70-е «О Руж» представлял совсем другое зрелище — еще более опасное.
«Старый поворот был намного уже и проходил прямо по мосту, и с него было видно воду внизу, – вспоминал бывший гонщик «Макларена» Йохен Масс. – Он был намного опаснее, поскольку пилоту спускались вниз на высокой скорости, а изгиб был значительно менее гармоничным».
Выглядело это примерно вот так.
Как видите, в те времена мост и правда трудно было не заметить — и трасса пролегала прямо по нему. Его перекинули через небольшую речку длиной 15 километров, протекающей по территории муниципалитетов Ставело и Малмеди. Она входит в бассейн крупнейшей бельгийской реки Маас и как раз и называется О Руж.
Откуда такое название? Нет, суть совсем не в реках крови гонщиков, пролитых на «Спа-Франкоршаме» – вода в реке реально красная.
Особенно хорошо виден насыщенный цвет на побережье и прямо под мостом.
Окрас берется из-за диоксида железа: исток реки находится в северной части Арденских гор как раз в рудоносной зоне. Правда, зона выхода минеральных залежей на поверхность настолько мала, что О Руж оказалась единственной рекой в округе с подобным окрасом — за что и получила легендарное название.
Путаница с именами поворотов
После строительства трека в 1920 году сектора менялись несколько раз ради усложнения и ускорения гонок, из-за чего в конце концов у фанатов закрепилось неправильное представление о расположении «Красной воды»: многие думают, что так называется вираж, ведущий на гору.
На самом деле в честь реки изначально называлась именно та зона, которая и пролегает по мосту. Вот как она выглядит в наши дни.
Верхняя секция получила название «Радийон». Ее не было до 1939-го — именно тогда старый медленный поворот Virage d’Ancienne Douane сократили, а вместо него построили прямую скоростную связку, которую и назвали Raidillon – дословно с французского «крутой участок дороги».
Отсюда и прошла путаница: «О Руж» на старой конфигурации вел так же вверх по довольно крутой траектории, просто в более медленном виде, и потому официально на французском назывался Le Raidillon de l’Eau Rouge — почти так же, как и новый. Именно поэтому многие решили, что новый подъем — просто часть одного и того же поворота. Со временем «Красную воду» перестали называть полным именем, чтобы не создавать неразберихи, однако восприятие уже ушло в народ, и его с тех пор оказалось не так-то просто вытравить.
В реальности же «О Руж» – именно нижний поворот, пролегающий по мосту, а «Радийон» – подъем.
Тем не менее, не стоит по этим причинам считать «Красную воду» менее опасной секцией трека. Если хорошенько присмотреться к видео аварий, можно увидеть: все катастрофы на вершине холма и в начале следующей прямой начинались именно с ошибок в «О Руж» – к примеру, пилоты газовали слишком сильно, стремясь преодолеть самый крутой подъем в календаре «Формулы-1».
Аналитик составил рейтинг сложности треков «Формулы-1». Баку и «Сочи Автодром» – в топ-6
Первый японец в «Формуле-1» был фермером с автозаправки. Водить его учил брат
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason ; primotipo.com; en.wikipedia.org/Bel Adone
И... Наконец-то Бельгия! Давно не было супергонок в Спа - ждём в этом году