Фанаты гонок обожают рев моторов V10. Технический эксперт объяснил, почему
Разобрал, откуда же берется такой мощный звук.
Если зайти практически в любую тему с обсуждением моторного регламента «Формулы-1» или прочих новостей о перемене правил, в комментариях гарантировано будет как минимум одно мнение – «верните V10!». Фанатов потрясал звук моторов, использовавшихся в Гран-при с 1989 по 2005 годы (частично десять цилиндров пробились и в 2006-й, но с большим количеством ограничений), но почему именно он оказался настолько приятным? Как вообще двигатель издавал такой мощный рев?
На эти вопросы и ответил технический эксперт портала Drivetribe Майк Ферни.
«Некоторые моторы хороши, некоторые — плохи, а у некоторых — десять цилиндров.
Да, и двигатели V12 могут звучать очень смачно и V8 могут быть абсолютно брутальными, но на мой взгляд, совпадающий с сотнями болельщиков, ничто не может сравниться с ревом V10. Причем даже не важно, установлен ли он в гоночном болиде или дорожной машине.
Но почему же V10 звучат настолько великолепно?
Начнем с цилиндров. Десять штук серьезно растягивают длину силовой установки — следовательно, поршни могут быть аккуратными и небольшими.
«Небольшими» означает «легкими», а в таком случае им очень просто двигаться поступательно вперед-назад. Раз у каждого цилиндра меньше массы для поступательного перемещения, мотор может выдавать больше оборотов — поэтому у V10 преимущество над сходными по размерам V8 и V6.
Углубимся в теорию звука, который производит мотор. «Звук» сам по себе — это взаимодействие между вибрациями, созданными изменениями давления воздуха, и нашими ушами. Высота звука работы мотора сводится к частотам звуковой волны, но только одна главная частота выходит из самой силовой установки через выхлопную систему и следует к нашим ушам. Это и есть доминирующий звук конкретной машины — его называют «корневой нотой».
Корневую ноту мотора создает давление и время выхлопных импульсов. Скорость их «продвижения» к нашим ушам диктуется скоростью мотора — чем она быстрее, тем больше происходит ходов поршня. Вот почему с ростом оборотов у мотора растет и громкость с частотой.
С другой стороны V10, как и V12, стоят довольно дорого и очень тяжелы в разработке — вот почему их редко ставят в дорожные авто. Чаще всего обе спецификации использовались именно в автоспорте, чтобы сделать болиды мощными, быстрыми и громко ревущими. Вероятно, именно поэтому «десятки» завоевали особое место в сердцах фанатов — ведь их на самом деле редко где можно услышать.
По-моему, лучший V10 – это 3,5-литровый движок «Порше» 905 из «Группы С».
И, конечно же, никто не сможет забыть могучие «десятки» «Формулы-1» двадцатилетней давности».
У «Феррари» чудовищное преимущество на китайских прямых. Но в квалификации оно не помогло
Эволюция болидов «Формулы-1» с 1950 по 2019 год всего за минуту
Оказывается, бывают гоночные болиды всего с одной передачей. В 8 раз меньше, чем у «Формулы-1»