13 мин.

Мои Капитаны

От Ди Бартоломеи до Флоренци

Человечество извратило понимание лидерства. В древности лидером был тот, кто был лучше. Цезарь, Александр Македонский, Карл Великий, Чингисхан, Пётр I – все они были развитыми сильными личностями, явно выделялись из своего окружения и целенаправленно использовали сильные стороны, будь то интуиция, стратегия и умение предугадать развитие событий на несколько шагов вперёд, ораторское мастерство, стальной характер и темперамент, умение разделять главное и второстепенное, знание военного искусства или всё вместе и сразу.

Статус – это то, что во все времена давало человеку право считаться лидером. Но сейчас всё чаще можно наблюдать, как это положение обеспечивается чем-то или кем-то «вышестоящим». На первый план выходят не умения, объёмы проделанной работы или внутренний стержень конкретного человека, а прихоть власть предержащих, дело случая, стечение обстоятельств или факт наследственности. Я бы с удовольствием расписал палитру контраста и космическую разницу между лидерами стран, скажем, 100-150 лет назад и некоторыми их сегодняшними визави, но это займёт слишком много времени, да и не является предметом настоящего материала.

А вот на чём хочу остановиться отдельно и подробнее, так это на наследии и преемственности. Далеко не всегда, но лидерам древности удавалось успеть взрастить и воспитать себе преемника до того, как наступит определенный личностный и житейский коллапс, глобально влияющий на их общественную деятельность, или до того, как отойти в мир иной.

В «Роме», в отличие от большинства итальянских клубов, до недавних пор эта преемственность сохранялась в строгом соответствии со взглядами древних: капитанская повязка здесь закреплялась за настоящими лидерами и чемпионами по духу, а главное – за воспитанниками. Но мы живём в смутное время, и, к сожалению (но в полном соответствии с веяниями современности), чем дальше, тем чаще капитанская повязка (а вернее, маска лидера) здесь оказывается у тех, кто не только откровенно не тянет, но и отдельными своими действиями на поле напрочь убивает веру в постулаты великих завоевателей прошлого. Мы становимся свидетелями грустного положения вещей, когда традиция, которая, помимо клубных цветов и логотипа, выделяет клуб среди огромного числа других и придаёт ему узнаваемость, активно попирается «сверху».

Спешу заметить, что «воспитанник» еще не означает «лидер». В связи с этим хотелось бы спросить назначавших капитана после Тотти и Де Росси: за какие заслуги повязка перекочевала к Флоренци? Да, он небесталанный трудяга и преданный делу «свой», но ведь он бесконечно далёк от стабильности, лидерских качеств и класса, которые демонстрировали на протяжении долгих лет его предшественники. Помимо Алессандро, после отъезда Де Росси в Аргентину повязку примерял еще один воспитанник по имени Лоренцо, которого, кажется, подобный груз ответственности и сломил. Ничего плохого не хочу сказать и о Джеко – сейчас на фоне других он выглядит настоящим видавшим виды зубром, – но на лицах многих болельщиков клуба, привыкших к Де Росси, Тотти, Ди Бартоломеи, при виде новоиспеченного капитана проглядывает унылое «Дожились!».

C’e solo un Capitano!*

Франческо Тотти несомненно и совершенно заслуженно возглавляет список тех, кто за последние 30 лет выводил команду на поле в качестве капитана. Идол, икона, рекордсмен, легенда клуба, итальянского и мирового футбола, одна из сильнейших «десяток» в истории. Человек, который подминал под себя руководство, игрок, от мнения которого отталкивались одни тренеры, насильно пытались усадить на скамейку вторые и славе которого откровенно завидовали третьи (и которых он в итоге вытаскивал из самых тупиковых ситуаций). Игрок, с чьим именем в первую очередь ассоциируется сама «Рома» и чью фамилию на футболках носят болельщики далеко за пределами Рима. Император.

*Знаменитая кричалка тифози «Курвы Суд» «Есть только один капитан!», набравшая популярность и закрепившаяся в эпоху Тотти

Джузеппе Джаннини, Амедео Карбони, Алдаир, Антонио Кассано, Даниэле Де Росси, Альберто Аквилани, Симоне Перротта, Раджа Наингголан, Эдин Джеко – все они в своё время имели честь носить повязку, но их имена и заслуги в мировых футбольных масштабах меркнут в лучах славы «Вечного Капитана».

И среди них есть тот, кого сам Франческо называет идеальным партнером по команде. На мой взгляд, в том числе за сопоставимые талант, харизму и чемпионский темперамент. Невероятная слаженность, абсолютное взаимопонимание, чистое футбольное волшебство – это то, что, к моему счастью и помимо всего прочего, мне довелось наблюдать в «Роме». Самая сильная и изящная связка форвардов, которую я когда-либо видел. Речь об Антонио Кассано. 

Il Fantantonio

Кассано подписал соглашение с «Ромой» в середине чемпионского сезона, а перешёл по его завершении. Сумма, уплаченная за 19-летнего воспитанника «Бари», – баснословная по тем временам: 60 миллиардов лир, что в эквиваленте на сегодня – порядка 29 миллионов евро. Контракт был подписан сроком на пять лет в общей сумме на 17,3 млн евро, что сделало его на тот момент ТОП-10 самых высокооплачиваемых футболистов планеты.  

…Путешествуя по Италии в январе 2018 года, в одном из супермаркетов я наткнулся на только вышедшую на прилавки автобиографию Тотти «Капитан». Изучая этот кладезь информации о любимом игроке и любимой команде, параллельно совершенствуя итальянский и заодно подглядывая в перевод, я сделал для себя открытие, что в «сезоне четырех тренеров» (2004-05), в один из самых сложных моментов в истории клуба, главным закулисным воротилой был именно «Фантантонио», тогда уже прописавшийся в лидерах раздевалки и завоевавший статус вице-капитана. Пожалуй, именно этот период, который по совместительству стал решающим и заключительным в его карьере в «Роме», наиболее полно характеризует безграничность таланта и одновременно сумасбродство натуры нерадивого «барезе». 

Оказывается, его конфликт с Чезаре Пранделли, пришедшим на смену внезапно и позорно сбежавшему в «Ювентус» Капелло, подвёл черту под краткосрочным пребыванием алленаторе на посту «Ромы» (хотя официальной версией ухода была болезнь жены тренера), запустив карусель отставок и увольнений по ходу сезона. Руди Феллеру, экс-бомбардиру клуба, он при всех высказывал сомнения в тренерской компетентности. Открыто подшучивал над Дель Нери и его произношением, что явно не способствовало влиянию тренера на команду. Безусловно, подобные выходки лишь подчеркивали основной посыл: противостояние двух капитанов, нынешнего и вероятного будущего.

Я очень хорошо помню тот провальный сезон (а заодно и безвкусный третий комплект формы!) и тот контраст между реальным положением, в котором с самого начала оказалась «Рома», и моими околочемпионскими ожиданиями по мотивам предыдущего знаменательного сезона, в котором не хватило самую малость удачи в борьбе с идеальным «Миланом» Анчелотти. Примечательно, что в концовке, когда «Рома» оказалась на грани вылета, именно Кассано выступил спасителем ситуации, а Тотти откровенно сплоховал, схлопотав удаление на целых пять матчей за шесть туров до финиша и спровоцировав настоящую панику в раздевалке. 

Подстёгиваемый горьким опытом вылета с «Бари», Антонио, как и годом ранее на провальном для Италии «Евро-2004» (по итогам которого одному ему удалось избежать критики общественности; «успехи» Франческо на том чемпионате мы все тоже хорошо помним), в нужный момент мгновенно поднял свой КПД до космических высот и в предпоследнем туре принес победу в матче против «Аталанты», сохранив для «волков» (подумать только – вылет!) прописку в «СериАле».

К моему (и не только) сожалению, то была лебединая песня Антонио Кассано в «Роме». Он всегда стремился выигрывать, но клуб, уже плотно засевший в долговой яме, не мог себе позволить покупать чемпионов, а без них в футболе не победишь. В новом сезоне последовали перепалки с вновь прибывшим Спаллетти, с самого начала чётко установившим жёсткие рамки, лишение звания вице-капитана, отдаление от раздевалки и переход в «Реал» посреди года. Как остро подметил Франческо, презентация, на которой Антонио предстал в неуместной куртке с меховой оторочкой на фоне безукоризненно одетых господ, ясно показывала, что «Реал» привёл в дом сам не знал кого. Затем были «Сампдория», «Милан», «Интер», «Парма», возвращение в «Сампдорию» и, наконец, бесславное завершение противоречивой игровой карьеры в «Вероне». 

В первый заход в «Сампдорию» Кассано отметился знаковой выходкой в адрес «Ромы». Все мы прекрасно помним «волков» Раньери в сезоне 2009-2010 и имя команды, укравшей у нас мечту, а главное – чей идеально выверенный навес на Джампаоло Паццини лишил нас долгожданного титула. Перед матчем Франческо и Антонио обменялись колкостями в подтрибунке:

- На кону выход в Лигу Чемпионов, нам надо выигрывать.

- Я знаю. И мне будет жаль разочаровать тебя.

Но случилась беда.

Как говорит Тотти, это не было местью, а скорее свершившейся неизбежностью: найдя себя в атаке крепкой команды, Антонио повысил уровень до требуемого.           

Пожалуй, лучше меня об Антонио скажет сам Франческо. В своей автобиографии он пишет: «Уровень способностей Антонио я понял тогда, когда увидел, что чем труднее был матч и сильнее соперник, тем он играл лучше. Это самый безошибочный признак таланта, потому что футбол изобилует королями одной тренировки, а тех, кто поднимает уровень своей игры в зависимости от соперника, намного меньше. Мастерами называют именно таких, и играть в паре с Антонио было радостью, когда против нас выходили «Милан», «Ювентус» или «Интер». В тот год («околочемпионский» сезон 2003-04, когда «Рома» уступила скудетто «Милану». – Прим. моё) он забил всем троим грандам и даже сделал дубль в знаменитом разгроме «Ювентуса» 4:0. Антонио в тот вечер рвал и метал, и пенальти, который он заработал и который я забил, удвоив счёт, был одним из многих примеров парной игры, которая у нас получалась, потому что класс одного поддерживался классом другого. Но, как и всегда, самого Антонио нужно принимать полностью: гол и великолепная игра – да, но также и обрызгивание тренера вратарей Танкреди водой из бутылки после моего пенальти или губительный для углового флажка пинок после четвертого гола, опустившего занавес. Пока мы праздновали, подбежал взбешенный Коллина, показал на флажок и крикнул: «Зачем ты это сделал?! Теперь я обязан тебя предупредить!», – и выглядел, как учитель, который не хочет, но должен наказать дерзкого, хотя и не бездарного ученика. Антонио принял наказание и приобнял судью. Это называется – быть плохишом топ-уровня.

Сейчас, когда завершил карьеру и он, мы видимся на благотворительных матчах. Он рассказывает мне, что счастлив, по утрам занимается теннисом и проводит часы, играя с детьми. Скоро он расскажет им о том, что когда-то мы с ним были Бэтменом и Робином».

 

Il Principino, “Маленький принц»

За «Рому» я болею с 2000-го года. Уже и не вспомню, с какого матча всё началось, но в память врезалась игра Тотти и его гол с лёта в футболке «Ромы». В те времена я горел баскетболом (и смотрел, и занимался), и футбол у меня был, откровенно говоря, не в почёте. С течением времени, сквозь коллекции журнала «Футбол» (издаётся в Украине и сейчас), редких вылазок на уроках информатики на сайт клуба (тогда еще исключительно италоязычный) и поглощение любой информации из всевозможных источников, так или иначе относившейся к клубу и игрокам, я невольно стал задумываться: а что будет, когда Франческо завершит карьеру? Неужели мой интерес угаснет? Ведь достаточно длительное время Тотти был едва ли не единственным представителем «Ромы» и в сборной Италии (которую я начал поддерживать тоже исключительно благодаря его игре; матчи сборной смотрел только, если в составе были «романисти»). Но, как показало время, это была «unica grande amore» на всю жизнь, а нового будущего фаворита я вскоре рассмотрел в игре юного римлянина Альберто Аквилани.

Он и Де Росси прошли все уровни «Ромы» и оказались в основной команде одновременно, в 2002-ом году. Даниэле заявил о себе голом в ворота «Торино» в ничего не решавшем матче последнего тура сезона 2002-03, а Альберто параллельно предстояло пройти испытание «Серией Б» в «Триестине» (в которой он ожидаемо был одним из лидеров), прежде чем засветиться в составе «Ромы» уже после упомянутого «сезона четырёх тренеров».

Ему удалось легко вписаться в процесс глобальной перестройки, затеянной Спаллетти, и в «хаотичную» схему тренера, в которой вся команда дышит, как единый организм: синхронно сжимается при защитных действиях и молниеносно и в полном составе разжимается в контратаку. В рисунке Спаллетти не было ярко выраженного форварда (он прославился изобретением условной схемы «4-6-0» с «ложной девяткой» на острие) – в голевой позиции в любой момент мог оказаться кто угодно, начиная с фланговых полузащитников и заканчивая центральным защитником или опорником, коим номинально считался Аквилани.

В кругах болельщиков и соратников Альберто удостоился двух необычных прозвищ: «Il piccolo crocodillo» (или «Snappy», «Маленький крокодил») и «Режиссёр» - за успехи за бильярдным столом. Подобные качества – «фантазисты» и «крокодила» - он демонстрировал и на поле. По сути, он был классическим плеймейкером с задатками разрушителя: уверенно шёл в стыки и самонаводящейся передачей мог разорвать любую оборону. Ему и Де Росси был отдан на откуп весь центр поля «Ромы», и, по моему мнению, Альберто в этой паре был улучшенной версией Даниэле – как говорится, «на максималках». Одинаково надёжен в защите и полезен в атакующих действиях. Отлично поставленный удар с обеих ног (в голове до сих пор стоит звон каркаса ворот «Реала» от его выстрелов в победном матче на «Сантьяго Бернабеу» в 2008-ом (1:2)), прекрасное видение поля. Чемпионский темперамент и, конечно же, непревзойдённая «рабона».

Он обладал не менее сильным характером, но в тройке «Тотти-Де Росси-Аквилани» почитался мальчишкой. Однако на фоне «старших братьев» его выгодно выделяла выдержка: всего 9 жёлтых и ни одной красной карточки за пять лет в «Роме». Сколько карточек красного цвета перед собой увидели за карьеру Даниэле и Франческо? 11 и 13 соответственно. Причем в очевидных ситуациях, когда команде нужны были очки, а в меньшинстве их, как известно, добывать во сто крат тяжелее. Конечно, Альберто провёл в футболке «Ромы» гораздо меньше времени, но статистика говорит в его пользу. В любом случае, терпение и самообладание – отличительная черта лидера. Например, Кассано именно их и не хватило. 

Увы, но чего у Альберто также было не занимать, так это травматичности и количества повреждений, которые во многом и определили его карьеру. Впрочем, не травмы были основной причиной переезда на Туманный Альбион в 2009-ом году. Его уход стал для меня одним из главных разочарований в «Роме». Если из-за игры Тотти я влюбился в клуб, то благодаря Альберто я понял, что эта любовь не угаснет никогда. В сущности, он был вторым Франческо и виделся мне идеальным «Capitano futuro» (хотя на тот момент это прозвище уже закрепилось за Даниэле). В его игре просматривались задатки лидера и будущей итальянской легенды, спокойствие, хладнокровие, напор, одержимость успехом и невероятный талант. Я ни в коем случае не хочу сказать, что у Де Росси этих задатков меньше – тем более что по факту он раскрылся куда полнее как в клубе, так и в сборной. Но Даниэле очевидно повезло больше – если бы не ушёл Альберто, ушёл бы он, а там, где тебя любят и поддерживают, раскрыться куда проще, нежели там, где ты – один из многих. В силу финансовых обстоятельств – эпоха громких покупок ушла вместе с синьором Сенси и предварила эпоху трудностей и болезненных расставаний – продажи лидеров в «Роме» в период с 2004-ый по 2010-ый годы были нормой. И в когорту таких обидных прощаний угодил и Альберто Аквилани, «Римский маленький принц».  

Возвращаясь к истокам

Все перипетии, ситуации, замысловатые повороты, места, события и люди, принимающие в них участие, будто и правда курируются «сверху» и случаются именно там и именно тогда, когда нужно. Все происходит так, как должно быть. Против этого можно бунтовать или не соглашаться, но в любом случае это неизбежность.

Антонио Кассано мог бы принести еще несколько титулов команде, но и без него «Рома» Спаллетти выигрывала и подарила всем нам массу незабываемых эмоций. Альберто Аквилани, останься он в «Роме», мог бы выйти на поле «Энфилда» в родной футболке, зацементировать центр поля и воспрепятствовать погрому, во многом определившему исход той дуэли весной 2018-го. А там как знать…

Как было сказано выше, оба героя данной статьи на своём карьерном пути стали заложниками: один – собственных амбиций, второй – «тени Императора» (ничего не берусь утверждать наверняка, но, глядя на развитие Аквилани в «Роме» и, главное, будучи частично осведомлённым в «делах римской кухни», на ум приходит восточная поговорка: «В одном котле две бараньих башки не сваришь»). К слову, пока изучал их биографии, припомнил, что они на пару успели пошуметь и в «Милане».

Так или иначе, оба – уже часть истории. И благо у нас есть те, кому суждено продолжить славную традицию, пусть даже несколько отходя от канонов – например, Никола не является воспитанником примаверы «Ромы», но тащит не хуже любого капитана (если вы поняли, к чему я :) ).

 

zaniolo

Я благодарю вас за внимание и говорю: «Forza Roma!».