8 мин.

Родился, порадовался, потерпел и умер. Почему от смерти «Тамбова» всем будет только лучше

Как-то очень затянулось официальное вынесение приговора последней команде чемпионата. Заголовки уже не первый месяц насыщены печальными словами о нехватке денег, уголовных делах и бойкоте футболистов, но «Тамбов» питается надеждой выжить. Возникает вопрос: для чего?

 

Болельщики «Тамбова» после стыкового матча с пермским «Амкаром»

Кто девушку ужинает, тот её и танцует

В сезоне-2013/14, появившись на останках скончавшегося из-за долгов тамбовского «Спартака», «Тамбов» заявляется в ПФЛ. Я, будучи молодым пацаном, только поступил в универ и начал вникать в местную тусовку. Олдскульный стадион, матчи с пятьюстами зрителями, пустой фан-сектор и разговоры ветеранов тамбовского футбола на трибунах о блеклой игре новой команды. Одним словом, криповая атмосфера, которая чем-то очаровывала. В ней было столько искренности, мата, негодований и переживаний за клуб, что ты уже не мог пропустить голов Андрея Часовских и Миши Тыняного, капитанских эмоций Лёши Михалёва. Все это веселье с переменным успехом продолжалось, по моим ощущениям, где-то года до 2016-2017, но приближающийся ЧМ в России залез не только в спорт. Россия готовилась к мундиалю, строя стадионы, а политики начали делать вид, что футбол очень важен для страны (нет). Неудивительно, что «Тамбов» стал винтиком имиджа губернатора Александра Никита, до недавнего времени щедро отстегивавшего клубу кэш из бюджета региона. Наверное, в тот момент одновременно расцвел от денег и умер от неискренности футбол на Тамбовщине. А дальше вы все и так знаете. Показное назначение Георгия Ярцева, увеселительные визиты Валерия Газзаева и Олега Романцева в Тамбов, фильм «Тренер», не до конца понятное восхищение Юры Дудя, стыки с «Амкаром», вандерфульный Григорян, победа в «лучшей лиге мира» и бессмысленный выход в РПЛ. Да, именно бессмысленный.

 

Самые лучшие праздники те, что происходят у нас внутри

Чемпионство «Тамбова» город встретил бурно, не предполагая, что команду на домашнем стадионе в РПЛ они не увидят. По копеечке набрав минимум для лицензирования, клуб пошел навстречу мечте. Следом возник вопрос по домашней арене, которая отстала от реалий футбола лет на 20. Выход нашли. Не к месту построенный и пустующий стадион в Саранске примет тамбовчан, а стадион «Спартак» погрузится в процесс модернизации. Десятки дат возвращения домой, сотни пустых обещаний политиков и руководителей, мечты тамбовских болельщиков, разговоры про новый стадион на севере города за 2,5 миллиарда, переезд в Нижний Новгород и обратно в Саранск — все, что в итоге получилось из модернизации.

У прозаика Фазиля Искандера есть притча о награде, причитающейся человеку, который нарисует лучший портрет генерала с маленьким ростом и без ноги. Победил художник, который скрасил нехватку роста и второй ноги, изобразив генерала в профиль и сидящим на коне. Вот у «Тамбова» такая же ситуация. Успех клуба скрывал за собой огромный мешок проблем. В победный сезон ФНЛ я уже забросил походы на стадион, но все еще кое-как мог поддержать дискуссию, как и любой невоспитанный человек, о полумиллионных заработках Чуперки, скандальном уходе Кашчелана, каких-то выдуманных/непонятных договорняках, агентских откатах, историях про Павла Худякова и так далее. В разговорах одурманенные болельщики настолько хотели видеть строчку «Тамбов» в турнирной таблице РПЛ, что не замечали банального: в команде уже давно нет ничего тамбовского. Кроме бюджета. Почти не осталось местных воспитанников в составе, реальная перспектива не сыграть дома и полное отсутствие идеи, как клуб может быть полезен городу. Хотя нет, с последним можно поспорить. Команда все-таки оказалась полезной. Только определенному кругу лиц, поправившему свое финансовое положение за счет «Тамбова». Но это совсем другая история.

Игроки «Тамбова» празднуют победу над «Спартаком»

А потом настал долгожданный праздник тех, кто грезил мечтами о высшем дивизионе. Тамбовчане бодро дебютировали в РПЛ. Бойко смотрелись с «Локо» и «Зенитом», минимально уступив 1:2, хлопнули «Спартак» на глазах 20 тысяч зрителей в четырёхстах километрах от дома. На следующий день после победы Тамбов гудел. Зайдешь в автобус, магазин, спортзал или кафе — все говорят только об этих 2:0. Наверное, людям было плевать, что тамбовских на трибунах было от силы 15%, что «Тамбов» для многих представителей клуба — это зарплата на карточку в конце месяца, что в это же самое время вешается другой тамбовский спорт, который домашние матчи всегда проводит дома, не получая достойной поддержки, потому что все ушло на ФК. Главное, что мы можем обыграть великий «Спартак». Хоть и никакого отношения к этому празднику жизни и не имеем.

На этом сезон и доиграли. Остались в РПЛ благодаря технарю «Сочи», но оптимизма у болельщиков поубавилось. Кататься в Саранск людям надоело, да и прошедший коронавирусный год, из-за которого экономика региона затрещала по швам, стал непростым. Министерство финансов решило ограничить расходы, не являющиеся первоочередными для поддержания благополучия области. Спорт автоматически попал в список нежелаемого. Вот и получилось, что не на что больше иметь команду в РПЛ. Хотя очередные обещания губернатор Сергею Прядкину дал. Да еще и дополнительные деньги посулил для бюджета команды. Чего только не сделаешь перед выборами. Президент Российской футбольной Премьер-Лиги поверил на слово. То ли «Тамбов» так ему понравился, то ли некого было из ФНЛ поднять в высший дивизион. Одним словом, решение было принято странное. Ведь были «Крылья», которые с инсайда Жеки Савина давали 300-500 млн рублей тамбовчанам ради РПЛ. Вздор, конечно. Но почему все проблемы «Тамбова» не привели Сергея Прядкина к выходу под названием «Крылья Советов», мы уж теперь не узнаем.

 

Сергей Первушин в составе тамбовского «Спартака»

«Я всегда говорил, что наша главная задача — остаться в высшем дивизионе еще и для того, чтобы привести чемпионат России в “Тамбов”»

Как бы ни мечтал главный тренер «Тамбова», его слова так и остались словами. Однако в искренность его желаний я верю. Просто напомню, что Сергей Первушин — лучший бомбардир в истории тамбовского «Спартака», один из рекордсменов клуба по количеству сыгранных матчей, первый тренер «Тамбова» в истории. Не ему ли лучше всех знать, что такое играть для родных болельщиков и что значит команда для города в триста тысяч? Ему. И только ему.

А вот насчет бывшего президента футбольного клуба «Тамбов» Арсена Габуева у меня такой уверенности нет. «ФК “Тамбов” — это социальный, а не коммерческий проект, направленный на развитие футбола в регионе, на популяризацию спорта». Эта цитата в исполнении Арсена Таймуразовича вызывает, как бы мягко сказать, удивление. Наверное, крах реконструкции стадиона, отсутствие своих воспитанников в основе, бесчисленные африканцы Дмитрия Селюка и есть развитие. Да и что плохого в коммерческом проекте? Давно бы команду продали букмекерской компании «Париматч». И не было бы такого позора на всю РПЛ, достроили бы арену, нашлись бы дополнительные средства на детский спорт, а для стадиона, названного в честь великого Всеволода Михайловича Боброва в моем родном городке, регион наконец-то выделил бы деньги на трибуны. Но кому это надо. Тогда у клуба будет хозяин, который будет следить за всем. А сейчас можно говорить и делать что угодно. Ведь всем попросту параллельно, деньги-то государственные. Наверное, в этом и есть главная трагедия тамбовской команды. Да и не только тамбовской.

 

Тамбов — Саранск — Нижний Новгород — Саранск — Небесная Лига

В сентябре из Тамбова стали поступать новости, мол денег нет, но вы держитесь. Футболисты уже открыто винили во всех невыполненных предвыборных обещаниях губернатора Александра Никитина, а в ноябре–декабре часть состава не выдержала и отказалась выходить на поле. Вскоре появилось уголовное дело на нового генерального директора команды из-за долгов по зарплате (спойлер: скорее всего, ни к чему не приведет), последнее место в турнирной таблице, зимняя пауза и реальная угроза попасть в Небесную Лигу. Очевидно, что и РПЛ, и РФС не хотят, чтобы клуб снимался с чемпионата. И дело не только в том, что «Тамбов» сыграл уже больше 50% матчей и присуждение поражений в оставшихся 11 турах может создать неравенство для остальных команд. Просто тогда еще нужно будет признать ошибку. Ошибку Сергея Прядкина, что поверил словам и обещаниям, а не действительному положению дел.

На днях губернатор области ответил на вопрос о судьбе «Тамбова». По словам Александра Никитина, в сложившейся ситуации оказался виноват менеджмент, ведь со стороны администрации все ранее установленные договоренности были соблюдены. За период своего существования ФК «Тамбов» получил из областного бюджета 1,9 млрд рублей. Половина суммы ушла именно на содержание в высшем дивизионе. При этом учредители неоднократно просили увеличить финансирование со стороны областного бюджета, объясняя это возросшими задачами. Возникает закономерный вопрос: если менеджмент раньше не давал достаточного эффекта в плане финансов, то почему нельзя было поставить ультиматум? А не оправдываться этим в моменте отпевания клуба.

Вот и получается, что «Тамбов» по всем фронтам проигрывает здравому смыслу. История команды стала типичной для российского футбола. С её помощью умело набрали политические очки, вытащили через нее миллиард рублей, часть которых ушла непонятно куда, пустили пыль в глаза, не дали никакого существенного развития футболу региона, опозорили область скандалами, а теперь со спокойной душой и без угрызения совести делают вид, что работы по спасению ведутся. Вот спортивный директор Павел Худяков не стал долго переживать. Просто собрал вещи и по окончании сезона переберется в «Кубань». No money — no party, как говорится.

Некоторые тамбовские фаны все еще надеются, что кто-то спасет этот дерматиновый чемодан с оторванной ручкой. Выкинуть-то все-таки жалко — сгниет. Но зачем спасать то, что мертво и не содержит в себе никакой идеи? Ведь нести уж больно тяжело и бессмысленно. А так у области через год появится новая команда и снова закружится атмосфера моей юности со старым стадиончиком и пятьюстами зрителями. Пусть и ненадолго. Фото: fc-tambov.ru; championat.com; Global Look Press; rsport.ria.ru; фотобанк РПЛ.