8 мин.

Блошиный рынок. Самая зрелищная весовая категория в боксе прямо сейчас

Алексей Сукачев – о том, как боксеры наилегчайшего веса порадовали в эти выходные зарубами и кровавыми побоищами на двух континентах.

Пока тяжелый вес постепенно возвращает растерянный за последние десять лет интерес, полутяжи готовятся к ноябрьским фейерверкам, а полусредневесы просто стагнируют, в фокусе внимания не только хардкоров, но и самых обычных любителей бокса оказалась одна из старейших и, кстати, незаслуженно забытых категорий – наилегчайший вес. В отличие от иных дивизионов, мухачи платят по счетам самыми ликвидными средствами – зарубами звезд и кровавыми побоищами.

Вопреки некоторым суждениям, я не являюсь заклятым ненавистником т.н. «гламурного» веса. Тем более, сейчас, когда в тяжах наконец-то началась движуха. Но на каждый триллер а-ля Арреола – Стиверн обязательно найдется мерзкая подстава, как в бою Уайлдер – Скотт, или очередная досадная травма Владимира Кличко. Последняя приключилась пару-тройку недель назад, а потому уик-энд, изначально намечавшийся тяжеловесным, оказался освобожденным для дел не менее любопытных.

Про мухачей я в последний раз предметно писал четыре года назад, а по актуальному поводу даже на полгода раньше. Ту эпоху (а пять лет для нас, конечно же, эпоха!) можно было смело называть «Холодной войной»: великие силы – Понгсаклек Вонгджонгкам (WBC) и Омар Нарваес (WBO) – сидели в окопах на своих тронах уже почти целое десятилетие, активно побивали толпы неудачников, но никак не сходились вместе. Другой потенциальный возмутитель – южноафриканец Морути Мталане – столкнулся с проблемами другого рода: отсутствием денег – причем не только своих, а промоутерских, превратившись в новую разновидность чемпиона (WBA, ау, ты где?) – «Чемпиона в долг».

Забронзовевшие Понгсаклек и Нарваес и нищий Мталане свои титулы потеряли по разным и не очень веским причинам – как это всегда и бывает с загнивающими или стагнирующими империями. Революции не последовало, но последовала Эволюция, приведшая к появлению ярчайшего дивизиона призового бокса.

Сегодня в 50,8 килограмм нет многолетних чемпионов, зато такой россыпи талантов позавидовал бы любой другой вес. Что немаловажно – эти ребята готовы драться друг с другом не только на словах, но и на деле. Но даже на этом фоне эта неделя смогла выделиться. С 5-го по 10-е число свои титулы защищали или будут защищать все три чемпиона. Ни один из них не выходил и не выйдет против второсортного претендента. Потому что таких в первой 20-ке просто нет.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Не все то золото, что блестит – народная поговорка

Не все то золото, что золото – Архимед

Официальную расстановку на 4-е сентября нам даст TBRB (Transnational Boxing Rankings Board) – самое независимое и беспристрастное нынче боксерское жюри:

На деле же всех героев можно разбить на три группы по интересам:

Азиаты

Акира Яэгаши ворвался в наилегчайший вес в прошлом году, с ходу перебоксировав действовавшего линейного чемпиона (очень популярный термин, реальный смысл которого давно утерян), чемпиона The Ring и чемпиона WBC Тошиюки Игараши. Яэгаши преподнес сюрприз: для встречи с соотечественником он прыгнул через вес из веса минимального, в котором он был чемпионом WBA, но запомнился более всего отчаянными зарубами – претендентами на звание Бой года. Яэгаши оказался не случайным чемпионом, защитив свой титул трижды – в том числе против сильного мексиканца Сосы.

Игараши затаился в тени, и все думали, что на его место придет другая японская знаменитость – Кацуто Иока. Иока в свое время стал чемпионом мира в своем 7-м бою в профи (рекорд с тех пор побит еще одним японцем – Наоей Инуэ), причем победив боксера, не проигрывавшего 9 лет и чемпионившего три с лишним года. Затем он объединил титулы WBC и WBA в минимальном весе, победив… Яэгаши. Весь 2013-й год Иока обитал в 49 кг, тренируясь на (тайских) кошечках, а в мае 2014-го вознамерился стать чемпионом в третьем для себя дивизионе. Все ингредиенты были подобраны верно, включая безвестного и возрастного (и тайского!) чемпиона Амната Руенронга – того самого, который завоевал освободившийся после Мталане пояс IBF. А Иока взял и… проиграл, оставив титул за Руенронгом, себя на распутье, а где-то в далекой и глубокой тени – еще более черную тень экс-короля Понгсаклека Вонгджонгкама, который то ли закончил карьеру, то ли нет, но всегда готов огорчить противников в один, последний раз.

Латиносы

Чем так замечателен бокс? Еще два года назад никто не знал мексиканца Хуана Франсиско Эстраду. Чтобы прославиться ему оказалось достаточно проиграть – впрочем, если ты проигрываешь в близком бою Роману Гонсалесу, то это сродни завоеванию чемпионского титула. Что Эстрада и подтвердил в апреле прошлого года, по очкам и в близком бою, но заслуженно победив чемпиона WBA/WBO Брайана Вилория.

Еще три мексиканца составили приятную свиту чемпиона – Эдгар Соса, Джованни Сегура и Эрнан Маркес. Ключевая фигура здесь – Сегура, проигравший досрочно Вилории, чуть-чуть – Сосе, и нокаутировавший Маркеса в 12-м раунде прошлогодней фиесты. Все трое, к слову, бывшие чемпиона мира.

Прочие

Морути Мталане – разменял свой дорогой титул IBF, на более дешевый IBO. По таланту превосходит 90% перечисленных выше, но из-за бедности и глупости – своей и промоутера – лишен нормальных боев уже который год.

Хуан Карлос Ревеко – во втором кряду весе владеет регулярным титулом WBA при живых суперчемпионах. Его часто не берут в расчет, а зря – против любого из «латиносов» (кроме Эстрады) и против всех азиатов он был бы фаворитом.

Джонриэль Касимеро, Рокки Фуэнтес и Милан Мелиндо – трио крепких филиппинских парней, из которых двое последних свои шансы уже профукали, а первый его пока не получил.

Гонсалес

Когда наилегчайший вес уже трещал по швам от обилия самых разных чемпионов, сюда кинули еще и единственную мегазвезду окрестных весов. Роман Гонсалес – второй по силе никарагуанский чемпион в истории (после Эль Флако, а это о чем-то да говорит), чемпион мира с 2008-го года и этакая мушиная версия Геннадия Головкина, как если бы Головкин чемпионил не с 28 лет и с 2010-го года, а с 21-го и 2008-го. Появление Гонсалеса – это как бутылка элитного вискаря после «Финляндии» – уже нельзя, но еще надо.

СВОДКИ С ФРОНТА

Камень с горы покатился

Как слеза по щекам девы невинной

Кулаками Гонсалеса

В отличие от Иоки, сначала прятавшегося от Гонсалеса в Японии (пока они оба выступали в одном весе), а потом тщательно подбиравшего себе дедушку для битья (и на том прогоревшего), никарагуанец нацелился сразу на человека с титулами – Яэгаши. Не такой крупный, совершенно безбашенный и японец – то, что нужно не чужому в Токио Гонсалесу.

Яэгаши сражался отчаянно. По его, моему (нескромно, но…) и еще некоторым мнениям, его подбородок должен был выдержать тоннаж Гонсалеса. Этого могло не хватить для победы, но ведь это Япония – почти как Германия, только Япония – и судьи могли нарисовать черт знает что… В общем, в 3-м раунде Яэгаши оказался на полу, что только больше его завело. Он отчаянно попер вперед на танк с одними вакидзаси и даже расцарапал броню, но туго Гонсалесу пришлось только в 5-м раунде. Что-что, а терпеть Роман научен: остальное же было делом техники. Словно по параболе – по ветви вверх – он выехал со все более увеличивающейся скоростью и задавил стойкого Яэгаши в 9-м раунде. Бой что надо, но не поединок года, как кто-то предсказывал.

День спустя в Мехико-Сити сошлись два нетипичных мексиканца: Эстрада и Сегура. Хуан Франсиско, лицом похожий на Девона Александера, в бою использовал тактику известного рыцаря печального образа Мигеля Васкеса. Иными словами, Эстрада отсутпал большую часть поединка, вытягивая Сегуру на себя. Бой был бы более интеллигентным, если бы Сегура (даром что экс-чемпион мира и не самый плохой) был не уменьшенной копией Рустама Нугаева, а кем-то вроде Барреры или Моралеса. Мечты-мечты…

Сегура шел вперед на плоских стопах и согнутых, будто у неандертальца, ногах. Его действия и осмыслены были как действия последнего. Другое дело, что раньше Сегуру выручала молодецкая удаль и отличное здоровье. Но в этот раз так не повезло: Эстрада потихоньку прихватил инициативу в свои руки, потом как-то внезапно оказался уже впереди, работающим первым номером, а в 11-м раунде взял и добил Сегуру.

ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ

Синхронные успехи Гонсалеса и Эстрады должны намекнуть нам на один-единственный возможный бой – матч-реванш между ними. Он, конечно, возможен, но не менее возможен и бой «с оттягом»: ведь для того, чтобы собрать кассу на мухачах, нужна солидная арт-подготовка. Глубина дивизиона позволяет пофантазировать относительно вариаций.

Во-первых, есть Соса и Маркес – титулованные, но еще не битые ни Гонсалесом, ни Эстрадой. Любой из них отлично подойдет для разогрева. Гонсалес, при необходимости, может сгонять и в Японию, свою вторую родину, для разминки с Игараши или кем-то из филиппинцев.

Во-вторых, есть темные лошадки. Аргентинец Ревеко будет объединять свой «регулярный» титул с «временным» тайца Вор Сангтипа в октябре. С последними никогда не угадаешь – Иока не даст соврать – тем более, что Вор Сангтип тоже не лаптем щи хлебал. Ревеко же намного сильнее рядового претендента и даже чемпиона. Его поединок и с Гонсалесом, и с Эстрадой был бы не рядовой разминкой.

Атипичный (технарь, а не рубака) таец Руенронг уже в эту среду, завершая безумную мушиную неделю, схлестнется с пуэрториканцем Макуильямсом Арройо – эта дуэль идет еще с любительских времен. Если Арройо победит, то сможет стать интересным и для Гонсалеса, и для Эстрады: иметь на кону все возможные титулы дорого стоит. Если победит Руенронг, то ему предстоит второй вояж в Японию для реванша с Иокой. Это играет на руку уже Гонсалесу, который может прессовать молодого японца на его родине.

При любом раскладе, концентрация бойцов высокого и сверхвысокого уровня в наилегчайшем весе столь высока (порядка 15-ти чемпионов и экс-чемпионов мира), что почти любой бой здесь станет ярчайшем событием. Остается только ждать развязки.