Прощай, оружие. На уход Лукаса Подольски
В конце прошлой недели было официально объявлено о переходе Лукаса Подольски в «Галатасарай», и это стало логичным завершением трехлетнего пребывания немца в «Арсенале». Переезд в турецкий чемпионат в 30-летнем возрасте можно воспринимать по-разному — в последнее время все чаще игроками ведущих турецких клубов становятся не только стареющие звезды европейских чемпионатов, но и игроки, которым есть, что доказывать. Конечно, это понижение, и сам Лукас признает это, отметив в одном из своих интервью, что чемпионат Турции не так силен, как АПЛ или Бундеслига, но при этом «Галатасарай» всегда играет в Лиге чемпионов — а он еще хочет поиграть на высоком уровне.
Вместо прощания с улыбчивым немцем я предлагаю окинуть взглядом канонирскую (да и не только) карьеру Польди, чтобы понять, как же получилось так, что один из самых перспективных игроков нового покления немецких звезд так и остался, прямо скажем, игроком с ограниченным набором игровых достоинств, главное из которых — смертельный удар с левой, который принес ему мировой рекорд, но не принес попадания в число лучших игроков мирового футбола. Особенно когда перед глазами маячит пример его ровесника — и в прошлом закадычного друга — Бастиана Швайнштайгера, который незаметно, но уверенно в этот самый клуб великих уже вошел.
Символом нового немецкого футбола и надеждой на большое будущее пара Польди и Швайни стала 10 лет назад — на Кубке Конфедераций 2005 года. После провального Евро-2004 в Португалии новая игра команды стала глотком свежего воздуха. Все мы помним, чем это завершилось — сборная Германии стала бронзовым призером ЧМ-2006, а Лукас и Бастиан, пожалуй, окончательно утвердились в роли новых звезд сборной. Логичным образом за этом последовало приглашение в «Баварию», где от Польди и Швайни ждали, что они теперь станут главными заводилами и в мюнхенском клубе и смогут заменить ушедшего в «Челси» разыгрывающего Михаэля Баллака. Но надежды не оправдались.
«Бавария» провалила сезон, не попав даже в Лигу Чемпионов, а Лукас закончил год с четырьмя забитыми мячами и был признан главным разочарованием немецкого сезона. Менеджер «Баварии» Ули Хенесс высказался в том духе, что вечно талантливые Подольски и Швайнштайгер разбазаривают свой талант. Наверно этот момент можно считать началом взросления, которое в результате привело двух друзей туда, где они есть сейчас. И если разбор феномена Швайнштайгера лежит за пределами этого текста (а лучше почитайте тот, на который я дал ссылку — там все отлично изложено), то о том, что помешало Лукасу Подольски, поговорить самое время.
Задержавшись в «Баварии» еще на 2 года, а затем вернувшись в родной «Кёльн», Подольски неизменно продолжал считаться нераскрывшимся талантом, и немалую роль в этом играли матчи за национальную сборную, где он традиционно смотрелся лучше, чем в любом из клубов. Считалось, что Лукасу необходимо всего лишь найти большой клуб, в котором сложились бы условия, чтобы он смог проявить себя по-настоящему. При этом одну из важных проблем Польди озвучил Юрген Клопп: в декабре, когда аукцион вокруг игрока только набирал обороты, он заметил: «Подольски — великолепный игрок, но он раскручен до такой степени, что это идет ему во вред — ему не по силам демонстрировать выдающуюся игру регулярно. Он выстреливает раз в несколько недель, что делает его слишком дорогим для нас». Тем не менее, слухи о переходе витали почти постоянно. Всё закончилось летом 2012 года, когда Польди стал игроком «Арсенала».
Уже на тот момент это подписание воспринималось неоднозначно. Была ли эта покупка сделана для того, чтобы постараться удержать Робина ван Перси, отчаянно пытавшегося переехать на север Англии? Или может Венгер видел место Подольски на фланге, где ни Аршавин, ни Жервиньо не выглядели достаточно впечатляюще для команды, в очередной раз собравшейся бороться за чемпионство? А может все-таки Польди должен был заменить ван Перси, когда руководству клуба стало окончательно понятно, что удержать его в «Арсенале» не удастся? Впрочем, покупка Жиру и первые матчи расставили всё по своим местам — большую часть своей канонирской карьеры Лукас провел на левом фланге. И вот что интересно — теперь ван Перси и Подольски синхронно едут в Турцию, а Оливье Жиру уверенно растет, поддавливая снизу своей свежевыкрашенной шевелюрой настоящих топов. Правда первый успел по дороге отхватить медаль АПЛ, а второй стать чемпионом мира, но это уже скорее заслуга их тренеров.
За три года на левом фланге канониров Подольски забил 31 гол и отдал 17 голевых передач. Не такая уж и плохая статистика для неосновного форварда, который провел за это время 82 матча, из которых всего 16(!) были полными. Это, на секунду, второй результат среди всех игроков, забивавших голы в «Арсенале» за этот период, и лучший — по проценту ударов, превратившихся в голы. Почему же мы так уверенно говорим о том, что этот трансфер стал неудачным? Возможно, вопрос здесь стоит поставить по-другому: а что же помешало Лукасу стать в «Арсенале» основным форвардом? Ведь момент для этого был весьма подходящий — из команды ушел нападающий, на котором держалась вся игра в предыдущем сезоне. Вот он шанс, пожалуйста, хватайся за него. Все это совпало с периодом, когда команда становилась сильнее с каждым годом, появились дорогостоящие приобретения и, как результат, первые за много лет трофеи. Но чем лучше играла команда, тем меньшее место в ней занимал Подольски.
И здесь мы неминуемо приходим к тезису, с которого начали. Лукас — игрок с ограниченным набором игровых достоинств. Хороший удар и мастерство в завершении атак обеспечивали ему неплохую статистику на протяжении всей карьеры, но следствием этого стало отсутствие стабильности, о котором говорил Клопп. У нас в блоге недавно было очень хорошая статья на эту тему. Лукас так и не смог адаптироваться к игре в схемах 4-2-3-1 или 4-3-3, которые сейчас используются большинством команд, и подразумевают, что форвард выполняет большой объем черновой работы. Играя на флангах в этой расстановке необходимо участвовать в том числе и в оборонительных действиях. При игре центральным нападающим — выполнять большое количество перемещений без мяча и рывков. Все это делать Польди не умеет или не хочет. Его игра — один из форвардов в схеме 4-4-2, но наверно никто из грандов сейчас не может себе позволить выключить из работы в полузащите сразу двух игроков.
И в этом главная проблема Лукаса — он не меняется. В этом его главное отличие от Бастиана, который смог пожертвовать собой ради интересов команды, и за счет этого превратился в самое важное и ценное ее звено. «Таков футбол — иногда в нем побеждает сильнейший» — афоризм, однажды произнесенный Подольским в молодости после уверенной победы сборной Германии, в жизни обернулся против него. Польди и Швайни выросли, но один из них повзрослел, а другой так и остался пацаном.
Но знаете, я думаю, что мы будем немного скучать по этому пацану. Бывает, что игроки приходят и уходят, не оставляя после себя ничего. Польди — точно не из таких. Не стоит сердиться из-за того, что он не изменился, ведь не зря же пацаны говорят: «Мы те, кто мы есть». Это человек, который создает атмосферу не только в команде, но и вокруг нее. Мы будем скучать по пушечным ударам с левой, скучать по ключевым голам, которых может и было меньше, чем хотелось, но все же немало. И конечно, мы будем скучать по его улыбке и его инстаграму, в котором он на днях оставил крайне трогательный пост.
И мне почему-то кажется, что в отличие от Это’о, этому парню можно верить. Слово пацана, понимаете?
Польди, Польди, где твоя улыбка?
Удачи, Польди.
P.S Смотрю, мы всех своих весельчаков отправляем теперь в Галатасарай (Эбуэ).
Про понижение не соглашусь. Там будет играть в основе, а здесь крайний год был арендным балластом. На понижение это рвп, вот там уж коллизия, в глушь в Саратов реально.
Надеюсь будет пост в интаграме на тему троллинга над поверженным в турецком дерби ван Перси)
будем скучать по нему, но тут обоим надо двигаться дальше, и лукасу и арсеналу.
А вообще, казалось бы, у человека было всё, чтобы заиграть в АПЛ, а вот нет же.
Вообще удачи Польди и ещё ярких моментов в карьере.