7 мин.

Почему у Европейских игр нет будущего

Алексей Авдохин – о том, что многие не решаются произнести вслух.

Первые Европейские игры в Баку скоро завершатся: и несмотря на отличную организацию (плохих слов нет даже в западной прессе), будущее этого турнира, претендующего на масштаб, весьма сомнительно. И вот почему.

Скудный интерес организаторов

Первые Европейские были нужны только Азербайджану – на второй неделе соревнований это ощущение только окрепло. Еще, конечно, суматошному министру Мутко, на пару недель заслонившему футбольный абсурд духом победителей, но без него эти Игры все равно состоялись бы.

Без Азербайджана – нет. Как, возможно, не состоятся следующие, назначенные на 2019 год – голландцы отказались от вторых Игр за пару дней до старта первых. Нет лишних денег – за четыре оставшихся года нужно найти, у кого они есть, но поиски эти, видимо, засекречены.

И все равно хочется понять мотивацию потенциальных хозяев Евроигр.

Прибыль? Пока точно нет. 

Популяризация спорта? Дороговато, куда проще принять конкретный чемпионат мира или Европы.

Что еще?

Туристическая реклама?

Благоустройство и строительство новых объектов?

Тщеславие?

Россия, к слову, устами Мутко от чести провести следующие Евроигры уже отказалась.

Но дело даже не в желании (или нежелании – тут с какой стороны смотреть) браться за организацию нерентабельных на данном этапе Евроигр. Баку два раза отказали в Олимпиадах, но жажда принять еще одно Евровидение или что-то схожее по духу и масштабу оставалась. Им хватало денег на строительство объектов, вербовку иностранной рабочей силы и «all inclusive туры» для абсолютно всех делегаций – вы бы отказались от дармовой туристической поездки со спортивным уклоном? Можно, наконец, привозить каждые следующие Евроигры в Баку – гостеприимный Азербайджан будет только рад.

Непонятно одно: зачем вообще нужны Европейские игры?

Конкуренция соревнований

Идея проводить Игры для Европы интересна и перспективна, но только при одном условии – если в них участвуют сильнейшие. Ясно, что этого не получилось и вряд ли получится в обозримом будущем.

Спортивный календарь перенасыщен событиями, а европейский особенно. Конкурировать с чемпионатами мира, проходящими в один с Евроиграми год, нереально, но ладно бы только они. Чемпионаты Европы в некоторых видах спорта тоже довольно престижная штука – важнее туманного пока титула победителя Евроигр. Есть, конечно, способ привести всех к общему знаменателю – проводить в рамках Евроигр чемпионаты Европы по всем видам спорта (так уже сделали в борьбе и дзюдо). Хотя бы по индивидуальным – игровые дисциплины слишком самодостаточны, чтобы соглашаться на такое поглощение. Мысль здравая, но, к сожалению, не очень свежая.

Малоизвестный факт: на 2018-й год запланирован дебют еще одних мультисоревнований – первого объединенного чемпионата Европы по летним видам спорта. В отличие от Евроигр, его инициируют европейские федерации легкой атлетики, велоспорта, водных видов, гребли, триатлона (Евроигры – инициатива Европейских олимпийских комитетов). Никого не тревожит, что все эти виды входят в программу Европейских игр?

И не стало ли чуточку понятнее, почему отдельные федерации попросту саботировали приезд в Баку сильнейших спортсменов?

90 чужаков в помощь. Что делать, когда хочется выиграть домашние Игры

Странные составы

Для турнира, претендующего на статус европейской Олимпиады, диких несуразностей в спортивной части все-таки слишком много. Составы большинства команд в большинстве видов спорта и так полурезервные, но какой смысл включать в программу виды, где о потенциальном участии сильнейших договориться не получилось в принципе?

Европейская лига водных видов не отпустила в Баку никого старше 18 лет (у девушек никого старше 16 лет), хотя чемпионата Европы по водным видам в этом году нет (есть чемпионат мира). Почему?

Европейская легкоатлетическая федерация во время Евроигр проводит командный чемпионат Европы в Чебоксарах, а в Баку после долгих уговоров отправляет третий, самый слабый эшелон сборных? Почему?

Со стороны федераций невразумительные юниоры-пловцы и любители-легкоатлеты из третьих стран (между прочим, две самые популярные из неигровых олимпийских дисциплин) – это, конечно, демонстрация отношения ко всей затее Евроигр. Четкий посыл, что делиться популярностью (а значит, и деньгами) на нынешних условиях, они не готовы.

Со стороны организаторов – слабость и девальвация и без того пока негромкого звания чемпиона Европейских игр.

Мустафина и еще 48 олимпийских чемпионов, которым интересны Игры в Баку

Глобальное превосходство России над всеми остальными

Могут ли быть претензии к русским спортсменам, что те выигрывают в Баку слишком часто? Глупость же – мы же не виноваты, что остальные такие слабые! Не поддаваться же и в самом деле, например, британцам, которые на Олимпиаде-2012 взяли на пять золотых медалей больше россиян, а в Баку побеждают в четыре раза реже, чем мы.

В конце концов, гегемония США на Панамериканских и Китая на Азиатских играх тоже имеет место – американцы в 2011-м побеждали на 58 процентов чаще Кубы (ближайшего преследователя в медальном зачете), забрав себе каждое четвертое золото. Китайцы на Азиаде-2014 опередили Южную Корею по золоту почти в два раза – на 91 процент (каждая третья победа – их).

Но Россия переплюнула и тех, и других – просто взгляните на медальный зачет Европейских игр и задайте себе один вопрос: это мы такие сильные или они такие слабые?

Медальный зачет (золото-серебро-бронза-всего)

1. Россия – 59-32-32 (123) 2. Азербайджан – 15-13-18 (46) 3. Великобритания – 14-6-14 (34) 4. Германия – 13-12-22 (47) 5. Беларусь – 10-10-22 (42) 6. Италия – 9-16-7 (32)

Кому на самом деле нужны Европейские игры

Спонсоры, которых мало

Азербайджан провел игры помпезно, но за свой счет. Никаких рекламных денег, как утверждает Eurasianet.org, не было. Хотя среди партнеров фигурируют многие известные компании.

Но важный итог: 4 основных официальных партнера (Азербайджанские авиалинии, Капитал Банк, Nar, ГНКАР) и 4 основных официальных спонсора (Azersun, Bazarstore, Milla и NAZ) тесно связаны с государством и семьей президента Алиева.

Нефтяной гигант ГНКАР курировал предположительно обошедшийся в $640 млн проект строительства стадиона (68000 мест).

Компания Azercosmos, предоставляющая спутниковую поддержку мероприятия, публично рекламировалась в качестве доказательства, что «с Ильхамом у страны есть будущее».

Капитал Банк «принадлежит г-жам Лейле Алиевой и Арзу Алиевой (дочерям президента – прим.ред)».

Один из международных партнеров, британский энергогигант ВР, – давно связян с семьей Алиевых. Еще отец Ильхама, покойный Гейдар Алиев, в 1994 году разработал «Контракт века», в соответствии с которым ВР получил права на разработку/экспорт азербайджанских энергоресурсов.

Компания Azerfon оказывает телекоммуникационные услуги в Азербайджане под торговой маркой Nar Mobile. В результате расследования были обнаружены связи с правящей семьей.

Другие главные партнеры – и эта информация в открытом доступе – так или иначе в отношениях с президентом.

Ничего плохого в этом, возможно, и нет. В конце концов, наивно было предполагать, что на Первые Игры выстроится очередь из мощных спонсоров. Но у кого еще в Европе есть река нефтедолларов? Особенно в условиях кризиса...

Кому захочется только тратить и вообще не зарабатывать?

Ради чего?

Внимание зрителей

«А что, кто-то это смотрит?» – без такого комментария трудно представить любую новость об Играх в Баку. Смотрим – отвечают в комментариях. Смотрят – подтверждает заместитель Дмитрия Губерниева.

«Соревнования пользуются спросом, рейтинги выше, чем в среднем по каналу», – Дмитрий Анисимов доволен рейтингами, но в пятничный прайм-тайм на «России-2» все равно «Охота на пиранью». Впрочем, для канала, который показывать Евроигры заставил лично президент России, неплохо и два-три часа прямых трансляций в сутки, тем более, что остальное есть на каналах «Спорт» и «Спорт-1».

Любопытно другое – интереса от падких на малозначимые победы российских спортсменов госканалов (как, кстати, и от «России-2» до поручения Путина) не было вообще никакой.

Значит, все прекрасно понимали?

Первые Европейские игры: что это вообще такое?

Фото: Gettyimages.ru/Matthias Hangst, Francois Nel, Richard Heathcote