7 мин.

Винер грозила снять Кузьмину с выборов главы художки. Теперь эти слова исчезли, да и вообще у нее нет такого права

В художественной гимнастике все кипит.

Вы, конечно, устали от этой истории, но до ее завершения еще далеко: Ирина Винер сначала объявила об отзыве кандидатуры Натальи Кузьминой с выборов президента технического комитета художественной гимнастики в Международной федерации гимнастики (FIG), но потом резко сдала назад. Выборы намечены на ноябрь, единственной альтернативой Кузьминой зарегистрирована египтянка Ноха Абу Шабана.

«Мы ее выдвинули, но теперь отзываем. Замены тоже не будет. Лучше вообще не иметь представителя от России, чем человека, который нарушает все нормы и правила», – в первоначальной цитате ТАСС, которую дали все ведущие СМИ страны, обида Винер на Кузьмину за Токио-2020 имела максимально жесткие последствия.

Но спустя некоторое время ТАСС внезапно отредактировал и текст, и слова Винер – теперь они звучали более дипломатично:

«На данный момент мы никакие документы [об отзыве кандидатуры Кузьминой] не посылали, никаких заявлений не делали. Пока лишь обсуждаем вопрос».

Во время заседания Совета по спорту Винер обратилась с речью к Владимиру Путину. Не обошлось без намека на Кузьмину: «Мы 20 лет выигрываем Олимпийские игры, выиграли все чемпионаты мира, за полтора месяца до Игр выиграли чемпионат Европы. И что получается на Олимпиаде? Под руководством нашего ставленника мы проигрываем в одном виде программы, в другом, не имея на это никаких оснований.

Поэтому когда мы выдвигаем наших людей на руководящие должности, мы должны быть уверены, что они будут бороться за Россию, а не показывать всему миру, что им Россия безразлична. И не думать только о своем я».

Президент ответил: «Мы всем болели за ваших девочек и сочувствуем тому, что произошло, просто возникает вопрос, что там за ставленник у вас, если под его руководством сталкиваетесь с судейством, которое нельзя назвать отвечающим требованиям Олимпийского движения».

Что же случилось за это время? Не с ТАСС, конечно (вряд ли они так кардинально не поняли слова, смысл которых пришлось менять на 180 градусов), а с Винер, что ей пришлось так резко опровергать саму себя.

Сначала напоминание – вряд ли есть люди, которым оно понадобится, но все же: Кузьмина – действующая глава техкома FIG (руководит им с 2013 года) и, по сути, главный человек в художественной гимнастике, который отвечает не только за судейство, но и за развитие всего вида.

Это она в ответ на эмоциональные протесты России после Токио-2020 составила максимально холодный отчет: «В судействе Олимпиады-2020 не выявлено никаких отклонений или нарушений, результаты в художественной гимнастике как в личном, так и в групповом видах являются справедливыми и беспристрастными».

Реально ли отвоевать золото для Дины Авериной? И что думают судьи о скандале на Олимпиаде? Закрываем историю с художественной гимнастикой

Такое унижение от подчиненной (Кузьмина стоит на ставке специалиста сборной в федерации) не устроило Винер – возможно, она планирует сместить Кузьмину со статусного поста в FIG (а в том, что Кузьмина выиграла бы выборы – сомнений нет).

Конечно, угрозы Винер и сейчас вполне реальные, но в них есть определенное юридическое лукавство – ни у нее лично, ни у Всероссийской федерации художественной гимнастики, которую Винер возглавляет, официальных механизмов для снятия Кузьминой с выборов нет.

Разберемся подробно, почему так.  

1. Начнем вроде бы издалека.

Вы знаете, что Международная федерация гимнастики (FIG) аккумулирует сразу несколько дисциплин – спортивная гимнастика, художественная гимнастика, прыжки на батуте, аэробика, акробатика. На конгрессе в ноябре пройдут выборы не только в художественной гимнастике, но и на другие важные посты (в том числе и президента FIG), но нас сейчас интересует конкретная художественная гимнастика.

В уставе FIG прописано, что выдвигать кандидатуры на выборные должности могут только национальные федерации, аффилированные FIG (простыми словами – являющиеся членами FIG). Запомните эту деталь – она важна в дальнейшем.

Кстати, только выдвижения недостаточно – к нему прилагаются официальные обязательства. Например, национальная федерация гарантирует, что в случае избрания своего кандидата будет оплачивать проезд, проживание и другие расходы на официальных мероприятиях FIG.

2. В России гимнастическая структура максимально дробная: есть Федерация спортивной гимнастики (ФСГР), которой руководит вице-президент FIG Василий Титов, есть федерации прыжков на батуте, спортивной акробатики, аэробики и, конечно, Всероссийская (вот так, не просто российская, а ВСЕроссийская!) федерация художественной гимнастики (ВФХГ) – ее и возглавляет Винер.

Все это самостоятельные юридические организации со своими президентами, уставами, бухгалтериями и аккредитациями от Минспорта. Такого бюрократического многообразия нет нигде в мире – к примеру, в США единая гимнастическая ассоциация USA Gymnastics, в Германии и Франции тоже (Deutsche Turner-Bund и Fédération Française de Gymnastique), нет самостоятельных гимнастических федераций даже в Китае. В России есть – наверное, так лучше и правильнее с точки зрения спортивного менеджмента, но в международных структурах из-за этого возникают проблемы.

Несмотря на такой выбор, Международная федерация гимнастики (FIG) признала/аффилировала только одну организацию от России – спортивной гимнастики (ФСГР), а не художественной. Это заложено в ее уставе – одна страна, одна федерация, один голос на выборах, один участник переговоров. Еще в 2011-м на запрос Федерации прыжков на батуте России о членстве в FIG пришел строгий ответ: единственной организацией, представляющей прыжки на батуте в FIG, является Федерация спортивной гимнастики России.  

Сразу после Токио-2020 такая конструкция усложнила России подачу жалоб и протестов на судейство в художественной гимнастике – все они направлялись в FIG исключительно через Федерацию спортивной гимнастики, хотя озвучивались лично Винер, которая не является ни физическим (как частное лицо), ни юридическим (через федерацию художественной гимнастики) членом ФСГР. 

Понятно, что и выдвигать кандидатуры на выборные должности в FIG имеет право только Федерация спортивной гимнастики – именно она подала список из семи фамилий (кроме Кузьминой и Титова это кандидаты в члены техкомов: Дмитрий Андреев и Любовь Андрианова в спортивной гимнастике, Николай Макаров в прыжках на батуте, Ирина Никитина в акробатике и Владислав Оскнер в аэробике). 

3. Логично, что и отзывать кандидатуры должна та же организация, которая их подавала.

Правда, в уставе FIG процедура добровольного снятия с выборов вообще не прописана, но, наверное, такой шаг возможен. Он точно потребует хотя бы формальных объяснений (финансовые проблемы федерации, состояние здоровья, личные обстоятельства), но они уже прозвучали – судейство в Токио-2020 и поражение там российских гимнасток. 

Интересно, готов ли второй человек в FIG Василий Титов объяснять коллегам снятие Кузьминой словами Винер? И не возникнут ли после этого у него проблемы с выборами собственными?

4. Вы уже поняли, что юридически отозвать кандидатуру Кузьминой Винер не может ни от себя лично, ни от своей федерации – на эту процедуру имеет право только Федерация спортивной гимнастики России. Правда, и тут хотелось бы понять, на основании какого решения – в Уставе ФГСР прописано, что назначение представителей в международных спортивных организациях, в том числе для избрания в их руководящие органы, относится к компетенции Президиума федерации.

В него, входят 24 человека (некоторые фамилии – Хоркина, Немов, Родионенко – вы знаете), и там точно нет Ирины Винер. По документам, никаких отношений между спортивной федерацией Титова и художественной федерацией Винер не существует: как федерации обходят этот юридический лабиринт в отношениях с FIG – огромный вопрос. 

На самом деле, Винер даже не имеет права участвовать в конгрессе FIG – по уставу на него допускаются всего четыре делегата от каждой федерации, которые непременно должны быть ее членами. Членство в национальной федерации художественной гимнастики, даже если она всероссийская – не считается.

5. Получается максимально простая схема – для отзыва кандидатуры Кузьминой с выборов, необходимо, чтобы это решение утвердила и отправила в международную федерацию ФСГР. И говорить «мы ее выдвинули, мы и отзываем» Винер могла бы только в связке с ее президентом Василием Титовым.

Понятно, что рычагов для такого решения у Винер-Усмановой достаточно, но, похоже, нашелся человек, который объяснил ей вероятные последствия такого отзыва, а главное – уточнил: как это будет обставлено юридически и какое дипломатическое объяснение придется искать кандидату в вице-президенты FIG Василию Титову.

Фото: РИА Новости/Алексей Майшев, Владимир Астапкович, Александр Вильф; penzanews.ru