5 мин.

А как Большунову побеждать Клэбо? Есть 2 способа, оба завязаны на командной тактике

В последний день чемпионата мира случился, возможно, главный триллер за всю историю лыж.

Александр Большунов пережил новую драму на финише марафона – сошелся с норвежцем Йоханнесом Клэбо, после короткого контакта сломал палку и упустил не только победу, а поначалу и серебро.

Что стряслось на финише у Большунова и Клэбо? Кто на самом деле прав и почему золото не отдадут никому из них?

«Я пошел домой, пускай чего хотят, то и делают. Если против нас идут, то сразу дисквалифицировать могут меня, но никого другого. Поэтому у меня нет слов. Я даже не собираюсь идти на награждение, потому что было нечестно сегодня», – после финиша на Большунова было больно смотреть.

Контакт Большунова и Клэбо в Оберстдорфе неоднозначный, в нем уместились все горькие эмоции человечества: обида, злость, несправедливость, разочарование.

Жюри после гонки больше часа искало выход, но, кажется, так и не определилось: сначала, по словам наших тренеров, не увидело умысла в действиях Клэбо, потом все же дисквалифицировало его за помехи при обгоне, а затем еще полчаса рассматривало ответный протест норвежцев.

Здесь у каждой стороны своя правда: с одной –  контакт лыжами случился после движения Большунова, а палку он сломал о собственное колено; с другой – Клэбо находился позади, какое-то время провел вне финишного коридора, а палка попала под колено Большунова после соприкосновения с палкой Йоханнеса.

В лыжных правилах минимум конкретики, но есть важный нюанс – приоритет всегда у бегущего впереди (им был Большунов), а ответственность за правильный обгон и отсутствие помех лежит на обгоняющем.

Клэбо признали виновным в нарушении правила 343.10 («Помеха другому спортсмену при обгоне»), но легче от этого Большунову не стало – золото ушло другому норвежцу Эмилю Иверсену. Он держался третьим метрах в пяти от лидеров и ни при каких честных раскладах не претендовал на победу, но на последних метрах обошел Александра, резко потерявшего скорость с одной палкой в руках.

Боль в глазах Большунова оставалась и после церемонии награждения – он справедливо считал себя чемпионом этой гонки, и даже дисквалификация Клэбо не успокоила его.

Для России еще не было награждения печальнее: Большунов не надел медаль и не поднял голову – а новый чемпион ликовал

На этом чемпионате Клэбо выиграл у Большунова два финиша (в спринте и эстафете), но проиграл скиатлон – в нескольких километрах до решающей прямой. Марафон, получается, остался ничьим – норвежца дисквалифицировали, Александр без золота.

Этим парням по 24 года – впереди десятки гонок, где им снова драться за золото. И раз уж двум гениальным лыжникам выпала общая эпоха, Большунову пора искать рецепты против Клэбо.

Александр – возможно, самый универсальный гонщик последних десятилетий: 1) у него уникальные физические данные; 2) он одинаково хорош и в классике, и коньком; 3) мегавынослив – наверное, никто из современных лыжников не владеет таким продолжительным рывком на максимальной скорости.

У Клэбо перед Большуновым единственное, но ключевое для современных лыж преимущество – финиш. Он спринтер, который терпит и гениально включается в самый важный момент так, как не умеет больше никто. Это качество, которое почти не тренируется, поэтому 9 из 10 разборок на последней прямой Йоханнес выиграет у любого. 

Большунов может сколько угодно сердиться, возмущаться или обижаться, но главный вопрос перед каждой гонкой, в которой рядом с ним бежит Клэбо – как создать спокойный отрыв до финиша, чтобы не доводить ситуацию до сегодняшних нервов. Это сложная задача, но без ее решения Саша никогда не выиграет гонок столько, сколько мечтает.

Самый удачный из последних примеров – скиатлон на этом ЧМ: Александр с первых минут задал такой темп, что к 25-му километру у норвежца просто закончились силы. Но у этой стратегии есть ограничение – такие гонки слишком энергозатратны, их невозможно выдавать сериями и слишком высок риск. Всегда остается вероятность, что, потратив силы на отрыв от Клэбо, проиграешь кому-то другому, отсидевшемуся за спиной.

На самом деле вариантов, которые работали бы в будущем всего два, но оба завязаны на важное и, пожалуй, невыполнимое условие – командную тактику:

1. С самого начала гонки активно растягивать группу – рвать темп, создавать отрывы, ускоряться в подъемы, заставляя норвежца работать в непривычном режиме. В одиночку это отнимает бесконечность сил, но при наличии 2-3 крепких помощников – такой режим актуален и даже выглядит вполне энергосберегающем. Дистанционно Большунов сильнее и в гонках на износ у Клэбо нет шансов. 

2. В определенный момент гонки зажимать и искусственно тормозить Клэбо, вставая перед ним несколькими лыжниками. Возможно, даже умышленно идти на нарушения против Клэбо пусть и ценой дисквала кого-то из грегари – да, неспортивно, но в современных лыжах fair play мало кого интересует. Но и в этом случае нужны люди, готовые жертвовать личными амбициями.

Такая тактика не приживается в сборной России – командная работа здесь не принята на историческом уровне: от вероятной победы Большунова никто не получит бонусов, да и не дружит он с другими лыжниками. К тому же на этом чемпионате в команде просто не хватало людей, способных соответствовать кондициям Большунова  – все отваливались задолго до того, как в гонке начинало решаться хоть что-то.

Вот почему Большунов обречен и дальше на борьбу против Клэбо и других норвежцев в одиночку. А значит поражений – обидных, скандальных, решающих – все равно будет больше.

И с этим ничего не сделать, пока Клэбо не сдаст или не задурит – как, например, это случилось с его предшественником Петтером Нортугом. 

Иверсену справедливо вручили золото лыжного марафона. За Большунова обидно, ему надо учиться проигрывать

Фото: REUTERS/Kai Pfaffenbach