7 мин.

«Жилина» – первый клуб, который оказался на грани банкротства из-за пандемии. 17 игроков уходят, денег от трансферов не будет

Но еще не все потеряно.

В понедельник словацкая «Жилина» удивила всех пространным заявлением о будущем – то ли впереди процесс ликвидации, то ли тотальное урезание расходов ради выживания, то ли еще что-то.

Главное:

– у клуба нет финансовых гарантий на дальнейшее существование;

– из-за этого вводится внешняя администрация.

«Наша долгосрочная стратегия заключается в том, чтобы развивать талантливых молодых игроков – тогда они могут обеспечивать себя благодаря футболу. В текущих условиях развлечения и футбол должны быть в стороне, а здоровье и борьба за жизнь уязвимых слоев населения – абсолютным приоритетом для нас всех», – так начинается заявление.

Почему у «Жилины» большие проблемы? Есть две основные причины.

Во-первых, структура бюджета клуба. «Жилина» получает значительную часть доходов от трансферов: регулярно продает молодежь и при этом практически не покупает никого взамен, обходится воспитанниками. За последние пять лет клуб потратил на новичков 1,5 миллиона евро, а продал – на 22 миллиона.

«Деньги от продажи игроков имеют для нас ключевое значение», – объяснял владелец «Жилины» Йозеф Антошик.

В минувший финансовый год бюджет клуба составил 12,8 миллиона евро – это рекорд и для самой «Жилины», и для Словакии в целом. Из них 5 миллионов пришли от трансферов – почти 40%. В прежние годы клуб неоднократно получал от продажи футболистов больше половины бюджета (5-7 млн евро).

Но здесь важен контекст: если «Жилина» продает кого-то за условный миллион евро, это еще не значит, что деньги поступают сразу. Зачастую компенсации равномерно размазываются по нескольким финансовым годам и приходят частями.

Свежий пример – трансфер Роберта Боженика. Молодой форвард пробился в состав, сверкнул, попал в сборную Словакии и привлек интерес из Европы: его хотел ЦСКА, «Гамбург», а цена болталась от 5 до 8 миллионов евро. В итоге его забрал «Фейеноорд» Дика Адвоката, который искал нападающего и даже присматривался к Александру Кокорину, – правда, всего за 4 миллиона евро. Но и этого достаточно для «Жилины», чей крупнейший трансфер на выход – Милан Шкриньяр – принес всего на 1,2 млн больше (до него самым денежным был переход Томаша Губочана в «Зенит» за те же 4 млн евро). 

Роберт Боженик

Так вот на данный момент «Жилина» получила лишь 10% от трансфера Боженика, чуть больше придет летом – но этого все равно недостаточно для выживания. 

«Бюджет команды на 2020 год сформирован с учетом будущих трансферных доходов. В нынешних условиях летние поступления, скорее всего, будут близки к нулю», – говорится в заявлении клуба. Суть в том, что конец сезона-2019/20 в лучшем случае сдвинется или сожмется до минимального количества матчей, в худшем – вообще не состоится; при любых раскладах доходы клубов во всех странах упадут, это скажется на трансферных расходах – ожидается падение рынка примерно на треть. 

Вторая причина ухудшения положения «Жилины»: в условиях выпадающих доходов клуб не смог договориться с игроками основы о временном урезании зарплаты. Сейчас их оклады в 4-10 раз выше установленного правительством МРОТ. 

«Мы были готовы пойти на понижение. Но тем, кого называют лидерами, предложили снизить зарплаты примерно на 80 процентов, а это, как мы считаем, слишком много», – заявил вратарь Доминик Голец. Игроки отказались от прямых переговоров и заявили, что их интересы будет представлять бывший голкипер «Крыльев Советов» Ян Муха – сейчас он президент местного футбольного профсоюза. 

«Жилину» это не устроило. 17 футболистов, которые отказались от понижения зарплаты на условиях клуба, уже получили уведомления о введении в «Жилине» внешнего управления. «Они занимают значительную часть зарплатной ведомости», – заявил Растислав Отруба, руководитель внешней администрации.

Два года назад владелец «Жилины» Антошик рассказывал, что зарплаты в команде – не больше 10 тысяч евро в месяц, в основном – 6-7 тысяч. Следовательно, зарплата всех футболистов – около 1,5 млн евро в год. Но это без учета бонусов.

Все эти 17 футболистов стали свободными агентами, через месяц они смогут вести переговоры с другими клубами (правда, пока непонятно, когда они смогут играть). В «Жилине» объясняют это решение ответственностью за будущее остальных сотрудников, которые получают не такие большие деньги – а это более ста человек без учета игроков.

«Мне очень жаль, что после 19 лет в «Жилине» меня выгоняют, присылая уведомление курьером», – отметил вратарь Голец.

Ликвидация, о которой говорится в различных заявлениях, – не совсем корректный перевод термина для ситуации, в которой пребывает «Жилина». «Клуб не будет расформирован», – уточнил юрист. Просто в словацком языке «ликвидатором» называется человек, руководящий внешним управлением.

Сниматься с чемпионата «Жилина» тоже не планирует. При подобном внешнем управлении клубы предельно сокращают расходы, чтобы разобраться с долгами. Например, «Рейнджерс» не пережили полноценную стадию банкротства в 2012-м, клуб упал в четвертый дивизион, но избежал полного расформирования и вскоре вернулся в Премьершип. Впрочем, такой пример – скорее редкость, чаще всего клубы после внешней администрации проваливаются в слабые дивизионы (пусть и все-таки продолжают существовать). 

Словацкая лига пока не планирует вводить в отношении клуба какие-либо санкции. Важно, что внешняя администрация появилась не по инициативе лиги, а по решению самого клуба.

Учитывая уникальность ситуации внутри сезона и турнирное положение «Жилины» (второе место) – вылет ей вряд ли грозит. Но вот уровень команды сильно упадет. По словам главы внешней администрации, клуб будет рассчитывать на молодежь, которая получает не так много.

***

«Жилина» – один из старейших клубов Словакии, создан в 1908 году. Во времена Чехословакии команда была классическим середняком, в сводной таблице за время существования страны она 13-я.

Успехи пришли уже в нулевые. Доминировать «Жилина» начала в 2002-м, взяв первое чемпионство. К 2012-му клуб только однажды завершил сезон ниже третьего места и выиграл титул шесть раз, спустя пять лет пришла еще одна победа.

«Жилину» в России знают по матчам со «Спартаком» в Лиге чемпионов-2010/11. Тогда парни Валерия Карпина угодили в группу также с «Марселем» и «Челси» – и если англичанам проиграли без шансов, французов один раз обыграли, но сгорели на пластмассовом ковре «Лужников», то с «Жилиной» оба раза расправились. 

Самая интересная новость того противостояния: перед первым матчем со «Спартаком» титульным спонсором «Жилины» стал бренд туалетной бумаги Lambi. Президент «Жилины» Йозеф Антошик был совладельцем головной компании Metsä Tissue, поэтому уговорил коллег помочь клубу и показаться на футболке на пять матчей (договорились после первого тура). Соглашение распространялось только на Лигу чемпионов, поэтому после вылета словаков сотрудничество закончилось. 

Последний матч в ЛЧ «Жилина» проводила как раз со «Спартаком». На фоне убийства фаната Егора Свиридова в декабре 2010-го москвичи устроили погром и файер-шоу – голландский реф Кевин Блом даже прерывал матч. Но встречу все-таки доиграли, а красно-белым пришлось заплатить 75 тысяч евро штрафа.

***

Чемпионат Словакии остановлен до конца апреля, как и многие европейские лиги, но, похоже, вряд ли будет возобновлен даже в мае – число заболевших только растет (363 случая – много для 5-миллионной страны). Пауза не может не сказаться на финансовом положении команд, говорит Отруба: «Жилина» – первая ласточка. Это решение далось нам нелегко, но я думаю, что многие клубы последуют за нами, когда увидят результат». Словацкие медиа уже пишут, что «Спартак» из Трнавы вышел на игроков с аналогичной просьбой сократить зарплаты.

Словакия – одна из немногих стран Европы, где еще ни один человек не умер от коронавируса. Первый случай заражения в стране был зафиксирован 6 марта (мужчина заразился от сына, который вернулся из Венеции), спустя несколько дней подтвердились еще несколько случаев. Спустя неделю, когда больных было уже за 20, словаки начали реагировать: восстановили погранконтроль на границах со странами Евросоюза, отменили все международные рейсы.

Параллельно в Словакии не без проблем утверждали новый состав парламента – Национального совета. Президент Зузана Чапутова принимала присягу у нового премьер-министра в стильной маске для лица и не менее стильных перчатках.

Фото: facebook.com/mskzilina; globallookpress.com/via www.imago-images.de, Alexander Chernykh/Russian Look; twitter.com/zuzanacaputova